О попытках ФРГ сохранить соглашения ЕС с Турцией по беженцам

Соглашение по беженцам между Анкарой и Брюсселем вступило в силу в марте 2016 г. По его условиям, в обмен на каждого нелегально проникшего через Турцию мигранта ЕС обязуется забирать из Турции одного сирийца, среди которых приоритет отдается женщинам, детям, а также тем, кто не предпринимал нелегальных попыток перебраться в ЕС. По мнению многих немецких экспертов, договор так и не смог способствовать исполнению заложенной в нем цели. По статистике, Евросоюз в среднем принял в 6 раз больше беженцев, чем было возвращено турецкой стороне. Несмотря на это и многие другие возражения представителей экспертного сообщества и политиков, А.Меркель пытается спасти договоренности, которые в последнее время столкнулись с серьезными препятствиями в виде политики Р.Т. Эрдогана.

Турецкий президент на днях сообщил, что стране требуется большее содействие со стороны ЕС, поскольку число сирийцев, бежавших из Идлиба в Турцию, составило по разным данным от 80 до 100 тыс. человек. По словам Р.Т.Эрдогана: «Мы четко дали понять Европе и всему миру, что не можем терпеть новую волну беженцев». При этом страной, которая первой ощутит на себе все негативные последствия ситуации в Идлибе, он назвал Грецию, которая, согласно упомянутому выше соглашению, должна была заниматься регистрацией мигрантов. Кроме того, как подчеркивают турецкие источники, Р.Т.Эрдоган открыто говорит о неизбежности пересмотра соглашения, которое, на его взгляд, ранее вполне успешно справлялось с поставленной задачей.

События уже начали развиваться по негативному для Европы сценарию. В немецкой прессе сообщается о том, что турецкая береговая охрана ослабила контроль. Подтверждается это и данными Верховного комиссара ООН по делам беженцев, согласно которым при общем сокращении притока мигрантов в текущем году, по морю или по суше из Турции в Грецию на 23 декабря 2019 г. прибыло более 73 тыс. человек, что на 23 тыс. чел больше, чем в 2018 г. При этом стоит подчеркнуть, что еще в 2016 г. эксперты, критиковавшие договоренность с Анкарой, отмечали, что в Греции нет необходимой инфраструктуры. Сложившаяся ситуация рассматривается как явное нарушение договоренностей 2016 г. В связи с этим в прессе появились сообщения, что федеральный канцлер А.Меркель готовит в январе визит в Анкару, в ходе которого намерена обсудить с Р.Т.Эрдоганом этот вопрос. Пока точная дата прибытия главы немецкого правительства не названа, а официальные представители ФРГ не подтверждают информацию о готовящейся поездке.

Помимо этого активизировалось и общение самих государств Европы, которые должны решить, как распределять новых мигрантов. На текущей неделе развернулась дискуссия с участием министра иностранных дел Люксембурга Ж.Ассельборна по вопросу приема несовершеннолетних. При этом, на его взгляд, для успешной работы необходимо не просто единичное согласие того или иного государства на размещение группы мигрантов, а соглашение, которое должно грозить тем, кто его не выполняет, серьезными последствиями. По словам главы дипломатического ведомства Люксембурга: «Эти люди приехали в Грецию, а в ЕС, а значит, ЕС и должен решать проблему».

В качестве мер воздействия Ж.Ассельборн предлагает, прежде всего, финансовые. В настоящий момент идет обсуждение долгосрочного бюджета Евросоюза до 2027 г., и основные государства-доноры, включая Германию, настаивают, что несоблюдение основополагающих ценностей Евросоюза должно быть привязано к взносам и ассигнованиям из фондов организации. При этом главным образом это обращение направлено к Венгрии, Польше и Чехии, которые уклоняются от обязательств по приему беженцев, несмотря на решение Европейского суда. Продвигать практические меры по урегулированию нарастающего кризиса предполагается, в том числе через Председателя еврокомиссии У. фон дер Ляйен, которая, напомним, в прошлом была главой оборонного ведомства Германии. Не исключено, что конкретные предложения будут озвучены в середине следующего месяца, когда планируются консультации профильных министров стран-участниц Евросоюза.

Интересны и дебаты внутри самой Германии. Депутаты от фракции «Зеленых» предложили без каких-либо договоренностей принять 4 тыс. несовершеннолетних мигрантов. С точки зрения сопредседателя партии Р.Хабека, это необходимо было делать поэтапно, отдавая предпочтение самым маленьким и ослабленным. Однако против выступило министерство внутренних дел во главе с Х.Зеехофером, по мнению которого, Берлин и так делает достаточно для решение проблемы. Как отметила официальный представитель правительства У.Деммер: «Мы ищем общеевропейское решение на будущее. Германия не может делать это одна». Примечательно, что с таким подходом согласился и упомянутый выше Ж.Ассельборн.

Таким образом, в сложившейся ситуации возрастает необходимость выработки общего решения для проблем миграционного кризиса в рамках ЕС, что будет способствовать увеличению давления на государства Европы, не выполняющие соглашения, а также не исключено дополнительное воздействие на Турцию. Впрочем, здесь все таки есть определенная разница. Равное распределение бремени между европейскими государствами – вопрос принципиальный, но при этом являющийся их внутренним делом. А вот договоренности с Анкарой – в некотором смысле аналог СВПД, т.е. значение имеет не реализация, а документ, свидетельствующий о формальном дипломатическом прорыве. Такой подход к миграционному кризису трансформирует внутриполитическую ситуацию в Германии, где обращение к теме беженцев становится сложным политическим ходом, поскольку проблема является комплексной и затрагивает не только моральные аспекты приема новой волны беженцев, но и работу над выработкой общей линии в ЕС, где Германия стремиться закрепить за собой лидирующие позиции.

52.25MB | MySQL:103 | 0,528sec