Ситуация в Ливане: ноябрь 2019 г.

Экономическая и общественно-политическая ситуация в Ливане в ноябре 2019 года характеризовалась крайней напряженностью, связанной с углубляющимся экономическим кризисом, продолжавшимися народными протестами и вакуумом власти, сложившимся после отставки 29 октября правительства Саада Харири.

Финансовая ситуация в Ливане продолжает оставаться тяжелой. 1 ноября возобновили свою работу ливанские банки, закрытые до этого в течение 12 дней. Однако уже 14 ноября банковские служащие заявили о предстоящей забастовке. В течение 12 дней закрытия банкоматы коммерческих банков выдавали гражданам сумму в лирах, не превышающую 1000 долларов США. В настоящее время лимит суммы, выдаваемой банками со вкладов физических лиц колеблется от 2500 долларов в день до 5000 долларов в неделю. Официальный обменный курс составляет 1507 лир к доллару, однако в обменных пунктах национальную валюту меняют в пропорции 1900 лир за доллар. На этом фоне цены на многие потребительские товары в Ливане выросли на 6-8%. За день до открытия банков менеджер по работе с клиентами одного из ведущих инвестиционных банков Ливана сказала о том, что коммерческие банки приняли  решение временно заморозить все трансферты за рубеж для того, чтобы не допустить утечки валютных активов за пределы страны. Исключение делается для импортеров продовольствия, нефтепродуктов и лекарств. Бедственную  экономическую ситуацию в Ливане отмечают и международные финансовые институты. 15 ноября международное агентство Standard and Poor снизило суверенный кредитный рейтинг Ливана с B-/B до CCC/C. 3 ноября региональный директор Всемирного банка по Ближнему Востоку Сиродж Кумар встретился в Бейруте с президентом республики Мишелем Ауном. На встрече он побуждал главу государства как можно скорее сформировать новое правительство Ливана и начать проведение экономических реформ. «Политика сейчас привлекает Ваше наибольшее внимание, но экономика несет в себе гораздо больше рисков», — отметил международный эмиссар.

В стране продолжались массовые протесты. В начале ноября манифестанты пошли навстречу требованиям властей и разблокировали основные автомагистрали в стране и улицы в Бейруте. Однако 10 ноября блокирование дорог возобновилось. 11 ноября в ходе стычки пикетчиков с армией появилась первая жертва ливанской «революции». От пули военных в приморском городке Халде к югу от Бейрута погиб Алаа Абу Шакер, молодой человек, член Прогрессивно-социалистической партии Ливана (ПСП).

Одновременно власти Ливана, стараясь приглушить протесты, развернули борьбу с коррупцией. В октябре прокуратура Ливана возбудила уголовное дело против бывшего премьер-министра (2011-2014 годы) и фактического владельца одного из крупнейших коммерческих банков Ливана «Банк Ауди» Наджиба Микати. 3 ноября на допрос к прокурору был вызван другой бывший премьер (2005-2009 годы) Фуад Синьора. Он обвиняется в том, что в 2006-2008 годы бесследно исчезли 11 млрд долларов, выделенных КСА и Катаром на восстановление инфраструктуры Ливана, разрушенной израильской армией летом 2006 года. В конце октября в Бейруте был зафиксирован случай, когда несколько демонстрантов зашли в ресторан, принадлежащий Ф.Синьоре, и отказались платить за обед, посоветовав включить счет в те самые 11 млрд. 7 ноября финансовый прокурор вызвал на допрос руководителя Таможенной службы Ливана Бадри Дахера. 8 ноября один из известных ливанских адвокатов выдвинул иск против министра иностранных дел и лидера СПД Джебрана Басиля. Он обвинил этого политика в том, что последний способствовал продаже катарцам государственных облигаций Ливана, получив за это 50 млн долларов, а также в махинациях в сфере электроэнергетики, осуществленных с помощью бывшего министра энергетики Сезара Абу Халиля.

