Статистика германского экспорта вооружений в 2019 г. и страны Ближнего Востока

Недавно опубликованные материалы ответов на парламентские запросы представителей «Зеленой» и «Левой» партии С.Дагделен и О.Нурипура проливают свет на особенности политики федерального правительства в сфере поставок вооружений и боевой техники за рубеж в 2019 г. По обнародованным данным из ответов Министерства экономики ФРГ, в текущем году наблюдалось 65%-е увеличение показателей в сравнении с 2018 г., а в середине декабря 2019 г. уже был перекрыт предыдущий рекорд 2015 г., равный 7, 95 млрд евро. На первом месте по закупкам немецких вооружений оказалась Венгрия, на долю которой пришлось поставок на сумму более 1,7 млрд евро. Также в списке лидеров присутствуют США (483 млн евро), оказавшиеся на третьем месте.

Однако названные государства не представляют большого значения для политиков и экспертов, поскольку они являются партнерами ФРГ по ЕС и НАТО. Гораздо интереснее обстоят дела с государствами Ближнего Востока. Здесь по закупкам продукции немецкого ВПК лидирует Египет (более 800 млн евро), занимающий второе место в общем списке импортеров. В первой 10-ке также значатся Алжир (238 млн евро) и Катар (223 млн евро). На 9-м месте находятся Объединенные Арабские Эмираты (207 млн евро). Как видно из приведенного списка, в нем значатся государства, критикуемые за участие в конфликте в Йемене, а также в отношении которых даже со стороны самого федерального правительства высказывались замечания по поводу соблюдения прав человека.

В ответах на парламентские запросы обращает на себя внимание несколько фактов. Во-первых, статистика сама по себе не так плоха. Так, если взять общий показатель поставок вооружений в третьи страны на 2019 г., то он снизился в среднем почти на 9%. При этом, как подчеркивают СМИ, итоговая сумма все же выше на 1 млрд евро. Таким образом, потеря в процентном соотношении связана с общим увеличением экспорта, а также тем, что повышенный интерес к немецкому ВПК проявляет Венгрия, проводящая масштабную модернизацию своих вооруженных сил. Причем, несмотря на то, что Будапешт не попадает в опасную категорию, к нему есть много вопросов как у Брюсселя, так и у Берлина, связанных с миграционной политикой.

Второй важный момент заключается в том, что федеральное правительство не раскрывает номенклатуру экспорта, тем самым, судя по всему, пытаясь уменьшить критику в свой адрес. Государственный секретарь по экономическим вопросам У.Нусбаум в одном из ответов на запросы подчеркнул: «сумма значений одобренных поставок за отчетный период не является подходящим критерием», а власти страны, по его словам ведут «ответственную политику в области экспорта оружия».

Впрочем, определенные сведения за предыдущие годы все же доступны. В Египет, к примеру с начала 2000-х гг. до предыдущего пика поставок в 2015 г. направлялись в основном транспортные средства, танки, военные корабли, стрелковое оружие и боеприпасы. За тот же период, по данным британской НПО Campaign Against Arms Trade (CAAT), Алжир более всего интересовался германским электрооборудованием, транспортными средствами, оборудованием по обработке изображений, а также тем же стрелковым оружием. Приблизительно аналогичной была номенклатура экспорта в ОАЭ. Примечательно, что летом 2019 г. федеральное правительство ужесточило правила экспорта, запретив поставлять третьим странам стрелковое оружие, т.к. оно особенно часто в дальнейшем попадает в зоны вооруженных конфликтов.  Таким образом, сумма поставок в третьи страны не сократилась даже на фоне запрета отправки туда стрелкового оружия.

Вооруженные конфликты, ситуация с правами человека, а также разговоры о том, что сам Бундесвер недополучает необходимые вооружения и технику, в то время как они отправляются за рубеж, конечно, важные факторы. Однако на первом месте в данной связи для ФРГ вопрос о будущем правительственной коалиции. Он обострился еще осенью в связи со сменой руководства в младшей коалиционной партии СДПГ. После этого парламентская группа партии в Бундестаге приняла документ, в котором  были предложены более жесткие меры. В их числе было названо следующее: 2-летний срок действия ранее одобренных лицензий, дабы власти могли более быстро реагировать на изменения в странах-импортерах; передача разрешений на поставки в ведение Канцелярии федерального канцлера, поскольку вопрос является комплексным, а потому не может контролироваться Министерством экономики; борьба с производством компонентов немецких вооружений за рубежом, а также публикация всех одобренных лицензий в интернете.

Тогда эти требования не были выполнены, а представители ХДС/ХСС заявили, что еще при подписании коалиционного соглашения пошли СДПГ на уступки. После публикации статистики возражения в Бундестаге начали нарастать. Так, фракция «Левых» все больше настаивает на том, что требуется принятие отдельного закона, который позволил бы поставить под парламентский контроль решения правительства.

Таким образом, экспорт продукции ВПК ФРГ на Ближний Восток становится, прежде всего, внутриполитической проблемой для Германии, что особенно опасно в условиях постепенного завершения карьеры А.Меркель на посту федерального канцлера. Взгляды на поставки вооружений  и техники в страны, находящиеся за пределами ЕС и НАТО, сближают позиции СДПГ, «Левых» и «Зеленых». При этом по мнению экспертов, от этого в большем выигрыше могут оказаться именно последние. Они очень успешно показали себя на выборах в Европарламент, и именно один из сопредседателей партии может оказаться новым главой правительства, если ХДС/ХСС продолжит сдавать позиции. А этому, в свою очередь, может способствовать развал нынешней коалиции, рискующий произойти именно из-за разницы подходов к экспорту вооружений.

52.18MB | MySQL:103 | 0,531sec