Некоторые размышления о Московской встрече по примирению враждующих сторон в Ливии

14 января в Москве прошли переговоры между представителями враждующих сторон в Ливии: правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа и Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара, политическим интерфейсом которой является Палата представителей в Тобруке, возглавляемая Акиллой Салехом Исой. Переговоры проводились в рамках посреднической миссии, проводимой президентом Российской Федерации В.В.Путиным и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. 8 января в ходе пребывания российского лидера в Стамбуле стороны договорились о взятии на себя посреднической миссии по прекращению огня в Ливии и примирению сторон.

Для Турции ливийский вопрос в последнее время приобрел большое значение. При этом Анкара рассматривает ПНС Ф.Сараджа в качестве своего естественного союзника. Во-первых, на работу ПНС большое влияние оказывает движение «Братья-мусульмане», а ударной силой этого правительства являются вооруженные формирования клана Мисураты, исторически, политически и экономически связанного с Турцией. Полевой командир этих отрядов Фатхи Бачага является министром внутренних дел в правительстве Сараджа и фактически определяет его политику. В Анкаре не могут не понимать, что после падения Триполи придет очередь Мисураты и турки останутся в Ливии без поддержки. Во-вторых, Ливия имеет для Турции большое экономическое значение. Турция наряду с Италией и КНР является в это смутное время одним из основных торговых партнеров Ливии. Турецкие компании не теряют надежды в случае победы Сараджа заняться реконструкцией разрушенной экономики и инфраструктуры Ливии. В-третьих, Ливия имеет для турецкого правительства большое геополитическое значение. Это подтвердило подписание 23 ноября 2019 года турецко-ливийского соглашения о делимитации морской границы. Данный документ дает Анкаре преимущества в споре за энергетические ресурсы Восточного Средиземноморья. Неслучайно он вызвал резкую оппозицию со стороны Кипра и Греции. Правительство последней даже выдворило в знак протеста ливийского посла. Одновременно в арабской прессе циркулирует информация о том, что турецкое руководство намерено открыть в Триполи военную базу для того, чтобы еще больше укрепить свои позиции в Средиземноморье. Если это произойдет, опорный пункт в Ливии станет третьей зарубежной военной базой турецкой армии после Катара и Сомали.

На то, что конфликт в Ливии вступает в решающую стадию, указывали в начале января несколько фактов и событий. Во-первых, 6 января вооруженные формирования ЛНА фельдмаршала Х.Хафтара взяли важный стратегический пункт – порт Сирт, являющийся к тому же родным городом покойного Муаммара Каддафи. Таким образом, они перерезали сообщение между Триполи и Мисуратой. Город был взят практически без боя и без жертв, так как командованию ЛНА удалось перекупить оборонявшие его вооруженные формирования салафитов. Во-вторых, в Триполи, по информации издающейся в Лондоне газеты «Рай аль-йаум», прибыли 35 турецких военных советников и три тысячи сирийских боевиков, которые будут обеспечивать оборону Триполи совместно с вооруженными отрядами «Братьев-мусульман» Али ас-Салаби и Ливийской исламской боевой группы (ЛИБГ) Абдель Хакима Бельхаджа. В-третьих, обозначилось своеобразное соревнование сторон, поддерживающих Хафтара и Сараджа, за благосклонность соседей Ливии, прежде всего, Туниса и Алжира. В конце декабря Тунис посетил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который провел переговоры с президентом этой североафриканской страны Кайсом Саидом. А уже в начале января в Тунисе побывал министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан. Алжир в начале года посетил министр иностранных дел Египта Самех Шукри (АРЕ традиционно поддерживает Хафтара), а несколькими днями позднее – министр иностранных дел Италии Луиджи ди Майо (Италия оказывает помощь правительству Сараджа).