В течение месяца ливанскими политиками проводились интенсивные консультации по формированию нового правительства. 3 ноября было принято предварительное решение о создании нового правительства из 22 человек (что подразумевает сокращение количества министерств), в котором половину портфелей получат министры-технократы, а другую половину – представители политических партий. При этом было принято трудное решение о том, что ни Саад Харири, ни лидер СПД Джебран Басиль не получат постов в новом кабинете министров. 8 ноября состоялись напряженные консультации между представителями движений «Хизбалла» и «Амаль», а также СПД, на которых была номинирована кандидатура возможного премьера. Им был назван Мухаммед Сафади. Этот 75-летний долларовый миллиардер является одним из наиболее влиятельных бизнесменов Ливана. Он родился в 1944 году в суннитской семье в Триполи, закончил престижный Американский университет в Бейруте. В 1976 году, во время гражданской войны в Ливане переехал в Саудовскую Аравию, где приумножил свой капитал. В течение долгого времени был советником саудовского принца Турки бен Насера в Лондоне. В 2011-2014 годах Мухаммед Сафади занимал пост министра финансов в правительстве Наджиба Микати. Является сторонником Микати и представляемого им клана Триполи, однако поддерживает хорошие отношения с Саадом Харири. Однако номинация этого ливанского олигарха вызвала крайне негативную реакцию со стороны протестующих. Около дома Сафади круглосуточно проводились митинги под лозунгом «Не хотим больше миллиардеров в правительстве». Одновременно ряд влиятельных заимов суннитской общины выразили поддержку Сааду Харири как главе нового кабинета. 15 ноября бывшие премьер-министры Ливана Фуад Синьора, Наджиб Микати и Таммам Салам заявили о том, что хотели бы видеть новым премьер-министром именно С.Харири. В результате 16 ноября Мухаммед Сафади отозвал свою кандидатуру на пост премьер-министра.

18 ноября спикер парламента Ливана Набих Берри заявил о том, что ситуация в Ливане становится все более опасной. Он отметил: «Страна напоминает тонущий корабль, причем он погружается в воду понемногу, но все более уверенно. Если мы не примем срочных мер, он затонет окончательно». Спикер выразил надежду на то, что Саад Харири согласится возглавить новое правительство, которое должно принять пакет срочных мер для вывода Ливана из кризиса. Одновременно 18 ноября командующий ливанской армией генерал-лейтенант Жозеф Аун заявил о том, что вооруженные силы должны не разгонять, а защищать протестующих. Он констатировал: «Мы не останавливали и не будем останавливать тех, кто протестует на площадях, но будем препятствовать тем, кто перекрывает дороги и осуществляет хулиганские выходки по отношению к другим гражданам». Отвечая на вопрос о гибели Алаа Абу Шакра генерал подчеркнул, что армия с самого начала избегала насилия по отношению к демонстрантам: «Сколько человек погибло в Ираке с начала протестов? Триста двадцать, а у нас всего один. И мы тщательно расследуем этот инцидент». Остается добавить, что армия в условиях кризиса остается одним из немногих институтов, сохраняющих доверие ливанцев.

19 ноября заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Дэвид Хейл, курирующий ливанское досье (в 2015-2018 годах он был послом США в этой стране), признал, что американское правительство заморозило 150 млн долларов, предназначенных для оказания помощи Ливану в 2019 году (большая часть предназначается ливанской армии). Он сказал об этом на заседании слушаний Конгресса США, посвященным предполагаемому импичменту Дональду Трампу. Одновременно с помощью Ливану была заморожена и помощь Украине. Д. Хейл отметил, что ему неизвестны мотивы такого шага администрации Трампа.

21 ноября протестующие вновь блокировали дороги, ведущие из Бейрута на юг страны, после речи президента Мишеля Ауна. В ней президент сказал, что власти не намерены подавлять протестное движение, но хотят «исследовать требования протестующих и понять как воплотить их в жизнь». 25 ноября появилась информация о том, что сторонники  движений «Хизбалла» и «Амаль» совершили нападения на протестующих, блокирующих ключевые автомагистрали. В связи с этим 26 ноября специальный координатор ООН по Ливану Ян Кубиш призвал политические партии и движения этой страны «контролировать своих сторонников и не допускать политической эксплуатации массовых протестов, которые начались в октябре». Одновременно 26 ноября состоялись серьезные столкновения между сторонниками двух христианских партий – Свободное патриотическое движение (СПД) и «Катаиб» в ливанском городке Бикфайя. Бикфайя известна как оплот партии «Катаиб». В этом городе родился основатель этой партии Пьер Жмайель. В настоящее время здесь находится резиденция бывшего президента Ливана Амина Жмайеля. Партия «Катаиб» с самого начала протестов поддержала митингующих. В то же время СПД является союзником «Хизбаллы».

29 ноября появилась информация о новом кандидате на пост премьер-министра Ливана. Им стал 72-летний Самир Хатыб, президент крупной строительной компании. Интересно, что деятельность С. Хатыба всегда была связана с бизнес-империей Харири, а сам кандидат заявил, что получил одобрение Саада Харири на то, чтобы возглавить правительство.

52.23MB | MySQL:103 | 0,621sec