Пакистан: отмена режима чрезвычайного положения

15 декабря президент Пакистана П. Мушарраф издал указ об «Отмене провозглашения чрезвычайного положения 2007»/ Proclamation of Emergency Order 2007 в Исламской Республике Пакистан/ ИРП. Также отменен Временный конституционный указ/ Provisional Constitution Order, действовавший во время чрезвычайного положения/ЧП; восстановлено действие Конституции 1973 г. с внесенными поправками путем президентских указов, восстановлены основные права граждан страны [1].

Вскоре после объявления Указа к присяге на верность Конституции 1973 г. были приведены Главный судья, судьи Верховного суда, ряд судей провинциальных судов и судьи Федерального шариатского суда.

В целом следует отметить, что отмена чрезвычайного положения в Пакистане прошла очень тихо, буднично, вопрос был решен, и все ждали только конкретной даты. Мировые СМИ отреагировали протокольными строчками. И даже трудно поверить, что всего полтора месяца назад каждый «рвал П. Мушаррафа в клочья», размазывая его генеральское имя по газете.

Две основные причины были названы президентом П. Мушаррафом 3 ноября с.г. при принятии решения о введении ЧП:

— недисциплинированность судей Верховного суда и, как следствие, деятельность государственных органов была парализована из-за юридических конфликтов;

— активизация радикальных исламистов на пограничных с Афганистаном территориях Пакистана.

Генерал П. Мушарраф — первый и пока единственный администратор Пакистана, который дважды вводил режим чрезвычайного положения в ИРП. Первый раз – 14 октября 1999 г., второй – 3 ноября 2007 г. И если первоначально – для вхождения во власть, то в прошедшем ноябре — для укрепления во власти в принципиально новом качестве – гражданского президентства. Именно эта формула как нельзя лучше отражает концентрированное выражение власти военных в Исламской Республике Пакистан.

Не планируемый приход к власти П. Мушаррафа в 1999 г., восемь лет безупречного правления, подъем экономического развития в Пакистане, приток иностранных инвестиций, участие в ряде крупнейших международных организаций и мощных региональных проектах, борьба с терроризмом и т.д. благотворно отразились на имидже Пакистана, заявившего о демократическом пути развития. Подчинение армии, договоренности с оппозицией или нейтрализация ярых оппонентов укрепляли позиции самого генерала-президента П. Мушаррафа в необходимости остаться во власти.

Блестяще разработанный генералом П. Мушаррафом план трансформации военно-гражданской власти в гражданскую вдруг натолкнулся на… сопротивление судей Верховного суда. Налицо был судебно-административный парадокс – Верховный суд еще в сентябре обязал независимую Избирательную комиссию Пакистана объявить результаты президентских выборов, прошедших 6 октября с.г., только после рассмотрения всех петиций, поданных против генерала П. Мушаррафа. В свою очередь, прежний состав Верховного суда затягивал их рассмотрение, что и вело к стагнации деятельности государственных органов и т.д. После введения чрезвычайного положения председатель Верховного суда Ифтихар М. Чаудхри был отстранен от должности и на его место был назначен новый председатель – Абдул Хамид Догар.

Таким образом, уже в период действия режима ЧП перед генералом П. Мушаррафом стояли две основные задачи: с одной стороны, трансформировать власть путем превращения военно-гражданского режима в гражданский, а с другой — ограничить влияние судебной власти, которая представляла наибольшую опасность для президента П. Мушаррафа.

Прошедшие 42 дня режима ЧП 2007 г. были одними из самых драматичных, насыщенных по объему и концентрации действий за всю историю «правления» П. Мушаррафа, начиная с военного переворота и захвата власти в октябре 1999 г.

3 ноября – Декрет о Временном конституционном указе;

4 ноября – приведение к присяге нового Главного судьи Верховного суда Пакистана Абдулы Хамида Догара/Abdul Hameed Dogar;

4–15 ноября – мощное давление со стороны стран Запада, Евросоюза, стран Содружества;

15 ноября – роспуск Национальной и провинциальных ассамблей Пакистана;

16 ноября — сформировано переходное правительство Пакистана в составе 24 человек во главе с Мохамеддином Сумро/Mohammedmian Soomro;

21 ноября – издан Президентский (поправка) указ 2007 г.;

23 ноября — Избирательная комиссия Пакистана официально объявила результаты президентских выборов, прошедших 6 октября с.г., победу на которых одержал генерал П. Мушарраф, набрав 57% голосов;

23 ноября — приостановлено членство Пакистана в составе стран Содружества;

25 ноября – возвращение в Пакистан экс-премьера Наваза Шарифа, создание коалиции с лидером Пакистанской народной партии Беназир Бхутто;

28 ноября – отставка генерала П. Мушаррафа с поста Главнокомандующего вооруженными силами Пакистана;

29 ноября – вступление П. Мушаррафа в должность президента ИРП на второй срок;

29 ноября — объявлена дата проведения всеобщих парламентских выборов — 8 января 2008 г.;

13 декабря — учреждение Национального командного управления/ National Command Authority во главе с президентом П. Мушаррафом, основная цель которого – обеспечение надежности и безопасности ядерных арсеналов и комплексов;

15 декабря — отмена режима чрезвычайного положения; освобождение оппозиционных судей и юристов, арестованных после введения ЧП за отказ дать присягу на верность Временному конституционному указу.

Так как одной из основных причин введения чрезвычайного положения 2007 г. была конфронтация с судебной властью, начальник штаба армии, затем президент П. Мушарраф разработал ряд поправок к Конституции 1973 г. Их основная цель — нейтрализовать все «риски», связанные с переизбранием его на новый президентский срок, введением чрезвычайного положения 3 ноября 2007 г., Временного конституционного указа, а также с действиями, предпринятыми им в период с 3 ноября по 15 декабря с.г.

Президентский (поправка) указ 2007 г., провозглашенный в период действия Временного конституционного указа, по существу, лишает права судей обращаться в суды высшей инстанции с целью пересмотра всех действий, предпринятых в период с 3 ноября по 15 декабря.

Таким образом, на сегодняшний день все действия президента П. Мушаррафа легальны, имеют законодательную основу и могут быть оспорены только в случае внесения изменений в текст Конституции путем поправок и при поддержке большинства (две трети голосов) членов парламента.

Не последнюю роль в отмене ЧП сыграло и внешнее давление на генерала П. Мушаррафа со стороны США, Евросоюза и стран Содружества. Но и здесь он выполнил все обещания, взятые им в преддверии проведения всеобщих парламентских выборов 8 января 2008 г., – ушел в отставку с поста начальника штаба армии.

На сегодняшний день президент П. Мушарраф выполнил основную задачу – в настоящее время он — законно избранный гражданский президент с огромными полномочиями, таким как контроль за ядерной кнопкой Пакистана, законодательно закрепленными правами на введение и отмену режима чрезвычайного положения и т.д. Как распорядится «собранной в единый кулак» властью президент П. Мушарраф, покажет время.

Dawn 16.12.07.

52.19MB | MySQL:103 | 0,690sec