О заявлениях главного сефардского раввина Израиля против русскоязычных репатриантов

В конце декабря 2019 года главный сефардский раввин Израиля  Ицхак Йосеф, выступая перед раввинами-эмиссарами, заявил, что Израиль позволил приехать в еврейское государство массам негалахических евреев, которые «голосуют за всякие антирелигиозные партии». Раввин Йосеф заявил также, что это было сделано специально — чтобы ослабить политическое влияние ортодоксальных партий.

Скандал разгорелся после того, как 7 января, сайт Ynet опубликовал видеоцитаты из данного выступления. В публикации Коби Нахшони так же приводятся слова раввина Йосефа, который говорит про «Закон о Возвращении» как о большой проблеме. По его словам, этот закон позволил, чтобы в еврейское государство «привезли сотни тысяч или десятки тысяч гоев».

Эти высказывания получили широкую поддержку со стороны партии ШАС, ашкеназской ультраортодоксии и некоторых раввинов из движения религиозного сионизма. Также эти заявления вызвали широкий резонанс в израильском обществе, который активно раздувался израильскими политиками.

Например, блок «Кахоль-лаван» и партия НДИ и даже премьер-министр Биньямин Нетаньяху выступили с резкой критикой в адрес главного сефардского раввина, что вызвало недовольство в партии ШАС. Лишь одна партия предпочла обойти этот скандал молчанием: лидерам «Новых правых», декларировавшим ранее намерение бороться за голоса избирателей НДИ, не нашлось, что сказать – просто в очередной раз прозвучало заверение в намерении добиваться назначения главным раввином представителя национально-религиозного сектора. В НДИ заявили, что поддержат такой шаг.

Однако, как показывает опыт прошлого, попытки привести к назначению главным раввином человека из среды «вязаных кип» (национально-религиозный сектор) наталкиваются на непреодолимое сопротивление внутри истеблишмента религиозных сионистов.

Эксперт издания «Гаарец» Иcраэль Харэль в этой связи пишет о том, что религиозные учреждения в Израиле всегда были проблематичными, «но с тех пор, как ими завладела партия ШАС, их моральный уровень упал еще ниже — зачастую они заражены коррупцией».

Автор отмечает, что в прошлом большинство главных раввинов были сионистами. Некоторые из них, включая раввинов Кука, Герцога, Узиэля, Горена и Овадию Йосефа (который не считал себя сионистом, но чье постановление о том, что члены эфиопской общины «Бета Исраэль» являются евреями и подпадают под действие «Закона о возвращении», является историческим решением), были среди лидеров движения за возрождение еврейского народа на его родине.

Сейчас Ицхак Йосеф занимает две должности – главный сефардский раввин Израиля и глава Совета главного раввината. В этом совете и заключается его основная функция — тут принимаются решения, которые влияют на жизнь всех израильтян — религиозных и светских. В этом свете его заявления  имеют довольно большую значимость.

Израильский юрист и правозащитник Батья Кахане-Дрор также считает слова раввина Йосефа важными в сегодняшнем контексте израильской действительности. Так как «он возглавляет систему, которая монополизировала сферу семейного права в Израиле – браки, разводы, религиозные услуги».

В своей публикации на сайте Ynet Кахане-Дрор пишет о том, что раввин Йосеф не просто убежден в своем праве выносить окончательный вердикт, «кого считать евреем» (на этот вопрос, как известно, не могли однозначно ответить ни выдающиеся еврейские мыслители, ни лидеры государства – авт.), он обладает политическим инструментарием и финансовыми средствами для реализации своих радикальных концепций.

«Государство Израиль прошло долгий путь с момента первых дискуссий на тему «кого считать евреем»: от позиции Бен-Гуриона, основанной на талмудическом принципе принятия всех, кто уже стал частью еврейской семьи и еврейского народа, не подвергая их статус сомнению – до нынешней ситуации, при которой главный сефардский раввин обрушивается с грубыми нападками на сотни тысяч репатриантов, призывая своих подчиненных отказывать этой группе в проведении гиюра»,- пишет автор.

Джереми Шарон из «Джерузалем пост» в своей публикации анализирует слова Ицхака Йосефа касательно «Закона о возвращении».

Он напоминает о том, что когда в 1950 году был принят «Закон о возвращении», он не определял, кого именно считать евреем, из-за особой чувствительности этого вопроса. Потребовалось еще двадцать лет, чтобы Кнессет принял поправку к этому закону, по которой правом на репатриацию и гражданство наделялись те, кто был евреем по еврейскому закону – имея в виду, что они родились от еврейской матери либо перешли в иудаизм в рамках ортодоксальной процедуры – или дети и внуки евреев.

«Параграф о внуках» в последствии вызвал самые горячие споры так как предоставлял широкое и всеобъемлющее право на израильское гражданство. Однако это не являлось проблемой до начала массовой репатриации 1990-х годов.

По информации автора, если тридцать лет назад считалось, что число неевреев среди русскоязычных репатриантов составляло 30%, сейчас оно перевалило за 60%. «Число неевреев – пишет Шарон – растет с каждым годом, благодаря репатриации и естественному приросту и, по одной оценке, составит полмиллиона человек к 2030 году».

Соответственно, исходя из этих данных, нельзя утверждать, что проблема пребывания в Израиле десятков тысяч эмигрантов, не имеющих с еврейством никакой этнической или сентиментальной связи, (а порой и демонстрирующих враждебность ко всему, что имеет отношение к еврейской традиции), выдумана ультраортодоксами. А если проблема существует, то необходимо искать ее решение, а не заметать ее «под ковер», но и не создавая атмосферу отчуждения, нетерпимости, вражды и взаимного отрицания.

Вместе с тем, можно ожидать, что тема взаимоотношений религиозного и светского населения продолжит фигурировать в предвыборной кампании.  Такое противостояние и споры на данную тему выгодны для политиков с обеих сторон политических баррикад.

62.83MB | MySQL:102 | 0,517sec