Палестинское направление ближневосточной политики ФРГ

Ближневосточное направление в целом является весьма значимым в контексте германской внешней политики. Особое положение в рамках этого направления занимают отношения ФРГ с Палестинской национальной администрацией.

Здесь необходимо в первую очередь рассмотреть экономическую помощь, предоставляемую Германией ПНА, учитывая при этом, что различные земли (территориально-политические субъекты) ФРГ имеют различную специализацию в экономике и, соответственно, развивают разные направления германско-палестинских экономических связей. В целом, в контексте экономической помощи, оказываемой ФРГ ПНА, можно выделить три основных направления.

Приоритетом для обеих сторон является участие ФРГ в создании и развитии палестинской инфраструктуры. Например, земля Северный Рейн–Вестфалия специализируется на подготовке палестинских специалистов в различных областях промышленности, развитии индустрии туризма. Эта земля также активно сотрудничает с Министерством по делам молодежи и спорту ПНА, в частности, финансирует строительство спортивных объектов, а также участвует в становлении высшего образования в Газе.

К традиционным направлениям экономической помощи ФРГ относится содействие в сфере организации водоснабжения и очистки сточных вод. Различные проекты в этой сфере претворяются в жизнь в Тулькарме, Дженине, Хевроне и др.

ФРГ занимается также поиском потенциальных экономических партнеров и исследованием местного инвестиционного потенциала. Можно предположить, что конечной целью данного направления сотрудничества является создание ФРГ собственной сети «доверенных лиц» в структуре палестинской экономики, что в перспективе способствует созданию наиболее благоприятных условий для проникновения германского капитала и в целом позволит укрепить германские позиции в палестинской экономике. В рамках этого направления можно отметить землю Баден–Вюртемберг как весьма активно контактирующую с палестинскими предпринимателями; основная сфера сотрудничества — текстильная промышленность. Так, еще в марте 1999 г. двадцать палестинских предпринимателей посетили в Баден–Вюртемберге местные текстильные предприятия. Основной целью визита был обмен опытом в области менеджмента и маркетинговых стратегий в индустрии текстиля. В сентябре того же года был проведен симпозиум по образовательному процессу в области текстильной промышленности. Большое внимание ФРГ уделяет поддержке палестинского малого бизнеса, существует несколько программ, имеющих своей целью снижение уровня безработицы в ПНА.

Еще одно традиционное направление сотрудничества — культурная кооперация. К наиболее значимым ее аспектам относится сотрудничество в сфере образования. В частности, Германия проводит программу «Возвращающиеся специалисты», суть которой состоит в том, что палестинские специалисты после завершения профессионального образования и получения опыта работы в Германии возвращаются на родину, где работают в основном в сфере здравоохранения. Также реализуется проект InWEnt, направленный на повышение качества среднего общего и профессионального образования. Среди наиболее крупных проектов в сфере образования можно назвать немецкий культурный центр в Газе (открыт в сентябре 1995 г.) и Институт Гете. Развивается программа образовательного партнерства городов. Так, Кельн и Вифлеем с 1996 г. стали городами-партнерами (интересно, что партнером Кельна одновременно является и Тель-Авив). Важным шагом в сотрудничестве в сфере образования стало подписание в феврале 2006 г. соглашения о взаимном признании ФРГ и ПНА дипломов о высшем образовании.

Конкретные суммы финансовых вложений ФРГ, предоставленные ПНА, весьма значительны по каждому из вышеперечисленных направлений. Так, общая сумма, предоставленная ФРГ к концу 2002 г., составила более 600 млн евро. В рамках финансовых ассигнований в 1999 г. было выделено 15 млн марок на оборудование аэропорта в Газе, 2,4 млн – на оборудование в том же городе сети больниц, 10 млн марок – на поддержку формирования властных структур ПНА. В мае 2005 г. ФРГ утвердила сумму в 46 млн евро в качестве собственной финансовой помощи, в 2006 г. с той же целью выделила 42, 5 млн евро. В рамках финансовой помощи ПНА Германия прочно удерживает первое место среди стран Евросоюза.

Что касается политических взаимоотношений ФРГ и ПНА, то они стали активно развиваться после 1993 г., когда произошло взаимное признание Израиля и ООП и была создана Палестинская национальная администрация. Уже в декабре 1993 г. палестинский лидер Ясир Арафат посетил Германию по приглашению немецкого правительства; дальнейшие визиты последовали в ноябре 1995 г., сентябре 1996 г., октябре 1997 г., апреле 1998 г., феврале 1999 г. В последний раз Арафат посетил ФРГ в марте 2000-го. Основной темой практически на протяжении всего переговорного процесса, наряду с установлением мира на Ближнем Востоке, являлось завязывание более тесных культурных и экономических контактов. Следует отметить, что Германия изначально поддерживала создание независимого палестинского государства.

Особую значимость в германской внешней политике ближневосточное направление приобрело в период нахождения у власти Г. Шредера. Занимая пост канцлера ФРГ, Шредер неоднократно подчеркивал живую заинтересованность своей страны в достижении справедливого мира на Ближнем Востоке, а также готовность ФРГ всемерно способствовать мирному процессу. Именно Г. Шредер стал первым из глав европейских государств, кто после провала израильско-палестинских переговоров в Кемп-Дэвиде совершил поездку на Ближний Восток и встретился с Я. Арафатом (в ноябре 2000 г.). В феврале 2004 г. в ходе встречи с президентом США Дж. Бушем Шредер подчеркнул, что достижение стабильности на Ближнем Востоке невозможно без решения палестино-израильского конфликта с учетом интересов всех сторон. В мае 2005 г. канцлер заявил: «Конфликт или даже вооруженное вмешательство совершенно не в наших интересах».

