Неоднозначные итоги Стокгольмского соглашения по Йемену

В январе с.г. исполнился ровно год с момента подписания сторонами йеменского конфликта Стокгольмского соглашения, которое стало первым в своём роде международным документом, подписанным между хоуситами (движение «Ансар Аллах») и признанным мировым сообществом президентом А.М.Хади. Оно таким образом заложило важные принципы и контуры мирного процесса.

Сегодня, несмотря на довольно противоречивые и неоднозначные итоги йеменского перемирия на протяжении последнего года, следует констатировать неоспоримый вклад Стокгольмского соглашения в йеменское урегулирование.

При сохранении главных очагов конфликта и основных противоречий между противоборствующими сторонами, Стокгольмское соглашение выполнило и продолжает выполнять важную миссию. Эта миссия проявляется в максимальном снижении интенсивности прямых вооружённых столкновений между сторонами, а также авиаударов, что подтверждается официальной статистикой ООН.

Мониторинговая миссия по контролю за перемирием, действительно, фиксирует спад интенсивности боевых действий, особенно в последние месяцы. Эту тенденцию озвучил недавно спецпосланник Генерального секретаря  ООН Мартин Гриффитс, выступая на брифинге перед членами Совета Безопасности ООН в конце января 2020 года.

Главным достижением Стокгольмского соглашения спустя год можно считать деэскалацию вооружённого конфликта. По заявлению спецпосланника ООН М.Гриффитса, за этот период интенсивность воздушных авиаударов сократилась на 80%. С начала 2020 года в стране зафиксировано всего 9 авиаударов, и интенсивность боевых действий на всех фронтах имеет тенденцию к сокращению. Также миссия ООН в Йемене фиксирует в последние месяцы снижение масштабов передислокации и передвижения вооруженных сил, и начало 2020 года вправе назвать одним из самых спокойных периодов йеменского конфликта с 2014 года.

Разумеется, спад интенсивности конфликта — важный шаг на пути к миру в Йемене. Однако основным вектором договорённостей в Швеции была все-таки реализация конкретных шагов.  Напомним, что одной из главных Стокгольмского соглашения стала принципиальная договорённость о нейтральном статуса стратегического порта Ходейда, служившего ранее ареной для столкновений сторон. Год назад правительство и движение хоуситов договорились прекратить боевые действия и начать поэтапный вывод своих войск из этого порта. Это положение Стокгольмских соглашений должно было стать ключевым решением для обеспечения беспрепятственного гуманитарного доступа — более 60% гуманитарных поставок и поставок коммерческих грузов извне поступает в Йемен через этот стратегический узел. Также в рамках Стокгольмского соглашения стороны согласились вывезти полностью свои вооруженные формирования из остальных значимых портов — Салифа и Рас-Иса.

Резюмируя, на сегодняшний день важнейшие положения Стокгольмского соглашения, и особенно отмеченные выше договорённости по портам, не работают и выполняются только отчасти, причем далеко не всегда в полном объёме.

В политическом и гуманитарном поле, общий тренд к деэскалации йеменского конфликта был воспринят позитивно, что сподвигнуло ряд аналитиков и представителей ООН выступить с умеренным оптимизмом относительно предварительных итогов Стокгольмского соглашения и его значимости. Однако, если оценивать конкретные положения этого трехстраничного документа, то следует констатировать отсутствие прогресса по многим из них.

Главный элемент Стокгольмского соглашения по статусу порта Ходейда был реализован в мае 2019 года, но не в полном объёме. Стороны продолжают интерпретировать этот чувствительный пункт по-разному. Хоуситы формально передали миротворцам ООН контроль, который нельзя назвать полным и безусловным. Формально состоялась передача контроля береговой охране порта, но правительство А.М.Хади по-прежнему проложило обвинять группировку «Ансар Аллах» в сохранении реального контроля. Ситуация неоднозначная, но по данным местных экспертов, в целом на январь 2020 года влияние и контроль хоуситами трёх портов в Красном море де-факто ослаблены. Более того, прямые вооруженные столкновения в Ходейде, действительно, прекратились год назад, и расположенная в городе миротворческая миссия ООН регулярно мониторит ситуацию и обеспечивает безопасность гуманитарных коридоров из этого порта вглубь страны. В этих целях в Ходейде установлены и функционируют четыре наблюдательных пункта ООН.

Второй важнейший пункт Стокгольмского соглашения касается урегулирования вопроса об обмене военнопленными. Была поставлена весьма амбициозная задача освобождения и обмена 16 тысячами военнопленных и членов их семей с обеих сторон. Задача эта до сих пор не реализована. На январь 2020 года удалось согласовать возвращение нескольких сот человек и членов их семей, включая нескольких граждан Саудовской Аравии, захваченных в плен хоуситами. Примечательно также, что посреднические усилия ООН и особенно Международного общества Красного Креста на этом треке полностью провалились. В конечном счете соглашения об обмене пленными были успешно реализованы при содействии авторитетных лидеров  местных племенных групп, и ООН оказалась исключена из этого процесса.

Наконец, третий пункт Стокгольмского соглашения касался урегулирования ситуации вокруг города и одноимённой провинции Таиз. На сегодня можно констатировать общую деэскалацию и освобождения значительной части этой провинции из-под контроля хоуситов. Тем не менее, хоуситы по сути так и не выполнили требование о полном выводе своих вооружённых частей за пределы очерченной демилитаризованной зоны и продолжают контролировать отдельные участки в прилегающих районах, которые могут в принципе использовать как форпост для осуществления новых военных операций. Более того, даже без хоуситов, в провинции усилились внутренние трения между другими племенным группами, которые периодически переходят в открытую фазу противостояния. Поэтому ситуация в Таизе в целом характеризуется экспертами ООН как нестабильная, с сохранением рисков новой масштабной эскалации.

Таким образом, на практике многие конкретные пункты Стокгольма по-прежнему буксуют. Между сторонами конфликта сохраняется высокий уровень недоверия. Буквально в конце  2019 года стороны согласовали в общих чертах механизм распределения доходов, получаемых от эксплуатации порта Ходейда — было решено направлять эти фонды в Цетробанк Йемена через его филиал в Ходейде, для последующего распределение на выплаты зарплат госслужащих. Пока это решение только на бумаге, но если оно начнёт реально выполняться сторонами, то позволит действительно продвинуться на пути укрепления механизмы социальной защиты в стране.

52.18MB | MySQL:103 | 0,685sec