Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (31 декабря 2007 года – 6 января 2008 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Пакистане, зоне палестино-израильского конфликта и в Ливане. В Пакистане решением национального Центризбиркома дата проведения парламентских выборов перенесена с 8 января на 18 февраля с. г. Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта на прошедшей неделе заметно обострилась. 6 января на совещании в Каире главы внешнеполитических ведомств стран-членов ЛАГ единогласно приняли план урегулирования внутриполитического кризиса в Ливане.

1 января страны-члены ССАГПЗ (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) объявили о создании собственного общего рынка. Соглашение о его создании предусматривает, в частности, свободное движение капитала между государствами-участниками, свободное передвижение, проживание и трудоустройство, а также равенство экономических возможностей для подданных аравийских монархий. В 2010 г. в странах ССАГПЗ намечено ввести единую валюту.

Обстановка в Пакистане после убийства 27 декабря 2007 г. в результате теракта одного из ведущих лидеров оппозиции Б. Бхутто остается сложной. Тем не менее, при активном участии армии властям удалось прекратить массовые беспорядки и восстановить контроль над ситуацией в основных городах страны и над ведущими транспортными магистралями. По приглашению властей для оказания содействия в расследовании убийства Б. Бхутто в Пакистан прибыли британские следователи из Скотланд Ярда.

2 января пакистанский Центризбирком назначил новую дату парламентских выборов в стране – 18 февраля. Главные оппозиционные партии – Пакистанская народная партия (ее возглавили супруг погибшей Б. Бхутто А. Зардари и сын Балавил) и Мусульманская лига (лидер Н. Шариф) не стали возражать против решения о переносе сроков выборов, заявив о своем намерении принять в них активное участие.

В своем обращении к нации 2 января президент Пакистана П. Мушарраф подтвердил решимость властей выявить и привлечь к ответственности организаторов массовых беспорядков, а также одобрил решение о переносе даты парламентских выборов, которые он обещал провести «в открытой и честной борьбе».

Напряженная ситуация сохраняется на северо-западе Пакистана в долине Сват вблизи границы с Афганистаном. Здесь правительственные войска продолжают операцию против боевиков незаконных вооруженных формирований из числа жителей местных племен. По официальной информации с ноября 2007 г. число убитых боевиков превысило 300 человек.

Президент США Дж. Буш 3 января высказался в поддержку П. Мушаррафа, назвав его американским союзником в борьбе против терроризма. Буш выразил надежду, что пакистанский президент сработается с теми политическими силами, которые одержат победу на февральских выборах, а США «останутся сильным союзником Пакистана».

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта на всем протяжении минувшей недели характеризовалась повышенной напряженностью. Боевики палестинских экстремистских группировок с территории сектора Газа вели интенсивные ракетные и минометные обстрелы приграничных районов Израиля, особенно г. Сдерот. Ракетным обстрелам был подвергнут также г. Ашкелон. Как сообщается, для этого боевики впервые использовали ракеты с повышенной дальностью пуска, схожие с реактивными снарядами типа «Град». Всего за неделю боевики выпустили по Израилю 32 ракеты различных типов. В ответ израильская армия наносила авиационные и артиллерийские удары по объектам экстремистов, проводила рейдовые операции против инфраструктуры боевиков на территории палестинского анклава и «точечные ликвидации» руководящего состава террористов. Среди палестинцев имеется большое число убитых и раненых. Ранено несколько израильских военнослужащих. Кроме того, части ЦАХАЛа осуществляли антитеррористические операции в некоторых городах Западного берега реки Иордан (ЗБРИ). Глава израильского правительства Э. Ольмерт заявил 6 января, что боевые операции против экстремистов в секторе Газа будут продолжены и даже усилены, если палестинские боевики продолжат ракетные обстрелы еврейского государства.

