К развитию российско-турецких договоренностей по Сирии

23 декабря высокопоставленная турецкая делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Седатом Оналом посетила Москву для переговоров по двум ключевым вопросам, доминирующим в двусторонних отношениях в течение последних двух недель. Первым вопросом является изменившаяся ситуация в сирийском анклаве Идлиб, где в течение последней недели сирийские правительственные войска проводят успешную военную операцию, постепенно вытесняя протурецких боевиков. Вторым аспектом этого визита является координация с Москвой дальнейших турецких  действий  в отношении Ливии, где наступление Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара грозит окончательно подорвать позиции турецких союзников из Правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа.

Главным вопросом для турецких дипломатов была, конечно же, ситуация в Идлибе. Здесь в течение последней недели сирийские правительственные войска осуществляют успешное наступление. В его ходе Сирийской Арабской Армией и ее союзниками занято 20 селений. Подразделения сирийской армии блокировали турецкий наблюдательный пункт Сарман, один из 12 наблюдательных пунктов ВС Турции, размещенных в провинции Идлиб согласно договоренностям, достигнутым в Астане.   В настоящее время подразделения сирийской армии стоят у ворот города Маарат ан-Нааман. В случае овладения им, что является вопросом времени, под контроль сирийского правительства полностью перейдет важный пункт на трассах Дамаск-Алеппо и Алеппо-Латакия. По существу, сирийская армия (скорее всего при российской поддержке) в условиях невыполнения турецкой стороной  Сочинских соглашений, заключенных в сентябре 2018 года, продолжает потихоньку вытеснять джихадистские группировки из Идлиба. В августе с.г.таким образом была освобождена северная часть провинции Хама и важный город Хан Шейхун. При этом, согласно репортажу корреспондента газеты «Рай аль-йаум» Камаля Халафа, населенные пункты в южной части провинции Идлиб переходят в руки сирисйкой армии «с эффектом домино». Боевики, включая «Хайят Тахрир аш-Шам» запрещена в России), обращаются к Турции с просьбой о дополнительных поставках оружия и боеприпасов. Одновременно руководство «Хайят Тахрир аш-Шам» распространило воззвание к молодежи Идлиба с призывом записываться в ряды вооруженных формирований этой организации для борьбы против неверных, гарантируя им в будущих боях «поддержку ангелов».

Наступление Сирийской Арабской Армии уже вызвало значительный приток беженцев к сирийской границе. В этих условиях турецкое руководство решило вновь разыграть карту беженцев для сохранения своего присутствия в Идлибе. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что зачистка Идлиба сирийской армией повлечет за собой приток в Турцию дополнительно 3,5 млн беженцев и Турция уже не сможет справиться с таким бременем в одиночку. Решать эту проблему, по мнению президента, придется Европейскому союзу. Эта угроза вызвала заявление Министерства иностранных дел Германии о недопустимости эскалации насилия в Идлибе для того, чтобы избежать гуманитарной катастрофы в регионе. Одновременно пресс-секретарь и «серый кардинал» президента Эрдогана Ибрагим Калын предложил заключить новое российско-турецкое соглашение по Идлибу. Однако, учитывая невыполнение турецкой стороной прежнего договора, совершенно непонятно, насколько действенным и результативным может быть новый документ. Напомним, что в прежнем соглашении турецкая сторона обязалась отделить боевиков «умеренной» оппозиции от джихадистов из «Хайят Тахрир аш-Шам». Следующей стадией должна была стать ликвидация в той или иной форме вооруженных формирований террористов и начало примирения протурецких «повстанцев» с правительством САР. По факту за год с лишним эти договоренности выполнены не были.

Наблюдатели отмечают еще один интересный факт, касающийся пребывания турецкой делегации в Москве. Одновременно с турецкими дипломатами в российской столице находился министр иностранных дел САР Валид Муаллем. Неизвестно, прошла ли его встреча в российской столице с турецкой делегацией. На вопрос журналистов о том, собирается ли он встретиться с турецкими коллегами, шеф сирийской дипломатии ответил, что встречи на уровне спецслужб двух стран несколько раз уже проходили, но не дали никаких ощутимых результатов.  Журналисты газеты «Рай аль-йаум» отмечают, что российская сторона недвусмысленно дает понять турецким партнерам, что без прямых турецко-сирийских переговоров никакого урегулирования проблемы Идлиба быть не может. Возможно, этот вопрос будет обсуждаться на переговорах лидеров России и Турции во время намеченного на 8 января следующего года официального визита президента Российской Федерации В.В.Путина в Анкару, где президенты двух стран должны в торжественной обстановке открыть газопровод «Турецкий поток».

