Экономическая стратегия переходного правительства Пакистана

Несмотря на недовольство многих политических партий персональным назначением состава переходного правительства Пакистана 16 ноября с.г., глава временного кабинета министров г-н Мухаммедин Сумро/ Mohammedmian Soomro проводит курс стратегического развития экономики, разработанный еще его предшественником экс-премьером Шаукатом Азизом.

Следует отметить в целом значительные успехи экономического развития Исламской Республики Пакистан /ИРП за последние годы. Так, согласно отчету Всемирного банка реконструкции и развития/ВБРР, отмечается ежегодный рост ВВП, который в 2000 г. составлял 73,3 млрд ам. долларов с темпом роста 4,3% в год, в то время как в 2006 г. — 128,8 млрд долларов, что соответствовало 6,2%-ному росту [1].

Показатели ежегодной инфляции снизились: если в 2000 г. она достигла своего пика — 23,8%, то к 2006 г. снизилась до 10,3%.

Один из любимых показателей экономического роста в Пакистане – увеличение числа пользователей мобильными телефонами, так как телекоммуникационный сектор экономики Пакистана сделал в последние годы значительный рывок. Если в 2000 г. только 24,3 человека из расчета на 1 тыс. населения имели мобильные телефоны, то в 2006 г. их число резко возросло и составило 115,9 человек.

В значительной степени росту валового внутреннего продукта способствовали поступления прямых инвестиций, которые в 2000 г. составляли всего 308 млн долларов, а в 2005 г. возросли до 2,2 млрд долларов.

Несмотря на внушительные цифры, экономика страны сталкивается с рядом серьезных трудностей: рост промышленного производства незначителен — 22,6% в 2000 г. и 26,7% в 2006-м соответственно. Сельское хозяйство, один из основных секторов экономики, переживает спад темпов производства – если в 2000 г. темпы производства составляли 26,2% ВВП, то в 2006 г. они снизились до 20,5% ВВП.

Экономические неурядицы порождают социальные проблемы — рост безработицы, особенно в сельской местности; невысокий уровень грамотности населения, который, например, для людей в возрасте от 15 лет и старше составляет всего 49,9% [2].

Основными задачами переходного правительства являются, во-первых, укрепление наработанного потенциала, приобретенного за прошедшие несколько лет под руководством бывшего премьер-министра Шауката Азиза, и во-вторых, дальнейшее развитие национальных проектов.

Уже спустя несколько дней после приведения к присяге, временное правительство одобрило 31 проект общей стоимостью 248 млрд рупий (1 ам. доллар равен приблизительно 60 пакистанским рупиям), включая теплоэнергетический проект стоимостью 22 млрд рупий и 455-миллионный проект системы контроля воздушным движением [3].

В то же время Комиссия по планированию/Planning Commission дала окончательное заключение по 16 проектам общей стоимостью 4,5 млрд рупий для их дальнейшей реализации и рекомендовала Исполнительному комитету Национального экономического совета рассмотреть дополнительно 15 проектов общей стоимостью 243,8 млрд рупий.

Приоритетные проекты в области экономики были обозначены президентом Пакистана П. Мушаррафом. К ним относятся строительство и техническое обустройство (облицовка кирпичом) оросительных каналов; снабжение электричеством и природным газом населения внутренних районов страны; дальнейшее развитие программы обеспечения сельских районов питьевой водой, включая строительство резервуаров для хранения воды (только 89% населения страны имеет доступ к чистой питьевой воде [4]); строительство объектов инфраструктуры и установка медицинских пунктов в сельской местности и т.д. [5].

Среди крупных национальных программ выделяется проект, предусматривающий разработку, производство и установку радиолокационной системы в аэропортах страны.

Следующий ряд проектов направлен непосредственно на экономическое развитие провинций Пакистана. Так, одним из пяти мощных проектов Пенджаба является сооружение современной оросительной системы стоимостью 6,6 млрд рупий. Финансироваться он будет из бюджета провинции. В то же время Банк международного сотрудничества Японии/ The Japan Bank for International Cooperation обязался покрыть 88% расходов [6].

Одним из крупных проектов инфраструктуры, например, в провинции Синд, является реконструкция нескольких причалов Карачинского порта общей стоимостью 6 млрд рупий. Компания Karachi Port Trust, в чьем ведении находятся портовые сооружения, получила одобрение временного правительства Пакистана на получение займа в размере 100 млн ам. долларов от Всемирного банка реконструкции и развития.

Не осталась без внимания одна из проблемных провинций Пакистана — Белуджистан. Но в настоящее время экономические приоритеты смещены на юг провинции, а именно на побережье Аравийского моря, где идет строительство новейшего порта на Ближнем Востоке – порта Гвадар. Поэтому мощные инфраструктурные проекты привлекают инвестиции из стран Персидского залива. Так, правительство Омана предоставило грант в размере 934 млн рупий на обустройство сети шоссейных дорог района.

Помимо национальных проектов в базовых отраслях экономики, рассматриваются также программы развития в социальной сфере, в частности, в области образования. Например, принята к исполнению программа развития сектора высшей школы общей стоимостью 165 млрд рупий. Проект предусматривает учреждение четырех технологических университетов в Карачи, Исламабаде и двух учебных университетов в Лахоре при интеллектуальной поддержке Австрии, Германии, Китая и Италии. Согласно проекту, иностранная финансовая помощь будет покрывать только расходы на предоставление преподавательских услуг в университетах [7].

Темпы экономического развития Пакистана, инвестиционная стратегия, подготовленная администрациями президента П. Мушаррафа за прошедшие восемь лет, разработка приоритетных национальных и провинциальных проектов требуют, без сомнения, взвешенного подхода и поступательного развития со стороны будущего правительства Пакистана. Парламентские выборы, намеченные на 8 января 2008 г., станут испытанием на прочность не только позиции гражданского президента Первеза Мушаррафа, но и в целом курса экономических реформ, начатых еще в октябре 1999 г. с приходом к власти генерала П. Мушаррафа.

Формирование нового кабинета министров и выбор кандидатуры будущего премьер-министра Пакистана, отвечающего за экономический блок, потребуют с его стороны ряда политических уступок. Повлекут ли они за собой экономические потрясения, покажет время.

1. Dawn, 22.10.07.

2. Dawn 02.12.07.

3. Dawn 27.11.07.

4. Dawn 02.12.07.

5. Dawn, 22.10.07.

6. Dawn 27.11.07.

7. Dawn 27.11.07.

52.25MB | MySQL:103 | 0,553sec