Глобализация – это один из основных трендов современных экономических, политических и социальных процессов. Главной характеристикой глобализации является наличие стандартов, носящих универсальный характер. Экономика многих стран Ближнего Востока носит все более индустриализирующийся характер, развиваются информационные технологии, транспортные средства и средства связи. Запад определяет или стремится определять вектор реформ и демократизации. Это подтверждается и политикой США в регионе Ближнего Востока. Практически любой сколько-нибудь важный политический или социально-экономический процесс не обходится без участия США, европейских держав или международной организации, пусть даже косвенного: будь то выборы в Пакистане или арест учительницы, разрешившей своим ученикам назвать плюшевого мишку именем пророка Мухаммеда, в Судане. В то же время процессы глобализации порождают контртечения, которые проявляются в самых различных видах. Это может быть сопротивление традиционалистских и националистических сил, провоцирующих активизацию исламизма [1], или же введение запрета на продажу мобильных телефонов со встроенными цифровыми фотокамерами (Саудовская Аравия).
Среди развивающихся в странах Ближневосточного региона «защитных реакций» на культурную, социальную и экономическую интеграцию можно выделить такой процесс, как «дехристианизация» региона.
Дехристианизации – эмиграции христиан из стран Ближнего Востока – во многом способствуют рост исламского экстремизма, исламизация военной, государственной и предпринимательской элиты. Численность христиан на Ближнем Востоке составляет, по разным данным, от 12 до 15 млн человек. Точное число трудно установить из-за недостатка официальной информации и постоянной миграции. В начале XX в. христиане составляли 24% населения региона, включавшего Палестину, Египет, Иорданию, Ливан, Сирии, Ирак и Турцию. Сегодня их не более 5%. В 70-е годы в Ираке христиане составляли 5,8%, сегодня – 3%. Христиане Вифлеема после Второй мировой войны насчитывали 85%, сегодня – 12%. Та же тенденция характерна для другого святого для христиан города – Иерусалима, где процент христиан сократился с 53% в 1922 г. до 2% в настоящее время [2]. В Сирии в начале XX в. христиане составляли 1/3 населения страны, сегодня – менее 10%. В Иордании та же ситуация: доля христиан в общей численности населения по сравнению с началом XX в. сократилась приблизительно на 10%. Численность коптов в Египте по сравнению с 70-ми годами уменьшилась приблизительно в два раза [3].
Война в Ираке, недоверие соседствующих общин и другие факторы нанесли по христианам серьезный удар [4]. Глава англиканской церкви обвинил Лондон и Вашингтон в проведении «недальновидного курса» в отношении Ирака, который, по его словам, создал угрозу «самому существованию христианских общин в регионе». Исследователем Кембриджа также отмечается эмиграция христиан из Ирака, преимущественно в Сирию и Иорданию [5].
Христиане мало-помалу уезжают из Ливана, Египта и других стран Ближнего Востока. Последняя перепись в Ираке (1987) показала, что в стране проживали 1,4 млн христиан. Многие эмигрировали в 90-е после введения экономических санкций против страны. После свержения режима Саддама Хусейна усилились гонения на христиан, которых некоторые исламисты называли «крестоносцами», «преданными войскам США» [6]. По данным местной Христианской мирной ассоциации (Christians Peace Association), сегодня христиане Ирака составляют 450 тыс. (по сравнению с 800 тыс. до операции США) [7]. В стране также резко сократилось посещение церквей оставшихся последователей христианства.
Город Эрбиль на севере Ирака сегодня стал главным убежищем для внутренне перемещенных христиан, численность которых, по оценкам местных религиозных лидеров, исчисляется тысячами. Такие традиционно христианские районы Багдада, как Дора и Каррада, сегодня практически опустели.
Новая волна гонений поднялась в сентябре 2006 г. в ответ на высказывания папы Бенедикта XVI в адрес ислама. Взрывы в церквях опять участились, один из священников Мосула был похищен и обезглавлен. После выступления папы римского по меньшей мере 60% церквей Багдада закрылись из-за угрозы атак экстремистов (багдадская городская христианская община до войны вообще была самой большой на всем Ближнем Востоке) [8].
