Афганская наркоугроза: мрачные перспективы

За время, прошедшее после свержения режима талибов (2001), Афганистану при всесторонней помощи международного сообщества, несомненно, удалось достичь определенных успехов в государственном строительстве, проведении социально-экономических преобразований. Вместе с тем обстановка в этой стране остается чрезвычайно напряженной, что связано в первую очередь с беспрецедентным ростом активности экстремистов всех мастей. Нет сомнения в том, что их деятельность подпитывается из серьезных финансовых источников, главным из которых по-прежнему остается наркоторговля, имеющая под собой давние традиции выращивания опийного мака.

Обвальный рост производства наркотиков на афганской территории наблюдается с 1992 г., когда участники развернувшейся в стране гражданской войны активно использовали доходы от наркопроизводства для финансирования боевых операций. Приход к власти в Афганистане талибов (1996) не изменил этой тенденции. Так, рекордный урожай опиатов (4560 тонн) в 90-е годы был зафиксирован в 1999 г., когда в стране функционировали десятки лабораторий по переработке сырья, где работали, в частности, и приглашенные с Запада специалисты.

К моменту падения режима талибов в 2001 г. международное сообщество считало одним из ключевых компонентов программы «умиротворения» этой страны нейтрализацию исходящей с территории Афганистана наркоугрозы. Это было признано в рамках многочисленных международных форумов, венцом которых стали Парижская международная конференция (май 2003 г.), Лондонская конференция по Афганистану (январь-февраль 2006 г.) и московская конференция «О путях доставки наркотиков из Афганистана» (июнь 2006 г.).

Под международным давлением администрация президента Афганистана Х. Карзая приняла ряд мер, направленных на решение наркопроблемы. В частности, в январе 2002 г. в стране был объявлен запрет на выращивание опийного мака, а в декабре 2004 г. в Афганистане было образовано Министерство по борьбе с наркотиками, в рамках которого сформирован фонд поддержки крестьян, отказавшихся от выращивания опиатов. Результатом этих усилий стало повышение эффективности пресечения путей доставки наркотиков: в 2007 г. полиция Афганистана конфисковала 90 тонн наркотиков (в том числе 9,3 тонн опия-сырца) и 60 тонн прекурсоров. Были ликвидированы более 250 нарколабораторий и десятки складов.

Таким образом, с 2001 г. в Афганистане был осуществлен комплекс антинаркотических мер, подкрепленный существенными финансовыми вливаниями из-за рубежа. Однако оценка текущего состояния дел в области производства наркотиков позволяет сделать вывод о том, что международному сообществу не удалось переломить тенденцию роста наркопроизводства. Более того, любые шаги в данном направлении наталкивались на активное сопротивление местного населения, получающего серьезную финансовую поддержку за счет производства опия. Так, по данным ООН, в 2007 г. в Афганистане под опийный мак было засеяно 193 тыс. га сельхозугодий (рост на 17% по сравнению с 2006 г.), наркоурожай опиума оценивается в 8200 тонн (рост на 34%). 75% афганского опия по-прежнему культивируется в самых нестабильных районах страны, контролируемых движением талибов. В этом отношении лидирует провинция Гильменд (100 тыс. га наркопосевов), наибольшее увеличение наркоплощадей за год отмечено в провинциях Кандагар, Нимруз (в 3 раза), Нангархар (в 2,5 раза).

По-прежнему активно действуют налаженные пути доставки афганских наркотиков, транспортировка которых осуществляется по северному (Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, около 25% общего объема), западному (Иран, 49%) и южному (Пакистан, 26%») направлениям. При этом от исходящей из Афганистана наркоугрозы традиционно в наибольшей степени страдают не граничащие с ним страны, в частности, в значительной степени — Россия.

