О проблемах военно-технического сотрудничества России с Афганистаном

Привлечение российских компаний для ремонта военной техники в Афганистане возможно при участии и победе в соответствующих тендерах. Об этом заявил в ноябре прошлого года  посол Афганистана в РФ Мохаммад Латиф Баханд. Отвечая на вопрос о том, будут ли привлекаться специалисты из России для ремонта и обслуживания находящейся в Афганистане российской военной техники, дипломат обратил внимание, что такие вопросы решаются на основе тендера. «Если российские компании будут участвовать, они могут на хороших условиях получить любой контракт», — отметил он. США приобрели российские вертолеты Ми-17В-5 для афганской армии в 2011-2014 гг. В 2014 году Вашингтон из-за ухудшения отношений с Москвой разорвал связи с «Рособоронэкспортом», который их обслуживал. В 2016 году принадлежащая Министерству обороны Словакии компания LOTN выиграла проведенный НАТО тендер на обслуживание этих машин. Тогда в «Рособоронэкспорте», комментируя ремонт афганских Ми-17В-5 словацкой компанией без привлечения российских специалистов, заявили, что Россия снимает с себя ответственность за безопасность эксплуатации этих вертолетов с учетом того, что   они были отремонтированы словацкой компанией LOTN без участия российских специалистов и в нарушение российской нормативной правовой базы.  «Российская сторона снимает с себя ответственность за безопасность эксплуатации в Афганистане нелегитимно отремонтированных вертолетов Ми-17В-5», — сообщили в пресс-службе экспортера. По словам представителей спецэкспортера, источники и происхождение поставляемых компании LOTN запчастей и комплектующих неизвестны, что увеличивает вероятность «авиационного происшествия с вертолетами». «Руководство компании LOTN вводит в заблуждение своих партнеров и общественность относительно имеющихся у нее компетенций для ремонта военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, так как российская сторона не передавала компании LOTN ремонтную документацию для Ми-17В-5», — отметили в «Рособоронэкспорте». Сразу отметим, что LOTN вскоре после этого скандала от своих планов отказалась, в том числе и по причине технической невозможности осуществлять такие работы.

В этой связи напомним, что отказ от российской вертолетной техники и их соответствующего сервиса был вызван жестким давлением на Кабул со стороны Вашингтона в рамках лимитированная российского присутствия в области ВТС в Афганистане. При этом Кабул, в общем поддерживая этот тренд, то публично отказываясь от закупок российских вертолетов, то требуя фактически их поставлять  в качестве «безвозмездной помощи». Позиция Москвы в этой связи была абсолютно прозрачной и четкой.  Москва не намерена передавать вертолеты афганским властям на безвозмездной основе. Об этом в интервью ТАСС в феврале прошлого года заявил спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД Замир Кабулов. «Нынешнее руководство Афганистана так себя ведет в российско-афганских отношениях, что желания у нас нет, — отметил дипломат. — Это же неразумно, когда недружественный президент страны [Ашраф Гани] еще требует от нас бесплатно давать. Это все не завалящие вещи. То, что они просят, нужно для российской армии, и все это стоит больших денег». Комментируя отказ США содействовать Афганистану в закупке авиатехники у России, собеседник агентства подчеркнул, что Кабулу следует искать другие возможности профинансировать сделку. «Если американцы хотят поставлять свои [вертолеты], пусть поставляют. Если афганское правительство хочет покупать у нас вертолеты, пусть ищет пути, уговаривает американцев, других доноров», — указал тогда Кабулов.

И вот, судя по всему, эта попытка давления на Москву принесла свои результаты. И совершенно обратные, нежели чем планировали американские политики. Управление специальных проектов многонациональной авиации Пентагона (MASPO), новое подразделение, которое оказывает техническую поддержку стесненным в средствах военно-воздушным силам США, настойчиво ищет подрядчика в Кабуле для обслуживания вертолетов Ми-17 афганских ВВС. При этом Пентагон специально уточняет, что «компания должна иметь деловые отношения либо с Министерством обороны РФ, либо с «Рособоронэкспортом», московским органом военного экспорта». Однако,   последний был санкционирован Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC) в 2018 году за предоставление оружия президенту Сирии Башару Асаду. Этот «черный список» фактически ставит вне закона компании, которые имеют дело с этим российским агентством. В этой связи в настоящее время Пентагон готовит специальное заключение для Белого дома по необходимости «частичного снятия санкций» с ряда российских компаний, которые специализируется на сервисе военных российских вертолетов, либо тех иностранных компаний, которые поддерживают деловые контакты с такими российскими структурами (так называемые «вторичные санкции»). До этого техническое обслуживание Ми-17 ВВС Афганистана после отказа словацкой компании  осуществлялось американским подрядчиком MAG Aerospace. Команда компании в Афганистане, возглавляемая Мэтью Шлейхом, также оказывает техническую поддержку коммерческим вертолетам, используемым афганской армией и Национальным управлением безопасности (NDS).  Из служебных записок этой компании руководству Пентагона между тем следует, что говорить о полноценном сервисе российской вертолетной техники без привлечения компаний России или их зарубежных партнеров невозможно. При этом продажа американских вертолетов Афганистану  и программа переучивания афганских летчиков признан в Пентагоне нецелесообразной по многим причинам. Как в связи с планируемым выводом американских сил из Афганистана, так и с отсутствием у  Кабула необходимых средств для финансирования такой программы.

52.24MB | MySQL:103 | 0,461sec