Сегодня в Ираке постоянно происходят нападения на христиан, участились похищения, угрозы в адрес политических лидеров. Спустя сто лет вернулась джизья: многих христиан заставляют платить специальный налог, составляющий порой сотни, а то и тысячи долларов. Родители-христиане боятся отпускать своих детей в школы и институты из-за угроз со стороны их ровесников. Христианские женщины начинают носить абайя (традиционную верхнюю одежду мусульманских женщин) и покрывать голову платком, чтобы не отличаться от мусульманских женщин.
К исходу христиан из Ирака присоединяются и жители палестинских территорий. Численность христиан составляет приблизительно 40-50 тыс., около 2% населения территорий [9], из них 2 тыс. в Газе (менее 1% населения). Однако по подсчетам исследователей при 2-процентном приросте она должна была бы составлять более 90 тыс. человек. Вооруженные столкновения, включая атаки палестинских боевиков и израильские контртеррористические меры, экономический спад и низкий уровень рождаемости приводят к сокращению численности христиан. В 1970 г. они составляли 5,3% населения территорий. Сегодня приверженцы этой религии в основном проживают рядом с Вифлеемом и Рамаллой.
В Ливане, где христиане составляют приблизительно 1,35 млн, или 34% населения (по данным World Christian Database 2005 г., в 1932 г. они составляли 55% населения) [10], в связи с ростом напряженности в стране после убийства бывшего премьер-министра Рафика Харири и вывода сирийских войск в районах проживания христиан участились теракты. Многие специалисты предсказывают увеличение разрыва в численности христианского и мусульманского населения Ливана.
В то же время в Египте не исчезает напряжение между коптами и мусульманами. Деревни египетских коптов атакуются боевиками «Братьев-мусульман». Исламисты полагают, что копты являются пособниками израильских спецслужб. В докладе HRW (Human Rights Watch) по Египту, подготовленном в мае текущего года, сообщается, что в стране существует проблема дискриминации коптов: по всей стране отмечено около 60 фактов дискриминации. Наблюдается тенденция уменьшения коптского населения Египта. Исследователи отмечают следующие причины: дискриминация христианского населения со стороны правительства Египта, гонения мусульманских экстремистских группировок, в частности «Братьев-мусульман», трудности при трудоустройстве, проблемы при приобретении собственности и т.д. Согласно последним данным, численность коптского населения Египта составляет 7,6 млн человек, то есть 10% всего населения страны [11].
Дехристианизация коснулась и Сирии. Хотя по стране нет достаточно достоверной статистики, все же многие специалисты утверждают, что христиане уже составляют менее 10% населения, в основном из-за эмиграции (включая эмиграцию из сельских районов, пострадавших от засухи и наводнений) и низкого уровня рождаемости. Властные рычаги в стране находятся у клана алавитов — религиозного течения, сочетающего элементы шиизма, христианства и домусульманских астральных культов, и правительство предоставляет культурную и религиозную свободу. Однако война в Ираке привела к тому, что христианам в стране стало менее спокойно (так, в 2004 г. двое христиан были убиты мусульманами, назвавшими их «сторонниками Буша»; в результате инцидента более 2 тыс. христиан провели демонстрацию протеста – первую в истории Сирии; также нередки случаи вандализма в церквях). Однако в основном эмиграция (хотя ее нельзя назвать массовой) объясняется экономическими причинами.
Молодые люди среди христиан Ближнего Востока все больше стремятся перебраться в западные страны, где больше экономических возможностей и лучше обстоят дела в сфере безопасности. Христиане-эмигранты легче ассимилируются в новых странах за пределами Ближнего Востока, поскольку они, как правило, лучше образованы, более обеспечены, у них больше родственных связей за границей. Кроме того, у них меньше детей в семьях, чем у мусульман. Например, в Израиле, по данным на 2006 г., уровень рождаемости у мусульман был в два раза выше уровня рождаемости у христиан (4 новорожденных на каждую женщину-мусульманку) [12]. При этом средний уровень рождаемости у христиан Израиля самый низкий относительно других категорий населения (2,2 новорожденных на женщину). В Ливане уровень рождаемости среди шиитов составляет 8-9 детей на семью, в суннитских семьях рождаются в среднем по 5 детей, а в христианских – по 2 ребенка [13].