Вторым важным аспектом пребывания турецкой делегации в Москве стала, по всей вероятности, «сверка часов» по ситуации в Ливии. Автор сайта Института Ближнего Востока А.А. Быстров отмечает, что в настоящее время в Ливии параллельно существуют два органа исполнительной власти: международно признанное ПНС Фаиза Сараджа и временный кабинет Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани, действующий на востоке страны совместно с парламентом и поддерживаемый Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара. Последний объявил 12 декабря, что его вооруженные силы приступают к «решающей битве за столицу». Командование ЛНА ранее неоднократно подчеркивало, что будет противостоять любой иностранной интервенции в Ливии, а также пригрозило топить суда и сбивать транспортные самолеты с военной помощью из Турции. Анкара рассматривает правительство Фаиза Сараджа в качестве своего естественного союзника. На работу ПНС большое влияние оказывает движение «Братья-мусульмане», а ударной силой этого правительства являются вооруженные формирования клана Мисураты, исторически, политически и экономически связанного с Турцией. Полевой командир этих отрядов Фатхи Бачага является министром внутренних дел в правительстве Сараджа и фактически определяет его политику. В Анкаре не могут не понимать, что после падения Триполи придет очередь Мисураты и турки останутся в Ливии без поддержки. Во-вторых, Ливия имеет для Турции большое экономическое значение. Турция наряду с Италией и КНР является в это смутное время одним из основных торговых партнеров Ливии. Турецкие компании не теряют надежды в случае победы Сараджа заняться реконструкцией разрушенной экономики и инфраструктуры Ливии. В-третьих, Ливия имеет для турецкого правительства большое геополитическое значение. Это подтвердило подписание 23 ноября с.г. турецко-ливийского соглашения о делимитации морской границы. Данный документ дает Анкаре преимущества в споре за энергетические ресурсы Восточного Средиземноморья. Неслучайно он вызвал резкую оппозицию со стороны Кипра и Греции. Правительство последней даже выдворило в знак протеста ливийского посла. Одновременно в арабской прессе циркулирует информация о том, что турецкое руководство намерено открыть в Триполи военную базу для того, чтобы еще больше укрепить свои позиции в Средиземноморье. Если это произойдет, опорный пункт в Ливии станет третьей зарубежной военной базой турецкой армии после Катара и Могадишо.

Правительство Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани, фактическим лидером которого является Хафтар, антагонист Сараджа, пользуется поддержкой со стороны России, пусть и не такой интенсивной и безусловной как со стороны Франции, Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта. Россия видит в возможном руководстве Ливией со стороны Хафтара определенную преемственность с политикой Каддафи, что может дать российским компаниям участие в выгодных подрядах по восстановлению ливийской экономики. Кроме того Хафтар рассматривается Москвой в качестве светского лидера и противника радикальных исламистов. Турецкий президент Эрдоган пообещал оказать премьер-министру Сараджу военную поддержку в гражданской войне. Правда, большинство наблюдателей сомневаются в том, что возможна прямое направление в Ливию боевых подразделений турецкой армии. Скорее всего, речь будет идти об авиационной поддержке или направлении специалистов по линии ЧВК, о чем заявил сам турецкий лидер. В то же время направление даже таких подкреплений невозможно без молчаливой поддержки Москвы, учитывая стратегическое положение российских военных баз в Сирии. Турецкий журналист Чингиз Чандар пишет о том, что в столицах аравийских монархий, Эр-Рияде и Абу-Даби внимательно отслеживают российско-турецкие переговоры по Ливии, считая, что возможный компромисс между державами может стать ключевым фактором для будущего этой страны. Одновременно этот турецкий эксперт выдвигает несколько возможных гипотез дальнейшего взаимодействия России и Турции по Ливии. Согласно одной из них Ливия может стать для Москвы «разменной картой». В обмен за прекращение поддержки Хафтара Анкара может «отступиться» от Идлиба, а также  вывести с турецкой территории базы НАТО. По мнению Чандара, заявления президента Эрдогана о том, что в случае нарастания давления со стороны США Турция закроет базу ВВС Инджирлик и базу РЛС Кюречик предназначены для российского потребления. На наш взгляд, делать такие прогнозы было бы преждевременно. В любом случае относительную ясность о взаимодействии наших стран по Ливии может внести только встреча В.В. Путина и Р.Т. Эрдогана.

62.91MB | MySQL:105 | 0,651sec