О перспективах строительства газопровода в секторе Газа и его влиянии на мирный процесс

С начала текущего года поступают сообщения о прогрессе Израиля в развитии газовой стратегии страны. Накануне было заявлено об успешном старте поставок израильского газа с месторождения «Левиафан» в Египет. В первые дни нового года представители Израиля, Греции и Кипра встретились для подписания соглашения о строительстве подводного газопровода EastMed, который воспринимается Иерусалимом не только как прорыв в энергетической сфере, но и как возможность усилить влияние на государства Европы, которые станут потенциальными покупателями газа, поставляемого по дну Средиземного моря.

С этими новостями контрастируют сообщения о ситуации в Газе, где наблюдается дефицит «голубого топлива». По данным израильских экономических обозревателей, ситуация связана с тем, что власти сектора Газа сначала переориентировались на закупку газа главным образом из Египта, а Каир, в свою очередь, резко сократил объемы поставок, а также повысил экспортную цену.  В результате, как сообщил глава газового комитета Ассоциации топливных кампаний Газы С.Хамад, анклав может ожидать топливный кризис. Такой же прогноз ранее дали израильтяне, отметив, что одновременно в Секторе наблюдается повышенный спрос на дизельное топливо.

Примечательна при этом реакция на происходящее со стороны ХАМАСа. В то время как группировка, контролирующая Сектор, возлагает на Израиль ответственность за затопление сельскохозяйственных земель в Газе, ее представители предпочитают воздерживаться от критики применительно к ситуации с газом. Так, официальный представитель ХАМАСа Ф.Муса сообщил СМИ, что разговоры о кризисе представляют собой ни что иное как слухи. Более того, есть сообщения, что власти Сектора блокируют распространение любой информации на данную тему. Также отсутствуют официальные комментарии о проблемах, связанных с Египтом.

Ситуация эта интересна тем, что, имея в руках козырь, позволяющий обрушиться на Израиль с очередной волной обвинений, ХАМАС его не использует. А это означает, что группировка надеется получить нечто существенно большее. В таком качестве может выступить проект строительства газопровода в Секторе. По предварительным оценкам, он позволит транспортировать в Газу миллиард кубометров «голубого топлива» в год, тем самым снижая энергетическую зависимость палестинского анклава. Названные объемы поставок позволят построить дополнительные электростанции, а это шаг к тому, чтобы прекратить практику подачи электричества по часам.  По информации, опубликованной в израильской прессе, уже состоялась серия консультаций по данной теме, а проект может быть завершен к 2022 г.

Стоит отметить, что названная инициатива вписывается экспертами в общий процесс палестино-израильского урегулирования. Однако в большей степени он отвечает не критериям т.н. «сделки века», а соответствует принципу «сначала Газа», также предложенному американской администрацией. И важность его для всех участников мирного урегулирования определяется несколькими группами причин. Во-первых, есть надежды, что таким образом удастся, как минимум, стабилизировать на продолжительное время ситуацию на южной границе Израиля, т.е. попытаться избежать риска войны на нескольких фронтах.

Возведение трубопровода фигурирует как один из компонентов соглашения, куда также могут быть включены пункты о дополнительных разрешениях на работу в Израиле, а также о мерах по ослаблению общих ограничений на перемещение людей и грузов. Помимо этого СМИ ссылаются на то, что стороны уже пошли на ряд взаимных уступок, среди которых объявление о приостановке акций в рамках палестинского «Марша возвращения». Израиль, во своей стороны, по неподтвержденным данным палестинских новостных ресурсов, в конце декабря 2019 г. разрешил поставки в Газу некоторых ранее запрещенных товаров, например, автомобильных шин.

Во-вторых, таким образом Иерусалим и Вашингтон получают шанс на достижение прогресса в дипломатической сфере, связанного с тем, что у них появятся партнеры среди европейцев. Согласно опубликованным данным, стоимость строительства газопровода в секторе составит около 60 млн долларов. При этом для финансирования проекта планируется привлечь европейских спонсоров, в качестве которых пока фигурируют лишь Нидерланды. Появление именно этого игрока заслуживает особого внимания. С одной стороны, идея сотрудничества в интересах развития инфраструктуры палестинского анклава фигурировала на переговорах представителей государств, как минимум, с 2016 г. С другой стороны, в прошлом году власти Нидерландов сообщили, что сокращают объем финансовой поддержки палестинцев из-за того, что ПНА спонсирует террористов и их семьи, а также замораживает взносы в БАПОР.

Исходя из этого, получается, что участие в строительстве газопровода позволит Нидерландам показать, что ими найдет механизм более эффективного целевого финансирования проектов на палестинских территориях, позволяющий обеспечить большую прозрачность. А над решением последней задачи задумываются многие европейские игроки. США и Израиль при этом не только получают союзника, связанного не только политическими, но и экономическими интересами, но и шанс показать неэффективность управления и распределения средств в ПНА и БАПОР. А по сути, принцип «сначала Газа» обязан своим появлением отказу Рамаллы от контактов с Вашингтоном. При этом проводником американского влияния в этом деле выступит компания Noble Energy. Для Иерусалима не последнюю роль сыграет и то, что газопровод – неплохой ответ на призывы М.Аббаса добиться экономической и энергетической автономии палестинских территорий от Израиля за счет переориентации на Иорданию и Египет.

В целом сообщения о газопроводе сигнализируют, что попытки добиться если не долгосрочного мира, то хотя бы продолжительного режима прекращения огня, продолжаются и имеют определенные шансы на успех. Однако переоценивать его все же не стоит. Ввиду того, что Израиль считает ХАМАС террористической организацией, а также принимая во внимание, что в условиях политической ситуации и выборов каждая из сторон не хочет дискредитировать себя прямыми контактами с противником, его реализация будет поручена частным компаниям, не соблюдать договоренности с которыми палестинцем будет особенно легко. Кроме того, нельзя игнорировать фактор «Исламского джихада». Если речь действительно идет о подготовке пакетного соглашения, то власти Газы со своей стороны должны будут взять на себя обязательство сдерживать обстрелы и террористическую активность других группировок, а вот захотят ли они подчиниться  — большой вопрос.

Вместе с тем идея взять за основу мирного урегулирования именно экономические интересы игроков обладает перспективами. Она позволяет приблизиться, как минимум, ко временной стабилизации в зоне конфликта. Кроме того, здесь в отличие от дипломатии гораздо легче показать практический эффект, что может быть важно для Д.Трампа в условиях подготовки к переизбранию на пост президента. Помимо этого, именно экономические соображения способны стать фактором, привлекающим на сторону США и Израиля европейских игроков из числа государств, ранее скептически отзывавшихся о  работе БАПОР и распределении средств ПНА во главе с М.Аббасом.

52.23MB | MySQL:103 | 0,412sec