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт на переговорах с королем Иордании Абдаллой II в Акабе пообещал заморозить строительство еврейских поселений на ЗБРИ. Накануне своего визита на Ближний Восток президент США Дж. Буш назвал проблему израильских поселений одним из препятствий на пути палестино-израильского урегулирования и призвал Израиль выполнить свои обещания по ликвидации незаконно возведенных поселков. Арабские министры иностранных дел на совещании в Каире обсудили вопросы ближневосточного урегулирования, потребовав от Израиля прекращения строительства новых поселений на ЗБРИ.

Глава ПНА и лидер движения ФАТХ М. Аббас 31 декабря предложил движению ХАМАС договориться о проведении досрочных выборов в палестинское Законодательное собрание и вернуть под контроль властей ПНА сектор Газа, захваченный исламистами в июне 2007 г. В ответ лидер ХАМАСа Х. Машааль 5 января заявил, что его движение готово пойти на переговоры с ФАТХом без каких-либо предварительных условий, в т. ч. обсудить в ходе диалога вопрос о досрочных парламентских выборах. Однако ХАМАС не намерен уступать контроль над сектором Газа (по словам Машааля, об этом «не может идти и речи»). Кроме того, хамасовские радикалы не собираются отказываться от вооруженной борьбы против Израиля.

Сложная обстановка сохраняется в Ливане. Страна на протяжении длительного времени находится в состоянии острого внутриполитического кризиса. Поддерживаемое Западом и умеренными арабскими режимами правительство и парламентское большинство, и оппозиция, которой оказывают содействие Сирия и Иран, не в состоянии договориться по условиям избрания нового президента республики и составу коалиционного правительства. На совещании в Каире 6 января главы внешнеполитических ведомств арабских государств разработали, единогласно одобрили и предложили ливанским политикам план урегулирования политического кризиса. Он состоит из трех пунктов: (1) президентом Ливана в кратчайшие сроки избирается командующий национальной армией генерал М. Сулейман (против этой кандидатуры не возражают ни правящее большинство, ни оппозиция); (2) ливанские политические партии формируют правительство национального единства на сбалансированной основе, причем ни один из участников коалиции не имеет право ни самостоятельно принимать важные для Ливана решения, ни блокировать их принятие; (3) ливанцам необходимо разработать и принять новый закон о выборах. По этому закону должны состояться очередные парламентские выборы в 2009 г. Как сообщается, ливанское правящее большинство и оппозиция положительно оценили арабский план.

Серьезный политико-дипломатический конфликт продолжается между Сирией и Францией. Во многом он связан с развитием ситуации в Ливане. Ситуация обострилась после заявления, сделанного президентом Франции Н. Саркози в Каире 30 декабря 2007 г., о том, что его страна «более не намерена контактировать с Сирией до тех пор, пока не получит доказательств со стороны Дамаска дать Ливану возможность избрать президента». В ответ глава МИД САР В. Муаллим сообщил, что Дамаск временно прекратит контакты с Парижем из-за политического кризиса в Ливане. Кроме того, Муаллим обвинил Францию в попытке переложить на Сирию ответственность за коллапс международных усилий по нормализации обстановки в Ливане. 4 января в Париже подтвердили «замораживание» политических контактов с Сирией по ливанским проблемам, но подчеркнули, что другие дипломатические контакты «не прерывались и не будут затронуты нынешним напряжением» в двусторонних отношениях.

В конце 2007 – начале 2008 г. в Ираке отмечается новый рост интенсивности действий террористов (в основном боевиков-смертников), совершивших несколько крупных терактов, приведших к большому числу человеческих жертв в Багдаде и г. Баакуба – административном центре провинции Дияла к северо-востоку от столицы. Эта провинция в настоящее время является одним из наиболее нестабильных районов Ирака. Здесь активно действуют террористы из иракского филиала «Аль-Каиды», боевики различных суннитских и шиитских вооруженных группировок. Меры, принимаемые американским командованием и иракскими властями по наведению порядка в провинции, успеха пока не имеют.

