О предложении президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси по реформированию института политических партий в стране

Как известно, на данный момент в Египте насчитывается более 100 политических партий, большинство из которых были созданы после революции 2011 года, свергнувшей режим президента Хосни Мубарака[i]. В последнее время президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси настойчиво повторяет свой призыв к объединению мелких политических партий под эгидой четырех или пяти действительно сильных партий для усиления демократической конкуренции и их влияния, а также для реформирования института политических партий страны, которая, по его словам, «стала устаревшей». Здесь идет речь о том, что множественность партий в Египте на деле не приносит никаких позитивных результатов: фактически в стране зарегистрированы десятки мелких партий, которые ни на что не влияют и играют роль «политических клоунов», так как отсутствуют механизмы воздействия этих партий на государственную власть. Поэтому президент Египта призывает к созданию «реальной многопартийной системы», когда  несколько крупных партий будут иметь возможность участвовать в определении государственной политики (путём участия в выборах, формирования правительства и т. п.), ведь она будет действительно функциональна в этой стране. Об этом А.Ф.ас-Сиси заявил журналистам 26 декабря, в ходе пресс-конференции в мухафазе (провинции) Файюм. Президент Египта отметил: «Мы много говорили о том, чтобы у нас в Египте более 100 политических партий. Я не говорю, что все они должны быть объединены, но можно было бы выделить по крайней мере четыре или пять основных коалиций, под эгидой которых  могли бы объединиться мелкие партии, с тем, чтобы как можно скорее провести реформирование нашей политической системы»[ii].

Это предложение А.Ф.ас-Сиси было очень положительно воспринято партией «Вафд» (Тhe Wafd Party), одной из крупнейших и старейших политических партий Египта. Националистическая либеральная партия имеет 36 мест в 596-местном парламенте, в котором преобладают независимые политические деятели, но большинство из них лояльны режиму А.Ф.ас-Сиси. Хотя многие независимые члены финансировались политическими партиями, эти законодатели не могут официально присоединиться к партиям в соответствии с конституцией АРЕ[iii]; возможно, будет найден способ в легальном порядке решить этот вопрос.

Бахаа Абу Шока (Bahaa Abu Shoqa), лидер партии «Вафд «и глава законодательного комитета парламента, сказал Al-Monitor, что «призыв президента является позитивным шагом». Он подчеркнул, что «партия “Вафд” считает наличие трех сильных, конкурентоспособных партий основной опорой демократии, необходимой для общественного блага, и обсуждает план, предложенный ас-Сиси». Бахаа Абу Шока ожидает, что партии и политические силы проведут консультации друг с другом, чтобы начать предпринимать активные действия в ответ на предложение президента. Лидер партии «Вафд» отметил, что они «готовы поддерживать любые дискуссии или конструктивные диалоги» по этому вопросу, добавив: «двери нашей партии открыты для всех национальных сил»[iv]. Бахаа Абу Шока сказал, что он надеется, что слияния партий могут состояться до следующих парламентских выборов в ноябре. Еще одна партия, которая заявила, что она согласна с предложением А.Ф.ас-Сиси — это левоцентристская Партия защитников Отечества (Тhe Homeland Defenders Party), которая имеет 18 мест в парламенте.

Салах Абдулла (Salah Abdullah), заместитель генерального секретаря египетской Исламской рабочей партии (Тhe Egyptian Islamic Labor Party), которая не имеет мест в парламенте, призвал А.Ф.ас-Сиси создать правящую партию. Он сказал Al-Monitor, что многие партии хотели бы присоединиться к этой правящей партии, и что все еще будет существовать партия «Вафд», представляющая правые и капиталистические силы, и Национальная прогрессивная юнионистская партия (Тhe National Progressive Unionist Party) (с двумя местами в парламенте), как представитель левого крыла. Он также сказал, что может быть сформирована национальная партия, представляющая различные политические течения в Египте, или что Лейбористская партия (Тhe Labor Party), которая была последнее время неактивна, может быть возрождена.

Статья 5 конституции АРЕ призывает к тому, чтобы Египет имел «политическое и партийное многообразие»[v]. Салах Абдулла сказал, что «множественность политических партий доказала  неэффективность этой формулы, и призвал к изменениям в партийной системе для того, чтобы египетское государство достигло большей политической стабильности». Он уверен, что «система должна быть изменена, чтобы предотвратить ее использование экстремистскими группами, стремящимися остаться на политической сцене». Заместитель генерального секретаря египетской Исламской рабочей партии  также хотел бы, чтобы государство оказывало финансовую поддержку этим партиям, которые в настоящее время зависят от внешних источников дохода.

Сакина Фуад (Sakina Fouad), бывший советник президента по делам женщин, также призвала различные политические партии вступить в диалог по поводу предложения президента о слиянии партий и разработать реальный план действий до проведения следующих выборов. Это предложение, по ее словам, является серьезным желанием режима, который был создан после падения «Братьев-мусульман» после массовых протестов 30 июня 2013 года и последующего государственного переворота.  Однако С.Фуад отвергла мысль о том, чтобы А.Ф.ас-Сиси создал свою политическую партию, заявив, что «он является президентом всех египтян и должен выражать свою свободную волю, а не принадлежать к какой-либо конкретной политической партии».

