Оценки китайских специалистов китайско-пакистанских военно-морских учений «Морские стражники-2020»

По информации китайского информационного агентства «Синьхуа» в соответствии с двухлетним планом китайско-пакистанского военного сотрудничества, в период с 6 по 15 января были проведены девятидневные китайско-пакистанские совместные военно-морские учения «Морские стражники-2020», которые начались в портовом городе Карачи на юге Пакистана. Ранее, 28 ноября 2019 года на пресс-конференции для иностранных военных атташе и журналистов официальный представитель Минобороны Жэнь Гоцян объявил, что Китай и Пакистан проведут совместные морские учения на территории Пакистана в январе 2020 года.  «Учения призваны углубить сотрудничество в области безопасности между военными двух стран, укреплять и развивать китайско-пакистанское всепогодное стратегическое партнерство и сотрудничество, а также содействовать формированию морского сообщества с единой судьбой»,  отметил Жэнь Гоцян. Китайские военные специалисты отмечают, что учения не были связаны с текущими событиями в регионе и не были нацелены на интересы какой-либо третьей стороны.

Целью китайско-пакистанских совместных учений «Морские стражники – 2020» было определено усиление двустороннего взаимодействия в сфере безопасности, укрепление и развитие китайско-пакистанского всепогодного стратегического партнерства и сотрудничества, содействие совместному формированию безопасной морской среды, повышение боеспособности армий двух стран для противостояния терроризму и преступности на море.

По информации китайской ежедневного новостного издания China Daily, во время китайско-пакистанских учений отрабатывалось взаимодействие различных подразделений ВМС при наземно-морских операциях с использованием всех видов техники и вооружения, тактическое планирование, координация действий сил морской пехоты. Анализ фотографических материалов, приведенных изданием China Daily и агентством «Синьхуа» позволяет утверждать, что особое внимание во время учений было уделено отработке элементов десантной операции и проведении противоминной борьбы с применением необитаемых подводных аппаратов китайского производства. Примечательно, что проведенный китайскими обозревателями военно-технических изданий анализ фотоматериалов с учений показал, что наиболее трудоемкие задачи по противолодочной и противоминной борьбе выполнялись экипажами китайских фрегатов тип 054А.

По данным китайской военной разведки, индийское военно-политическое руководство пристально следило за проведением китайско-пакистанских учений ВМС. Так, противолодочный самолёт P-8 Poseidon ВМС Индии заблаговременно был направлен в район предстоящих учений ВМС Китая и Пакистана. Кроме того, Индия усилила свою разведывательную активность в регионе на фоне обострения ситуации на Линии контроля.  Из-за китайско-пакистанских военных учений Индия направила авианосец «Викрамадитья» в Аравийское море. В СМИ КНР отмечается, что отправка индийского авианесущего корабля рассматривается как определённый посыл Нью-Дели своим двум соседям. Дело в том, что на борту авианосца во время следования в район предназначения находились высокопоставленные представители штаба ВМС. Обозреватели китайского издания «Современные корабли» (официальный печатный орган Китайской кораблестроительной корпорации) отмечают, что авианосец «Викрамадитья» с истребителями МиГ-29К на борту был отправлен в море «со стратегической целью». Китай развивает пакистанский порт Гвадар на побережье Аравийского моря и наращивает своё военное присутствие в регионе. Это вызывает обеспокоенность в Индии. Напомним, в 2015 году пакистанское правительство передало госкомпании China Overseas Port Holding 152 гектара земли в порту Гвадар в длительную аренду. Цель: организация особой экономической зоны в порту. Портовый город Гвадар через Китайско-пакистанский экономический коридор (China – Pakistan Economic Corridor, CPEC) предполагает соединиться с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) в КНР. Средства в этот проект инвестирует, разумеется, Китай. Предполагается построить целую сеть авто- и ж/д дорог, которые и соединят пакистанский порт с СУАР. Индия категорически против подобного инфраструктурного проекта, потому что CPEC означает совместную деятельность Китая и Пакистана на территории Гилгит-Балтистана, а это часть спорной территории Кашмир.

Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы и обобщения в отношении китайско-пакистанских военно-морских учений «Морские стражники-2020»:

  1. Пакистан и Китай провели учения «Морские стражники-2020», направленные на укрепление стратегического сотрудничества между военно-морскими силами, в момент повышенной напряжённости между Индией и Пакистаном из-за проблемы Кашмира.
  2. Учения действительно крупные: в них участвовали корабли различных классов: надводные корабли (эсминцы, фрегаты) и подводные (подводные лодки и необитаемые подводные аппараты).
  3. Китай и Пакистан реализуют военный обмен не только путем проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки, но и через реализацию программы военно-технического сотрудничества. Ранее, на верфи Karachi Shipyard and Engineering Works (KSEW) в Карачи 27 ноября состоялась церемония спуска на воду четвертого скоростного ракетного катера класса «Азмат», предназначенного для ВМС Пакистана. В декабре 2010 года ВМС Пакистана по результатам тендера заключили с Китайской международной корпорацией по судостроению и морской технике CSOIC (China Shipbuilding & Offshore Intemational Corporation) соглашение на поставку двух скоростных ракетных катеров. Согласно условиям контракта, головной корабль серии был построен китайской компанией Xingang Shipyard в Тяньцзине (Китай) на базе измененного проекта ракетного катера класса «Хоужиань» («Тип-037/2») ВМС НОАК, а строительство следующих катеров, начиная со второго, осуществлялась на предприятии KSEW в рамках соглашения о передаче технологий.
55.81MB | MySQL:105 | 0,415sec