На основании недавно опубликованных выводов разведслужб США о приостановке Ираном в 2003 г. национальной военной ядерной программы Тегеран направил письмо генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну с просьбой закрыть иранское ядерное досье в СБ ООН и вернуть его в МАГАТЭ. В то же время духовный лидер и глава иранского государства А. Хаменеи заявил, что его страна продолжит работы по обогащению урана с целью гарантировать самодостаточность в обеспечении ядерным топливом своих будущих АЭС.

Хаменеи также сообщил, что он одобрит восстановление отношений между ИРИ и США, если эти отношения послужат на благо Ирана. Однако, по его словам, этот вопрос не следует поднимать в настоящее время, а «отсутствие отношений с Америкой является стержнем нашей политики». В ответ представитель госдепартамента США заявил, что Вашингтон «желает хороших отношений с Ираном». Высказывания же Хаменеи были прокомментированы как «индикатор того, что Иран приоткрывает дверь к улучшению отношений». «Промежуточную точку» в этом вопросе поставил официальный представитель МИД ИРИ, сообщивший, что Исламская республика в настоящее время не намерена улучшать отношения с США, т. к. американцы проводят антииранскую политику.

3 января в Вашингтоне состоялись переговоры главы внешнеполитического ведомства Ливии А. Шалькама с госсекретарем США К. Райс. Они явились первой за последние 36 лет официальной встречей представителей двух стран на столь высоком уровне. Правительства Ливии и США также подписали соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий. В ходе встречи с Шалькамом Райс призвала Ливию полностью выплатить компенсации родственникам лиц, погибших в результате взрыва пассажирского самолета в 1988 г., и взрыва в дискотеке в Берлине в 1986 г. Кроме того, руководитель американского госдепартамента указала ливийскому коллеге на необходимость соблюдения в Ливии прав человека. К. Райс подтвердила свое намерение посетить Триполи с официальным визитом, но его дата не была определена конкретно.

Африканский союз (АС) 31 декабря 2007 г. официально передал ООН мандат на проведение совместной миротворческой операции в Дарфуре на западе Судана. В настоящее время в этом регионе размещено до 9 тыс. военнослужащих из стран-членов АС. Предполагается, что общая численность миротворческого контингента составит 20 тыс. военнослужащих и 6 тыс. полицейских и гражданских лиц. Как ожидается, первые подразделения «голубых касок» из состава армий Египта, Непала, Пакистана и Эфиопии будут размещены в Дарфуре уже в ближайшие несколько месяцев. Вместе с тем, развертывание ооновской операции в полном масштабе может быть сорвано в силу ряда причин, к числу которых можно отнести отсутствие необходимого финансирования, трудности в наборе столь большого числа миротворцев, а также возражения официального Хартума по поводу присутствия в стране под флагом ООН «неафриканцев», в первую очередь миротворцев из европейских стран.

Премьер-министр Сомали Н. Х. Хусейн 4 января в основном завершил формирование нового правительства страны, назначив 15 из 18 министров. Большая часть новых министров, по оценке западных дипломатов, представлена технократами. Между тем обстановка в Сомали остается крайне нестабильной. Реально правительственные силы при поддержке эфиопской армии контролируют лишь небольшую часть территории страны.

Приложение

О сирийско-иранских отношениях

Отношения Сирии с шахским Ираном носили сложный характер и их никоим образом нельзя было назвать дружественными. Особое недовольство в Дамаске вызывали тесные связи Ирана с Израилем, в т. ч. в сфере военно-технического сотрудничества и обмена развединформацией, а также поставки иранской нефти еврейскому государству.