Гамаль Абдель Гавад (Gamal Abdel Gawad), директор Центра политических и стратегических исследований Аль-Ахрам в Каире (Тhe Al-Ahram Center for Political and Strategic Studies in Cairo), сказал Al-Monitor, что «предложение президента необходимо для заполнения потенциального политического вакуума, которым могут воспользоваться запрещенные группы и течения, чтобы снова вернуться на политическую сцену» (разумеется, здесь в первую очередь имеются в виду «Братья-мусульмане» — авт.). Гамаль Абдель Гавад призвал политиков и членов партий провести серьезные дискуссии на эту тему, с тем, чтобы поспособствовать созданию сильных и действительно эффективных партий в преддверии выборов, чтобы следующий парламент мог реально представлять общественное мнение.

Глава Социалистического народного альянса (Тhe Socialist Popular Alliance) Медхат аль-Захид (Medhat al-Zahid) призвал президента подкрепить его предложение немедленным освобождением всех политических заключенных и предоставления реальной свободы прессе, что могло бы действительно положить начало полноценной демократии в Египте. Отметим, что  партия Социалистического народного альянса  не имеет мест в парламенте; она и Социал-демократическая партия (Тhe Social Democratic Party), которая имеет 4 места в парламенте, являются частью гражданского альянса, подверженного ограничениям безопасности и арестам. М.аль-Захид сказал Al-Monitor, что политический плюрализм в АРЕ подвергается жестким ограничениям; например, представители Гражданского общества и «Альянса надежды» (Тhe Alliance of Hope) были арестованы в июне 2019 года, поскольку любая оппозиция в стране подавляется [vi]. Напомним, что «Альянс надежды» представляет собой коалицию политиков, журналистов, правозащитников и бизнесменов[vii]. Медхат аль-Захид подчеркнул, что «предложение президента должно быть реализовано путем переговоров между теми, кто разделяет одни и те же идеи и взгляды, и кто в результате принимает решение о слиянии партий и коалиций, но не через приказы и инструкции сверху».

Фарид Захран (Farid Zahran), глава Социал-демократической партии (Тhe Social Democratic Party), заявил «предложение президента можно считать политическим прорывом, но (только) при определенных условиях, главным из которых является разрешение партиям проводить массовые конференции, снятие наложенных на них ограничений и освобождение политических заключенных».  Напомним, что, согласно данным правозащитной организации Human Rights Watch и Арабской сети по правам человека (Тhe Arab Network for Human Rights), число политических заключенных в Египте с 2013 года достигло 60 000 человек, хотя официальный Каир и опровергает эти цифры. Ф.Захран потребовал, чтобы власти «оставили место для демократии и позволили партиям консультироваться друг с другом, общаться с массами и формировать альянсы или коалиции на своих собственных условиях и на основе серьезного диалога — а не через директивы сверху».

Реформирование института политических партий в Египте, несомненно, является насущным вопросом, но автор смеет предположить, что, несмотря на категорические утверждения Абдель Фаттаха ас-Сиси о том, что он не будет принадлежать ни к какой политической партии, создание в будущем «партии власти» во главе с ним все же неизбежна. По мнению Акрама Бадра Эддина (Akram Badr Eddine), профессора политологии в Каирском университете, «президенту нужен орган, который поддерживал бы его и функционировал бы в качестве канала связи между ним и общественностью… Этот орган, будь то политическая партия или что-то еще, будет консультировать президента и защищать его политику, особенно экономическую»[viii]. Акрам Бадр Эддин уверен, что если бы у А.Ф.ас-Сиси был такой «политический оплот» тогда, когда прозвучали обвинения скандально известного Мухаммеда Али в адрес правящей власти и армии, большей части волнений и протестов в стране можно было бы избежать.

Один из ведущих политических мыслителей Хосам Бадрави (Hossam Badrawi), который раньше был реформатором в правящей Национально-демократической партии Х.Мубарака, сказал The Arab Weekly, что, по его мнению, «президент сейчас остро нуждается в реальных политических структурах, которые могут его поддержать».

Тем не менее, хотя многие считают, что  создание политической партии поможет укрепить политические позиции А.Ф.ас-Сиси, другие наблюдатели говорят, что это может иметь обратный эффект, предполагая, что он может следовать по стопам Х.Мубарака. Так, Саид Садек (Said Sadek), профессор политической социологии в Американском университете в Каире, утверждает, что «”партия власти”, контролирующая политическую жизнь этой страны только потому, что президент принадлежит к ней, будет очень плохой идеей… Вместо того, чтобы создавать свою партию, президенту следует расширить полномочия СМИ, предоставив им доступ к информации и предоставив им большую свободу слова».

[i] https://www.almasryalyoum.com/news/details/1437193

الأحزاب في مصر «سياسة مع وقف التنفيذ».. و«القعيد»: «العدد في الليمون» (تقرير)

[ii] https://www.elwatannews.com/news/details/4500066

السيسي: الإصلاح السياسي مرتبط بحركة الأحزاب وقدرتها على التأثير

[iii] https://timep.org/commentary/analysis/egypts-party-consolidation-and-the-stifling-of-pluralism/

[iv] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2020/01/egypt-sisi-political-parties-merging-wafd-opposition.html

[v] https://www.constituteproject.org/constitution/Egypt_2014.pdf

[vi] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/07/muslim-brotherhood-cell-terrorist-parliament-egypt-sisi.html

[vii] https://www.middleeastmonitor.com/20190703-sisi-is-afraid-of-egypts-growing-opposition-rights-advocate-says/

[viii] https://thearabweekly.com/mounting-criticism-exiles-sparks-calls-pro-sisi-party

52.22MB | MySQL:103 | 0,532sec