В условиях наступления отрядов Хафтара на Триполи правительство Фаиза Сараджа запросило турецкую военную помощь, о чем парламент Турции 3 января вынес соответствующее решение. При этом большинство наблюдателей сомневаются в том, что правительство Эрдогана намерено послать турецкие войска для борьбы с противниками Сараджа. Скорее всего, помощь ограничится посылкой военной авиации и инструкторов. В то же время силы фельдмаршала Хафтара во внутриливийском противостоянии заметно укрепили свои позиции. В настоящее время они контролируют около 80% территории Ливии, в том числе основные нефтедобывающие районы страны. Основной базой его сил является регион Киренаики. Турки, поддерживающие Сараджа, видимо, не учитывают фактор племенной поддержки Хафтара, который никуда не денется даже, если сам фельдмаршал сойдет со сцены. Племена Киренаики обейдат и зувайя поддерживают ЛНА, так как считают себя обделенными при распределении доходов от нефти как при режиме Каддафи, так и сейчас. Кроме того, Хафтару удалось привлечь на свою сторону племена, поддерживавшие в прошлом Каддафи – варфалла и мегариха, а также клан зинтан. Таким образом, племенная поддержка правительства Сараджа носит достаточно слабый характер. Вторым фактором усиления Х.Хафтара является поддержка со стороны таких спонсоров как Франция, Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия. Эти государства оказывают воинственному фельдмаршалу гораздо более значительную помощь, нежели Россия.  Отсюда становится понятной неуступчивость командующего Ливийской Национальной Армией. На московских переговорах Халифа Хафтар взял тайм-аут, отказавшись подписать совместный меморандум с Фаизом Сараджем, а затем и вовсе покинул столицу России, обозначив тем самым свое нежелание достичь какие-то договоренности с правительством в Триполи.

В то же время, на наш взгляд, было бы неправильно считать Московскую конференцию дипломатическим провалом, особенно для России. Во-первых, Москва укрепила свои партнерские отношения с Турцией, позволив президенту Эрдогану «сохранить лицо». Скорее всего, дело правительства Сараджа проиграно. Однако, если бы Россия, помогающая Хафтару, открыто признала его односторонние притязания, это было бы болезненным ударом по турецкому имиджу в регионе. Во-вторых, переговоры в Москве имели определенное пиаровское значение, так как в очередной раз показало роль и значение России на международной арене. Напомним, что проведению московских переговоров предшествовал визит в РФ канцлера ФРГ Ангелы Меркель 11 января с.г., в ходе которого активно обсуждалась и ливийская тема. На 19 января запланирована большая международная конференция по Ливии в Берлине (скорее всего, она также закончится безрезультатно). Так, что можно сказать, что Евросоюз обратился за помощью к России в решении этой весьма чувствительной международной проблемы. Наконец, в-третьих, и это самое главное, взаимодействие по ливийскому вопросу открывает путь к договоренности с Турцией по Сирии. По сведениям информаторов газеты «Рай аль-йаум», наблюдается массовый отток сирийских боевиков из Идлиба в Ливию. По мнению главного редактора этой газеты Абдельбари Атвана, ливийский Триполи станет конечным пунктом назначения для сирийских боевиков «Джебхат ан-нусры» (запрещена в России). Во время всех прошлых соглашений о зонах деэскалации происходило стягивание всех наиболее непримиримых антиасадовских сил в Идлиб. Теперь они закономерно будут отправлены за рубеж с тем, чтобы навсегда избавить от себя и сирийский народ, и Россию, и Турцию. «Россия поможет Эрдогану слезть с идлибского дерева», — констатирует Абдельбари Атван. Таким образом, имеет место сделка «Ливия в обмен на Идлиб». О том, что в российско-турецком взаимодействии по Сирии открывается новая глава, свидетельствует и появившаяся информация о скорой встрече в Москве при российском посредничестве секретаря Совета безопасности САР генерал-лейтенанта Али Мамлюка и шефа турецкой разведки МИТ Хакана Фидана.

62.83MB | MySQL:102 | 0,579sec