О выступлении министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в фонде SETAV, Анкара. Часть 2

15 января 2020 года министр иностранных дел Турецкой Республики Мевлют Чавушоглу выступил в Фонде политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) – самом влиятельном и, разумеется, проправительственном мозговом центре страны. Выступление главы турецкого внешнеполитического ведомства прошло в формате «соло», в рамках специально организованного мероприятия.

Часть 1 статьи доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=65912

Продолжаем обзор сессии «Вопрос – Ответ», которая была проведена после выступления министра М. Чавушоглу.

Напомним, что мы остановились на том, почему Турция и Россия, невзирая на наличие между ними достаточно серьезных противоречий (в частности, в той же Сири И.С.), все же успешно взаимодействуют, но ничего подобного у Турции не получается с Соединенными Штатами Америки.

Разумеется, у задававших этот вопрос, подспудно, присутствует подтекст того, что на протяжении долгих лет США были для Турции стратегическим военно-политическим партнёром на Ближнем Востоке. Отношения между двумя странами характеризовались в Турции, на протяжении долгих лет, клише «образцовое партнёрство».

Чего, разумеется, нельзя сказать, о России, если смотреть в контексте её правопреемственности Советскому Союзу. С которой у Турции, за исключением редких эпизодов, никогда не было союзнических отношений.

В эти дни, как мы постоянно говорим, главной темой для Турции является Ливия и попытки Турции запустить процесс политического урегулирования с привлечением к этому Берлина и Москвы.

И вот какой, в этой связи, прозвучал вопрос из зала: приближает или отдаляет вмешательство внешних сил мир в Ливии? (имея в виду, по всей видимости, активизацию Турции на ливийском направлении – И.С.).

Как указал в своем ответе турецкий министр, во-первых, Халифа Хафтар не поехал бы в Турцию, а Фаиз Сарадж не поехал бы в Россию (иными словами, российско-турецкая связка сделала труднореализуемое возможным – И.С.).

Правильным ли является то, что Египет направляет свои военные самолеты в Ливию? – задался вслух вопросом министр М.Чавушоглу. Правильно ли то, что даже Китай проявляет интерес к Ливии?

Как указал турецкий министр, в Ливии воюют наемники из разных стран. Вообще, ЧВК «Вагнер» стала в Турции именем нарицательным, сродни «русским хакерам». И, совершенно неудивительно, что единственными наемниками, кого «по имени» упомянул министр М.Чавушоглу, стали представители «Вагнера».

Кроме того, турецкий министр особо подчеркнул то, что Франция указывает на Турцию, как будто все, что было сделано в Ливии, было сделано именно Турцией. Как отметил турецкий министр, Франция – «хуже оппозиции», которая во всех бедах в Турции винит Р.Т.Эрдогана.

При этом, как указал М.Чавушоглу, Турция не является сторонницей использования жесткой силы и не делит страны на «плохие и хорошие».

Но, тем не менее, Турция была вынужденной отправить свои военные корабли к берегам Кипра. Потому что, по словам турецкого министра, международные игроки совсем не заботятся о народе Турецкой Республики Северного Кипра.

Но, при всем при этом, Турция продолжает верить в «мягкую силу», которую она реализует через Институт Юнуса Эмре, Управление по делам религии и прочие институции. Как в очередной раз напомнил турецкий министр, Турция является номером 1 в мире по оказанию гуманитарной помощи зарубежным странам.

М.Чавушоглу подчеркнул, что Турция стала брендом №1 в мире по «гуманитарной и сильной» внешней политике.

Следующим вопросом М.Чавушоглу спросили о том, что сейчас происходит в отношениях между США и Китаем? Как отметил вопрошавший, стороны сейчас начали между собой договариваться.

Как указал в ответ министр иностранных дел Турции, его страна не должна принимать чью-либо сторону. У самой Турции наблюдается большой торговый дефицит с Китаем. Внешняя торговля Турции должна быть сбалансированной. Соответствующие работы, по тому, чтобы выровнять внешнюю торговлю Турции, страной ведутся. Как выразился турецкий министр, «надо не сталкиваться, а договариваться» (это, в полной мере, касается и торгово-экономических отношений между Россией и Турцией, в которых также, для турецкой стороны наблюдается, большое отрицательное сальдо по внешнеторговым сделкам – И.С.).

Как отметил М. Чавушоглу, в Турции (и в МИДе, в частности — И.С.), развита культура компромисса и среднего пути.

Следующий вопрос в адрес главы турецкого внешнеполитического ведомства прозвучал касательно обстановки на Балканах и действий там Турецкой Республики. А, кроме того, в контексте Балкан прозвучал и Китай.

Как указал турецкий министр, Турцией проводится принципиальная и конструктивная политика. Турция вносит серьезный вклад в развитие Балкан, для чего страной тратятся большие усилия. Таким образом, действия Турции поддерживают единство и стабильность в ЕС.