Новый канцлер ФРГ Ангела Меркель, сменившая Г. Шредера, также уделяет большое внимание развитию ближневосточного направления германской внешней политики. Так, в феврале 2007 г. она приветствовала создание коалиционного правительства ФАТХом и ХАМАСом. При этом она твердо подчеркнула позицию ЕС: любое легитимное палестинское правительство должно отказаться от террора, признать Израиль и все ранее заключенные соглашения.

Одним из главных «камней преткновения» в развитии двусторонних отношений в 2007 г. стала проблема терроризма. Так, в апреле 2007 г. А. Меркель отказалась встречаться даже с теми представителями палестинского правительства, которые не принадлежали к ХАМАСу. Несомненно, политические взгляды ХАМАСа на ближневосточное урегулирование существенно расходились с принципами, провозглашенными ФРГ в ближневосточном мирном процессе. Свою принципиальную позицию канцлер мотивировала опасениями за внутреннюю стабильность Германии, которая не имела отношений ни с какими радикальными исламскими группировками. Иными словами, по мнению Меркель, последовательная политика прошлого правительства ФРГ и ее бывшего канцлера Шредера позволила избежать появления террора на территории Германии; нынешнее правительство намеревалось продолжать эту политику.

Однако, несмотря на твердую позицию А. Меркель, палестинское правительство продолжало рассматривать Германию как своего основного союзника в Европе как в политическом, так и в экономическом плане. ПНА оказалась в крайне тяжелой экономической ситуации после того, как Всемирный банк принял решение приостановить оказание финансовой помощи, а Евросоюз «заморозил» программу постоянных траншей для ПНА (50 млн долларов ежемесячно) в связи с отказом правительства Палестинской национальной администрации, сформированного движением ХАМАС, прекратить насилие и признать право Израиля на существование. В этой ситуации правительство ПНА обратилось за содействием в разрешении финансово-экономического кризиса именно к ФРГ. Так, в мае 2007 г. палестинский министр финансов Салам Файяд встретился с главой МИДа ФРГ Франком-Вальтером Штайнмейером и попросил ФРГ воздействовать на другие западные страны и убедить их снять экономическое эмбарго.

Интересно, что именно С. Файяд, известный как умеренный политик с хорошими связями с западными странами, был назначен на пост премьер-министра главой ПНА Махмудом Аббасом после роспуска прежнего правительства во главе с лидером ХАМАСа Исмаилом Ханией. Это явно свидетельствует о готовности палестинских властей идти на некий политический компромисс с европейскими державами, а также о признании палестинским правительством значимости для своей страны экономической и политической поддержки Евросоюза и, в частности, ФРГ. Действительно, министр иностранных дел Германии Штайнмейер в июне 2007 г. заявил, что его страна поддерживает главу чрезвычайного правительства ПНА Салама Файяда. О своей поддержке Файяда также высказались США.

Взгляды США и ФРГ на палестинскую проблему и сотрудничество этих держав необходимо рассматривать раздельно. Несомненно, для обеих стран Ближний Восток является приоритетной зоной экономических и политических интересов. В связи с этим встает вопрос, насколько велико пространство для потенциального сотрудничества ФРГ и США в ближневосточном урегулировании, в каких точках позиции этих стран расходятся и чем обусловлено это расхождение? На первый взгляд, Германия во многом поддерживает политику США в отношении ПНА. Еще в июне 2002 г. министр иностранных дел ФРГ Фишер заявил, что Германия полностью одобряет готовность США предоставить ПНА полную поддержку при условии проведения курса реформ. В феврале 2007 г. А. Меркель и глава ПНА М. Аббас пришли к согласию, что план США «Дорожная карта» должен оставаться основным руководством в реализации ближневосточного мирного процесса.

Однако следует отметить, что Германия, активно участвующая в ближневосточном урегулировании и выказывающая готовность сотрудничать с США и другими коспонсорами мирного процесса, имеет при этом собственную четкую позицию, обусловленную соблюдением своих национальных (в первую очередь экономических) интересов. Объем германской экономической помощи, а также политическая поддержка, предоставляемая ФРГ, ясно свидетельствуют о стремлении Германии занять лидирующее положение во внешнеполитических и внешнеэкономических связях ПНА. Однако, в отличие от США, строящих свою политику в регионе в основном на методах прямого силового и экономического воздействия, ФРГ предпочитает укреплять свои позиции путем планомерного и весьма активного проникновения во все значимые экономические и социальные сферы арабских стран региона, рассчитывая, таким образом, на долгосрочное закрепление своей роли на Ближнем Востоке.

В этом контексте вполне логичным выглядит заявление главы МИДа ФРГ Штайнмейера от 13 декабря 2007 г. о том, что Германия приветствует начало мирных переговоров между Израилем и ПНА. По словам министра, Германия, оказывая содействие переговорному процессу, имеет своей целью создание жизнеспособного палестинского государства, которое будет способно мирно сосуществовать с Израилем. Штайнмейер также добавил, что Германия поддержит участие ПНА в переговорах пакетом мер, покрывающих ключевые секторы безопасности, экономики и развития гражданского общества. Это вполне согласуется с общим направлением ближневосточной политики ФРГ, где основной стратегией является активное проникновение германского капитала в экономику арабских стран с перспективой последующего укрепления германского политического авторитета в регионе.

При подготовке статьи использованы материалы:

http://www.europa-web.de http://www.bundestag.de http://www.germany-info.org http://www.arabicnews.com http://www.weeksurvey.com/

52.3MB | MySQL:103 | 0,523sec