О значении патрулирования ВМС НОАК в акваториях Аденского залива

Китайская Народная Республика (КНР) все более отчетливо осознает необходимость военно-морского присутствия в водах Мирового океана для защиты своих экономических инвестиций и политических интересов. В частности, военно-политическое руководство КНР осознаёт необходимость обеспечения безопасности маршрутов импорта нефти из государств Ближнего Востока и Северной Африки, проходящих через Аденский залив. Поскольку любое нарушение транспортировки углеводородов может существенно подорвать экономику Китая, руководство Центрального военного совета (ЦВС, главный совещательный орган отвечающий за планирование военного строительства китайского государства) придает серьезное значение защите морских коммуникаций в удаленных акваториях. Участие китайских кораблей в операциях по борьбе с пиратством в Аденском заливе, в гуманитарных спасательных операциях и визиты «доброй воли» в более чем 20 стран, включая страны Европы, демонстрируют его целенаправленные намерения.

Известно, что в соответствии с резолюцией СБ ООН Китай, начиная с декабря 2008 года, на постоянной основе направляет отряды кораблей ВМС НОАК в Аденский залив и территориальные воды Сомали для конвоирования судов и охраны навигации. В экипажи кораблей включены военнослужащие НОАК, которые принимают активное участие в операциях по сопровождению судов. Уже в марте 2015 года ВМС НОАК были задействованы в операции по обеспечению безопасности китайского дипломатического корпуса и охраны более чем 600 китайских гражданских специалистов, эвакуированных из Йемена. Эвакуация проводилась фрегатами Северного флот ВМС НОАК «Линь И» (бортовой номер 547) и «Вэйфан» (бортовой номер 550) проекта 054А из состава китайских сил, решающих задачи по борьбе с пиратством у берегов Сомали, из йеменских портов Аден и Ходейда.

По состоянию на январь 2020 года Китаем направлено в Аденский залив в общей сложности 33 отряда кораблей, которые осуществили конвоирование свыше 7 тыс. своих и зарубежных судов, обнаружили и досмотрели около 3,5 тыс. подозрительных водных транспортных средств. По данным китайской военной периодической печати, военнослужащие ВМС НОАК решают следующие задачи в акваториях Аденского залива: высадка и досмотр подозрительного судна; освобождение судна от морских пиратов; экстренное реагирование и спасение в случае чрезвычайных происшествий; эвакуация находящихся за рубежом граждан; участие в межнациональных учениях и др. Всего в районе Африканского Рога в операции по обеспечению безопасности международного судоходства задействовано около 850 китайских военнослужащих (в том числе из состава Морской пехоты ВМС НОАК).

По сложившейся практике отряд ВМС НОАК в Аденском заливе включает два боевых надводных корабля, одно судно комплексного снабжения, два вертолета палубного базирования и одно формирование специального назначения (численностью до 70 военнослужащих из состава Морской пехоты). Продолжительность боевой службы для кораблей составляет 3-4 месяца, судов комплексного снабжения – 6-8 месяцев. В настоящее время задачи по конвоированию судов в Аденском заливе и у побережья Сомали выполняет отряд китайских кораблей. В него входят сторожевые корабли «Линьи» (бортовой номер 547) и «Вэйфан» (бортовой номер 550) из состава 10-й бригады эскадренных миноносцев Северного флота, а также судно комплексного снабжения «Вэйшаньху» (бортовой номер 887) ВМС НОАК.

По информации китайского новостного агентства «Синьхуа», 17 января 2020 года в Аденском заливе начались мероприятия передачи полномочий от 33 к 34 оперативной группе кораблей Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) с флагманом эсминцем тип 052D «Иньчуань» (бортовой номер 175). Обозреватели новостного агентства отмечают, что после ряда совместных мероприятий 33 группа с флагманом эсминцем тип 052D «Синин» (бортовой номер 117) отправится в КНР в порты приписки, а 34-я останется для выполнения задач поддержания благоприятного режима судоходства и обеспечения безопасности китайских торговых судов.

Эксперты Разведывательного управления Министерства обороны (РУМО) США отмечают тенденцию увеличения количества мероприятий оперативной и боевой подготовки (ОБП) ВМС НОАК за пределами прибрежных акваторий, в частности, в Аденском заливе. Кроме того, по их оценкам, участие в антипиратских операциях предоставляет возможность для обучения личного состава в реальных условиях, поскольку использование береговых тренажеров и центров подготовки для поддержания круглогодичного уровня боеготовности считается недостаточным. Американские военные специалисты отмечают, что командование НОАК уделяет серьезное внимание проведению мероприятий ОБП ВМС в экстремальных погодных и географических условиях в Аденском заливе.

Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы и обобщения в отношении присутствия ВМС НОАК в Аденском заливе:

  1. Стремительный рост ориентированной на экспорт китайской экономики достигается, главным образом, за счет внешнеторгового оборота, где ведущая роль принадлежит торговому судоходству. Постоянно растущий в Китае внутренний спрос на нефть, нефтепродукты и минеральное сырье удовлетворяется, в основном, за счет импорта. Почти 90% совокупного импорта нефти и нефтепродуктов доставляет в Китай танкерный флот. Большая часть экспортных и импортных перевозок и около 30% внутреннего грузооборота КНР осуществляется морским транспортом. Потому в настоящее время и в ближайшей перспективе задача обеспечения безопасности китайского торгового судоходства, разработки природных ресурсов океана будет приоритетной и являться одним из необходимых условий дальнейшего развития китайской экономики.
  2. В настоящее время ВМС НОАК становятся способными выполнять самые разнообразные задачи в различных районах мира. Так, возможность проводить патрулирование в Аденском заливе позволило не только продвинуть стратегию создания «океанского флота», но и поспособствовало получению китайскими военнослужащими ВМС опыта, который не может быть получен в прибрежных акваториях КНР. Это безусловно способствует повышению боеспособности китайских военно-морских сил и способности защищать национальные интересы Китая силовыми инструментами в «несвойственных» ранее для них регионах.
  3. У китайской стороны на фоне улучшения обстановки в Аденском заливе и у побережья Сомали наибольшее опасение вызывает активизация противоправной деятельности в Гвинейском заливе (Нигерия, Ангола, Экваториальная Гвинея и Демократическая Республика Конго). Пиратство в этом регионе затрудняет доставку углеводородов в Китай, что в свою очередь является серьезной угрозой энергетической безопасности КНР.
  4. Йемен «вписывается» в амбициозную  экономическую инициативу «Один пояс, один путь», которая проходит через южную часть страны. Важным элементом этого маршрута является Аденский залив, к которому КНР проявляла интерес еще во времена холодной войны. Не менее важными транспортными точками для Пекина являются порт Халифа в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), порт Дукм в Омане, порт Джизан в Саудовской Аравии, Порт-Саид в Египте.
62.83MB | MySQL:102 | 0,597sec