Представитель Еврокомиссии в Казахстане, Киргизии и Таджикистане заявил о существенном падении уровня эффективности пограничной службы Таджикистана. Так, в 2006 г. таджикским пограничникам удалось изъять на границе с Афганистаном лишь 220 кг героина, а за первое полугодие 2007 г. — всего 70 кг. Примечательно, что в 2004 г. российские пограничники в этом районе конфисковали 2 тонны героина. Таким образом, есть основания полагать, что Таджикистаном до сих пор не предприняты необходимые меры для борьбы с афганским наркотрафиком.

В чем причина столь трагичной ситуации в области афганского наркопроизводства? В первую очередь, следует отметить сложившуюся зависимость благосостояния населения страны и боеспособности экстремистов от выращивания опийного мака. В результате борьба с наркопосевами на юге Афганистана ведется теперь два фронта. На первом действуют талибы, которые, защищая производящийся крестьянами опий и выдавая им компенсацию, зарабатывают тем самым дополнительные финансовые дивиденды. На втором — афганские крестьяне и наркоторговцы, готовые для защиты наркопосевов взяться за оружие.

Высокая коррумпированность афганских властей также ведет к отсутствию подвижек в борьбе с наркопроизводством. По обновленной статистике, в наркобизнес вовлечены порядка 110 тысяч человек, включая госслужащих среднего и высшего звена. За неполный 2007 г. были арестованы 1500 контрабандистов, включая 30 госслужащих и 12 сотрудников полиции.

Необходимо отметить тот факт, что афганская антинаркотическая полиция по-прежнему не получает поддержки со стороны действующих в стране с 2001 г. Международных сил содействия безопасности, которые опасаются, что в противном случае им придется столкнуться с ожесточенным сопротивлением местного населения и ростом потерь.

С другой стороны, нельзя не упомянуть о практически низкой эффективности международных усилий в борьбе с афганской наркоугрозой. В 2007 г. отмечен рост урожая опиатов в тех районах, которым в этом году досталась наибольшая доля внешней помощи Афганистану. Примером является провинция Гильменд (40% валового объема афганского наркопроизводства), куда только американцы вложили порядка 200 млн долларов. Это вынудило США перейти к практике финансовой поддержки лишь тех районов, в которых отмечены реальные успехи на антинаркотическом поле. В практическом плане Вашингтон сообщил о намерении дополнительно выделить 50 млн долларов, которые пойдут на финансовую компенсацию крестьянам из расчета 1 тыс. долларов за каждый уничтоженный гектар наркопосевов (почти десятикратное увеличение прежних тарифов). Американцами будет продолжена практика премирования в размере 0,5-1,0 млн долларов «образцовых» провинций и дополнительных поощрений (от 250 тыс. до 2,5 млн долларов) для тех из них, которые добились наилучших показателей.

Вместе с тем практика свидетельствует, что более успешной является модель нейтрализации афганской наркоугрозы, предложенная Россией, которая продолжает выступать инициатором разработки международной комплексной программы, включающей все стадии производства и незаконного оборота наркотиков — от посевов опийного мака до сбыта готовой продукции. В практическом плане она нашла свое закрепление в концепции «антинаркотических и финансовых поясов безопасности» по периметру афганских границ. Ряд мер (в первую очередь, операция «Канал», осуществляемая ОДКБ) позволил осложнить условия наркотрафика на северных рубежах Афганистана и снизить площади наркопосевов в северных районах страны.

Каковы перспективы развития ситуации в области производства наркотиков в Афганистане, пресечения их поставок, в том числе в Россию? Здесь вряд ли есть достаточные основания для оптимизма. Представляется, что сохраняющаяся нестабильность в этой стране, высокая коррумпированность практически во всех высших эшелонах ее власти не позволят добиться высоких результатов при ликвидации посевов в самом Афганистане, пресечь деятельность наркокартелей, зачастую выступающих в смычке с экстремистами.

Вместе с тем заинтересованность соседних с Афганистаном стран в нейтрализации наркоугрозы, исходящей с территории этой страны, дает основания надеяться на успех создания «санитарного кордона» по периметру ее границ. Именно на данном направлении, как представляется, можно добиться серьезных успехов.

52.22MB | MySQL:103 | 0,478sec