Сирия приветствовала победу исламской революции в Иране в 1979 г., которая, в частности, провозгласила в качестве одного важных лозунгов борьбу с Израилем. Однако первоначально отношения Дамаска с Тегераном развивались достаточно трудно. Иран критиковал сирийцев за тесное сотрудничество с СССР и осудил режим Х. Асада за жестокое подавление мятежа «братьев-мусульман» в г. Хама весной 1982 г. В то же время по мере затягивания ирано-иракской войны позиция руководства ИРИ в отношении Сирии стала меняться в положительном направлении. Сказывалась и общая неприязнь к палестинскому лидеру Я. Арафату. САР оказывала Ирану посильную военную помощь, а в ответ Тегеран осуществлял бесплатные поставки нефти. Вместе с тем, поддержка Ирана в войне с Ираком осложнила положение Сирии в арабском мире. Дамаск был вынужден оправдывать свою позицию тем, что Ирак первым напал на мусульманский Иран. И в дальнейшем тесные отношения с Ираном неоднократно приводили к ухудшению и без того сложного положения Сирии в арабском мире. Тем не менее, Дамаск несколько раз выступал в роли посредника в урегулировании конфликтных ситуаций, возникавших между Ираном и арабскими странами Персидского залива.

В настоящее время Сирия и Иран поддерживают и развивают многоплановые дружественные, а по ряду вопросов доверительные отношения в сфере внешней политики, безопасности, торгово-экономического, военного и военно-технического сотрудничества, в религиозной и культурной областях.

Сирийско-иранское политическое партнерство базируется на близости или совпадении позиций двух государств по многим региональным и международным проблемам. Высшие руководители САР и ИРИ поддерживают регулярный политический диалог, в ходе которого сверяют свои позиции по внешнеполитическим проблемам, неизменно подчеркивают готовность совместно противостоять внешним вызовам и угрозам, выступать «объединенным фронтом» против общих врагов, содействовать упрочению сплоченности исламского мира. Доверительные отношения сложились между президентами САР Б. Асадом и ИРИ М. Ахмадинежадом. В конфиденциальном плане сирийские и иранские руководители обсуждают параметры оказания взаимопомощи в случае вероятной угрозы извне. На постоянной основе поддерживаются рабочие контакты между различными государственными ведомствами двух стран.

Дамаск и Тегеран негативно относятся к гегемонистским устремлениям США на Ближнем и Среднем Востоке, американскому курсу на ускоренную демократизацию стран региона. В ответ Вашингтон считает Сирию и Иран государствами, способствующими дестабилизации обстановки в этом районе мира и ввел против них экономические санкции. Многочисленные проблемы имеются в отношениях САР и ИРИ с другими ведущими странами Запада.

Для Дамаска и Тегерана характерна жесткая конфронтационность в отношениях с Израилем, которого они рассматривают в качестве своего прямого военно-политического противника и главной угрозы региональной безопасности. Отсюда и продолжающаяся разносторонняя поддержка радикальных палестинских сил, ливанской «Хизбаллы», других антиизраильских группировок.

Стороны выступают за сохранение единства и территориальной целостности Ирака, официально поддерживают действующее в Багдаде правительство, негативно относятся к американскому военному присутствию на иракской территории. Вместе с тем, сирийцы и особенно иранцы контактируют и с различными иракскими группировками, оппозиционными нынешней власти в Багдаде.

Дамаск твердо стоит на стороне Тегерана по проблеме ядерной программы ИРИ, утверждая, что «страны, выступающие против реализации права Ирана на доступ к мирным ядерным технологиям, не имеют на это убедительных и логических доводов».

Регулярные консультации проводятся сторонами по ситуации в Ливане, где Сирия и Иран всячески стремятся сохранить свои позиции и влияние в условиях неослабного давления США, Франции и Саудовской Аравии с целью вытеснения Дамаска и Тегерана из этой страны.