Как особо подчеркнул М.Чавушоглу, Турцией другие страны не рассматриваются в качестве своих конкурентов. В числе таких стран на Балканах, он назвал Россию и Китай. Как призвал М.Чавушоглу, «давайте вместе» действовать на Балканах, сотрудничая и используя сильные стороны каждой из стран.

Неизменной темой, которая затрагивается на подобных встречах, является процесс европейской интеграции Турции.

Как в очередной раз подчеркнул М.Чавушоглу, на пути Турции в ЕС – политические барьеры: «Мы говорим: будьте объективны!».

Довольно интересно, что М.Чавушоглу упомянул о том, что, вообще говоря, процесс развития сотрудничества с ЕС не обязательно должен подразумевать вступления Турции в ЕС.

По словам министра, существуют и другие форматы взаимодействия, и другие вопросы в отношениях между Турцией и ЕС.

Среди них, как минимум, — есть те две темы, что, в ходе своего выступления, обозначил министр М.Чавушоглу: 1 – Таможенный союз между Турцией и ЕС (который существует, но соглашение по которому, на взгляд турецкой стороны, нуждается в обновлении – И.С.), 2 – Безвизовый въезд для граждан Турции в ЕС (европейской стороной неоднократно заявлялось о том, что этот вопрос «вот-вот решится», однако, до сих пор, этого не произошло – И.С.).

Изложенное выше — это заметный отход от турецкой позиции, существовавшей многие десятилетия о том, что место Турции – в Европе. Более того, отметил турецкий министр и те изменения в турецком обществе, которые сейчас наблюдаются.

В частности, по словам Мевлюта Чавушоглу, совсем неочевидно как проголосуют турки, если объявить референдум о том, хотят ли они, чтобы Турция вступила в ЕС или нет?

Впрочем, со своей стороны, берем на себя смелость утверждать, что на подобном референдуме решающее значение имела бы позиция турецкого руководства и лично президента Р.Т.Эрдогана.

Своей риторикой турецкий лидер может обеспечить принятие решения турецкими избирателями в обе стороны. Хотя, если, условно выражаясь, «оставить турецкого избирателя в покое» и не агитировать его за принятие того или иного решения в преддверии голосования, то, скорее всего, он проголосует за то, чтобы вступить в ЕС. Невзирая даже на те многочисленные «обиды», которые европейцы «нанесли» туркам.

Сделает он это не из-за любви к Европе, европейским ценностям и европейцам, а из-за того, что туркам это решение будет представляться экономически целесообразным. В конце концов, Европа – это крупный рынок сбыта для турецких продукции и услуг, а также регион высоких стандартов уровня жизни. До которых легче дотянуться, будучи в составе ЕС и с европейским паспортом. Права человека и европейские ценности здесь, совершенно, ни при чем.

Так что, когда турецкое руководство говорит о том, что не знает, за что проголосует народ, оно имеет в виду скорее те настроения, которые витают. Но эти же настроения нередко обретают иной знак, когда приходится, на практике, идти на участок для голосования и реально ставить значок в нужной ячейке, принимая решение «да» или «нет», без возмущенного размахивания руками.

В ходе мероприятия, прозвучал довольно любопытный вопрос: не является ли политика Турецкой Республики на Кавказе слабой?

Против самой такой постановки вопроса министр М.Чавушоглу резко возразил, сказав, что, напротив, политика Турции в кавказском регионе является сильной. Этот тезис он проиллюстрировал на примере нынешнего сотрудничества Турции целым с рядом стран.

Что характерно, первой в этом ряду он упомянул Грузию. В частности, как указал М.Чавушоглу, сейчас стороны договорились о взаимном въезде друг к другу по внутренним документам. Растет торговля между двумя странами. А турецкий бизнес активно инвестирует средства в грузинскую экономику.

От себя заметим, что, на самом деле, политика Турции в Грузии является весьма и весьма активной. Турки очень активно действуют в Грузии и, по мнению ряда экспертов, можно даже говорить о том, что турки «скупают Грузию». Географическая близость между двумя странами и тот факт, что турецкий бизнес – на порядок более богатый и сильный, чем бизнес грузинский, делает это возможным. В этом, разумеется, следует усматривать стратегический расчет с турецкой стороны – в расширении сферы турецкого влияния.

В регионе Южного Кавказа, как указал министр М.Чавушоглу, Турция активно сотрудничает с Россией. А про турецко-азербайджанские связи и говорить не приходится. И так понятно, каков уровень отношений между странами, которые, с самого распада Советского Союза, живут под лозунгом «два государства – один народ».

Ещё одна страна, которая прозвучала в ответе турецкого министра на поставленный вопрос – это Туркменистан (хотя, заметим, что это – и не Кавказ вовсе — И.С.). Как указал М.Чавушоглу, Турция сотрудничает с Туркменистаном как в сфере энергетики, так и в сфере строительства железных дорог.

Упомянул М.Чавушоглу и про Армению. Как он указал, между Турцией и Арменией существуют проблемы и Нагорного Карабаха, и дела о событиях 1915 года. Однако, Турция готова к тому, чтобы налаживать отношения при наличии такой воли у Армении.