К странам Ближнего Востока с крупными христианскими общинами, численность которых превышает 4% населения, относятся Египет, Сирия, Ливан. Очевидно, что сегодня дехристианизация в той или иной степени начинает затрагивать страны, где традиционно уживались представители обоих вероисповеданий. Здесь наблюдается двоякая тенденция. С одной стороны, можно утверждать, что этот процесс является следствием нарастания степени открытости национальных экономик, роста интеграции и глобализации. Христиане наиболее близки по духу Западу; конечно, многих привлекают возможности развитых стран Европы и Америки и они охотно эмигрируют. Возможно, христиане – та группа населения на Ближнем Востоке, которая наиболее подвержена вестернизации, на что мусульмане не могут реагировать положительно. Соответственно, нарастает межрелигиозная напряженность. В результате структура, вроде Комиссии США по международной религиозной свободе (The USA Commission on International Religious Freedom), получает название орудия «сионистско-христианской экспансии» [14].
С другой стороны, примечателен тот факт, что там, где в качестве оппозиции демократическим ценностям и плюрализму, характерным для глобализационных процессов, сохранилась сильная центральная власть (авторитарная Сирия или парламентский исламский Иран), христиане оказались лучше защищены. На Ближнем Востоке в целом в отношении религии наблюдаются противоречивые тенденции. Так, в Саудовской Аравии представителей других конфессий за отправление религиозного культа могут арестовать, наказать розгами и выслать из страны. В то же время в соседних ОАЭ есть и храмы Кришны и Шивы, сикхская гурудвара, церкви и молельные дома протестантов, католиков и православных.
Можно сделать вывод, что формирование глобальной финансовой системы, глобальной системы распространения и обмена информации, расширение возможностей стран в сфере обмена культурными и образовательными программами, технологиями, а также многие другие аспекты глобализации будут сопровождаться и контртенденциями, включающими создание противовеса западным ценностям (ПНА, Турция) дехкристианизацию и прочие антиглобализационные процессы.
Христианские общины Ближнего Востока, 2007 г. [15]
Страна | Численность христиан, чел. | % христиан от общего населения | Главные церкви |
Египет | 10 млн[*] | 8,0 | Коптская
|
Западный берег/Газа | 90 тыс.** | 2,4 | Православная, католическая |
Израиль | 150 тыс. | 2,1 | Православная, католическая |
Иордания | 242 тыс. | 4,0 | Православная, католическая |
Ирак | 825 тыс. | 3,0 | Халдейская, ассирийская |
Иран | 300 тыс. | 0,4 | Армянская |
Ливан | 1,36 млн | 34 | Маронитская, православная |
Сирия | 1,7 млн | 9,4 | Православная, католическая |
*Данные варьируются от 8 до 10% (6-10 млн чел.)
**По некоторым данным, до 200 тыс.
1. В. Ахмедов. Политические императивы взаимодействия арабского национализма и исламизма на Ближнем Востоке. http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/28-06-07a.htm
2. All my staff at the church have been killed — they disappeared // Times, 22/12/2006.
3. Charles M. Sennott. The Body and the Blood: The Holy Land’s Christians at the Turn of a New Millennium, 2003.
4. По материалам «National Public Radio», 2006 (http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=5251877).
5. Eden Naby, специалист по современному Ближнему Востоку, в частности по региону от Ирака до Центральной Азии.
6. CBSnews, Iraq’s Christian Minority Flees Violence (http://www.cbsnews.com/stories/2007/05/07/iraq/main2766003.shtml).
7. IRIN, «IRAQ: Christians seek new life in Europe», 5/11/2007 (http://www.irinnews.org/Report.aspx?ReportId=75149).
8. IRIN «IRAQ: Christians live in fear of death squads» (http://www.irinnews.org/report.aspx?reportid=61897).
9. Israel today, «Gaza’s forgotten Christians», 9/06/2007 (http://www.worldnetdaily.com/news/article.asp?ARTICLE_ID=56231).
10. 1,6 млн, или 41% по данным ливанской «Al-Nahar».
11. М.В. Минц. Положение коптов в современном Египте (http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/06-11-07a.htm).
12. CBS (Центральное статистическое бюро Израиля), STATISTICAL ABSTRACT OF ISRAEL, 2006, табл. 3.12.
13. Bret Stephens. Being Hassan Nasrallah // The Wall Street Journal, 18/07/2006.
14. Г.Г. Косач. Делегация федеральной правительственной Комиссии США по международной религиозной свободе в Саудовской Аравии (http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/02-06-07.htm).
15. Статистика численности религиозных конфессий в самих странах часто не публикуется, существуют даже сомнения в том, что она вообще ведется. В таблице представлены данные International Religious Freedom Report 2007 (US Department of State).