Военно-политическое руководство ряда стран Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона с целью наращивания боевых возможностей национальных ВМС активизирует усилия, направленные на укрепление военно-технического сотрудничества с КНР. В рамках заключённых контрактов с судостроительными предприятиями КНР осуществляются программы закупок вооружения и военной техники, в том числе подводных лодок, кораблей и вспомогательных судов. Известно, что Министерство оборонной промышленности Пакистана 1 июня 2018 года заключило контракт с внешнеторговым объединением КНР на постройку для ВМС Пакистана третьего и четвёртого корпусов фрегатов проекта 054А/Р. Контракт на поставку первых двух фрегатов проекта 054А/Р заключён в июне 2017 года. 19 декабря 2018 года на ССЗ «Худун чжунхуа шипъярд» прошла церемония резки стали для второго корпуса фрегата проекта 054А/Р, строящегося для ВМС Пакистана. Фрегаты проекта 054А/Р разработаны на основе фрегата проекта 054А ВМС НОАК, предназначены для замены устаревших фрегатов УРО типа «Тарик», построенных в 1970-х годах для ВМС Великобритании (тип 21) и переданных ВМС Пакистана в 1993-1994 годах. Предположительно, все четыре корабля будут построены на судостроительных предприятиях КНР и войдут в боевой состав ВМС Пакистана к концу 2021 года. Общая стоимость контрактов составляет около 1,4 млрд долл. США.
Церемония подписания контракта на постройку
третьего и четвёртого фрегатов проекта 054А/Р для ВМС Пакистана
Фрегаты проекта 054А построены на двух судостроительных заводах (ССЗ) «Худун чжунхуа шипъярд» в г. Шанхай и «Хуанпу шипъярд»
в г. Гуанчжоу. Всего построено и введено в боевой состав ВМС НОАК
30 фрегатов данного типа.
Основные ТТХ фрегата проекта 054А
Водоизмещение: | |
стандартное………………………… | 3600 т |
полное………………………… | 4053 т |
Главные размерения: | |
длина………………………… | 134,1 м |
ширина………………………… | 16 м |
осадка………………………… | 4,5 м |
Скорость полного хода ………………………… | 27 уз. |
Дальность плавания (при скорости 18 уз) ………………………… | 4000 миль |
Экипаж ………………………… | 165 чел. |
Тип ГЭУ ………………………… | 4 дизельных двигателя
16РА6V-280STC |
В состав ракетного вооружения фрегатов проекта 054А/Р ВМС Пакистана, предположительно, войдут сверхзвуковые противокорабельные ракеты СМ302 (экспортный вариант ПКР «Инцзи-12»). В соответствии с контрактом, заключённым в мае 2017 года, на ССЗ «Дацзинь хэви индастриз» (г. Чжэньцзян, КНР) для ВМС Пакистана осуществляется постройка гидрографического судна проекта DJCH8020. Судно предназначено для проведения гидрографических исследо-ваний и обслуживания навигационного оборудования.
Гидрографическое судно проекта DJCH8020
Гидрографическое судно полностью спроектировано в КНР и будет оснащено самым современным исследовательским оборудованием. Полное водоизмещение судна составляет около 3000 т, длина – 80,8 м. Судно заложено в феврале 2018 года, спущено на воду 10 декабря
2018 года. Передачу в состав ВМС Пакистана планируется осуществить
до 1 сентября с.г. Проект частично финансируется правительством КНР в рамках программ военно-технического содействия Пакистану. В порту Гуанчжоу (КНР) 20 июля 2018 года состоялась церемония передачи Агентству безопасности на море Пакистана (организационно входит в состав резерва ВМС) головного среднего патрульного корабля «Кашмир» (б/н 143), построенного на ССЗ «Хуанпу веньчун шипбилдинг» судостроительного объединения «Гуанчжоу шипъярд интернешнл». Водоизмещение корабля составляет 1550 т, длина – 94 м. Патрульный корабль «Кашмир» стал самым крупным в составе Агентства безопасности
на море Пакистана.
Средний патрульный корабль «Кашмир»
Корабль построен в соответствии с контрактом, заключённым между министерством обороны Пакистана и внешнеторговым объединением КНР в июне 2015 года. Данным контрактом предусматривалась постройка двух средних патрульных кораблей водоизмещением 1550 т и четырёх малых патрульных кораблей водоизмещением 600 т. При этом постройка одного среднего патрульного корабля и трёх малых патрульных кораблей осуществлялась в КНР, остальных – на военно-морской верфи «Карачи шипъярд» (г. Карачи, Пакистан) при техническом содействии китайских специалистов. Общая стоимость контракта составляет около 130 млн. долл. США. Три малых патрульных корабля («Хингол», б/н 1070; «Басол», б/н 1071; «Даря-э-Дах», б/н 1072) построены на ССЗ «Сицзян шипбилдинг» (г. Лючжоу, КНР) и были переданы Пакистану в 2016-2017 годах. Малый патрульный корабль «Жоб» (б/н 1073), построенный в Карачи, передан в боевой состав в декабре 2018 года. Ввод в боевой состав второго корпуса среднего патрульного корабля, заложенного в первом квартале 2017 года, планируется осуществить в четвёртом квартале 2019 года. Кроме того, в июле 2015 года между КНР и Пакистаном заключён контракт о закупке для ВМС Пакистана восьми дизель-электрических подводных лодок проекта S20 общей стоимостью около 5 млрд. долл. США. В соответствии с контрактом четыре корпуса планируется построить в КНР и четыре – в Карачи при участии китайских специалистов. Специально разработанный для продажи на экспорт проект S20 представляет собой уменьшенный вариант большой дизель-электрической подводной лодки проекта 039А ВМС НОАК. Предположительно, подводное водоизмещение подводной лодки проекта S20 ВМС Пакистана составит около 2300 т, дальность
плавания – до 8000 миль, экипаж – 38 человек. Таким образом, реализация программ закупок кораблей и судов, построенных на ведущих судостроительных предприятиях КНР, значительно повысит боевые возможности ВМС Пакистана.