Отдельных слов турецкого министра заслужила китайская инициатива «Пояс и путь», в которой Турция стремится занять достойное место, в качестве центрального коридора.

Заметим, что этот проект является одной из наиболее часто употребляемых инициатив со стороны турецкого руководства, наряду с тем же «Каналом Стамбул» (который вновь, в последнее время, вышел на турецкую повестку дня и стал предметом бурного обсуждения властью, оппозицией и обществом, в целом – И.С.).

Наконец, достаточно логичным представляется то, что, с чего конференция турецкого министра иностранных дел началась, тем же она, по сути, и завершилась.

То есть, в конце мероприятия, в очередной раз, прозвучала ливийская тема. В частности, турецкого министра спросили буквально о том, почему Халифа Хафтар сбежал из Москвы и что следует ожидать дальше на ливийском направлении?

Как отметил в ответ турецкий министр, у Турции с Халифой Хафтаром, на этапе подготовки мероприятия в Москве, не было прямого контакта. Как указал М.Чавушоглу, именно Российская Федерация готовила встречу и договаривалась с самопровозглашенным фельдмаршалом (ну, то есть, получается, что и «поведение» Х. Хафтара в Москве – также «на совести» российской стороны, а турки, со своей стороны, свою часть обязательств выполнили – И.С.).

В очередной раз, М.Чавушоглу отметил, что главной проблемой в Ливии является то, что Х.Хафтар не верит в политическое урегулирование в стране. В отличие от Ф.Сараджа, который и готов и хочет решать вопрос за столом переговоров. Более того, как указал турецкий министр, те международные игроки, кто поддерживают Х.Хафтара, также не хотят мира ни в Ливии, ни в Африке, ни в Йемене. Эти державы, по его словам, нацелились на то, чтобы создавать множество «микрогосударств». Опять же, в этой связи, М.Чавушоглу указал на Йемен, где это, по факту, и происходит.

Завершилась дипломатическая конференция М.Чавушоглу вопросом, относительно того, чего следует ждать в Восточном Средиземноморье и каковы цели в этом регионе у Турции?

Как указал М.Чавушоглу, Турция готова к тому, чтобы в Восточном Средиземноморье сотрудничать со всеми игроками, но за исключением самой Республики Кипр.

При этом, турецкий министр, в очередной раз, подчеркнул тот факт, что прокладка трубопровода в направлении Европы для доставки природного газа Восточного Средиземноморья, без разрешения или участия Турции, является в настоящее время уже невозможной. Без Турции этого сделать нельзя – как указал М.Чавушоглу. При этом, сама Турция готова говорить и пытается говорить со всеми, включая Грецию, Египет и Израиль. На фоне того, как её пытаются изолировать от газовых месторождений Восточного Средиземноморья.

Итак, подводим черту под конференцией турецкого министра иностранных дел.

Прежде всего, начнем с того, что выступление М. Чавушоглу в Фонде политических, экономических и социальных исследований в Анкаре стало, само по себе, беспрецедентным шагом. До сих пор, на этой площадке, выступлений М.Чавушоглу припомнить не удается. В результате, на мероприятии присутствовал весь заинтересованный дипломатический корпус Анкары, а также специалисты по международным отношениям.

Что характерно, М.Чавушоглу выступил в условиях крайнего цейтнота. Все же, он, буквально накануне, вернулся из Москвы и счел необходимым донести до дипломатического корпуса и экспертного сообщества и итоги переговоров, и позицию Турции по ливийскому конфликту в условиях, когда на переговорах в Москве произошла осечка.

По сути на конференции М.Чавушоглу послал, в очередной раз, сигнал о том, что Турция хотела бы по Ливии договариваться и готова договариваться со всеми. Впрочем, вопросы вызывает готовность Турции к тому, чтобы реально отправлять своих военнослужащих в Ливию.

Заметим довольно интересную подробность, которая заключается в том, что в ходе мероприятия не прозвучало ни одного вопроса о том, отправятся ли турецкие военнослужащие в Ливию в том случае, если переговоры с Х.Хафтаром не увенчаются успехом? Такой вопрос не мог не быть задан присутствующими в зале (вопросы отправлялись в форме записок — И.С.), однако, беремся предположить, что этот вопрос – предельно конкретный и демонстрирующий диапазон возможных действий Турции – не был пропущен со стороны модератора.

Однако, на этот вопрос дал спустя несколько дней президент Турции Р.Т.Эрдоган, когда объявил буквально следующее: «Мы посылаем наши войска в эту страну, чтобы обеспечить выживание и стабильность законного правительства в Ливии. Мы будем продолжать мобилизовать все наши средства, исходя из идеи о том, что безопасность Турции начинается за её пределами». Это заявление можно считать последним «турецким предупреждением» перед Конференцией в Берлине, где Х.Хафтару предстоит уже переговариваться не только с Россией, Турцией и ПНС, но уже и с Европой.

52.26MB | MySQL:103 | 0,614sec