Все большее значение САР и ИРИ придают развитию торгово-экономических отношений, справедливо считая, что этот фактор должен придать более устойчивый характер двустороннему политическому партнерству. Происходит активное проникновение иранского капитала в сирийскую экономику. На сегодняшний день общий объем иранских государственных и частных капиталовложений в Сирии составляет около 1 млрд долл. При этом основной поток инвестиций направляется в энергетику, водоснабжение, добычу нефти и газа, транспорт и связь. Сирийцы заинтересованы в практическом применении ряда иранских технологий в интересах собственного экономического развития. Все более динамично развивается торговля между двумя странами. Поставлена амбициозная задача довести ежегодный товарооборот между Сирией и Ираном с нынешних примерно 200 млн долл. до 3 млрд долл.

Активные связи поддерживают САР и ИРИ в сфере безопасности, военного и военно-технического сотрудничества. В феврале 2004 г. стороны подписали меморандум по вопросам ВТС сроком на пять лет. В июне 2006 г. Сирия и Иран договорились о сотрудничестве в сфере безопасности «для противодействия угрозам со стороны США и Израиля». Соответствующий документ подписали в Тегеране министры обороны ИРИ М. М. Наджар и САР Х. Туркмани. Сообщалось о существовании у сирийцев совместной с ИРИ программы модернизации баллистических ракет «Скад-B». В Дамаске проявляли заинтересованность в приобретении у Ирана ракет типа «Скад», ПЗРК, танков T-72, а также артиллерийских орудий, легкой бронетехники и боеприпасов. По информации зарубежных СМИ, с иранской помощью на территории САР созданы два центра радиоразведки и строятся еще два. С вводом их в строй сирийцы получат возможность вести разведку территории всех граничащих с республикой государств.

Вместе с тем нельзя утверждать, что в сирийско-иранских отношениях все безоблачно и безпроблемно. Иран реально является одним из главных «центров силы» на Ближнем и Среднем Востоке и открыто стремится стать региональной «сверхдержавой. Его руководство ведет собственную внешнеполитическую «большую игру», в которой интересы ИРИ и САР не могут во всем и везде совпадать, что на деле и происходит. Так, расчеты Дамаска на получение прямой иранской военной помощи в случае войны с Израилем вряд ли обоснованы. И дело здесь не только в территориальной разобщенности двух стран. Иранское руководство в данном случае будет с присущим ему прагматизмом исходить, прежде всего, из собственных интересов, которые, несмотря на шумную и резкую антиизраильскую риторику, могут и не предусматривать вступление в прямой вооруженный конфликт с Израилем, грозящий тегеранскому режиму труднопредсказуемыми последствиями.

Не во всем совпадают цели политики Ирана и Сирии в Ливане. Так, Дамаск и Тегеран соперничают в оказании влияния на «Хизбаллу», ливанскую шиитскую общину в целом. И хотя сейчас Иран не призывает к созданию в Ливане исламской республики по собственному образцу, как это было в 80-е гг., однако можно с большой уверенностью предполагать, что эти планы окончательно не отвергнуты, а лишь отложены до лучших времен. А подобная перспектива ни коим образом не устраивает сирийский баасистский режим. Сирия вопреки «советам» Ирана, приняла участие в международной конференции по ближневосточному урегулированию в ноябре 2007 г. в Анаполисе (США), которая была организована по инициативе Вашингтона.

В Тегеране небезосновательно опасаются, что Дамаск условиях усиленного прессинга ос стороны США и Запада в ситуации, когда напрямую станет вопрос о выживании ныне правящего в САР режима, вполне может пойти на отказ от сотрудничества с Ираном. И, конечно же, в случае американской или израильской военной акции против ИРИ (иранских ядерных объектов) сирийцы не смогут (да и вряд ли захотят) оказать непосредственную помощь своему партнеру.

Таким образом, сирийско-иранское сотрудничество, как видится, может и будет развиваться в условиях, когда оба государства находятся пусть и в сложной, но далеко не критической внешнеполитической обстановке. Вместе с тем, когда ситуация вокруг одной из стран резко обостриться, а тем более может перейти в стадию военного конфликта, то другая страна вряд ли окажет своему партнеру реальную помощь, а будет действовать исходя из собственных интересов.

52.33MB | MySQL:103 | 0,466sec