Новый бюджет Сомали на 2020 год как фактор политической консолидации

Одобренный правительством Сомали в конце января с.г. новый бюджетный план на текущий год следует рассматривать через призму усилий по политической консолидации и преодоления межгрупповых и межэтнических разногласий. Следовательно, в этом контексте можно прогнозировать дальнейшее усиление интеграционных тенденций и курс на политическую стабилизацию в течение 2020 года. Сам факт согласования и единогласного одобрения нового национального бюджета страны обеими палатами парламента свидетельствует о преодолении ранее существующих разногласий между федеральными властями и местными элитами в провинциях. Именно этот фактор во многом ослаблял внутриполитическую стабильность Сомали на протяжении многих лет. Теперь, появляются хорошие возможности для консолидации вокруг нового бюджета и новых приоритетов социально-экономического курса, что позволит снизить негативное влияние радикальных исламистских группировок во главе с «Аш-Шабаб».

Разумеется, говоря о финансово-экономической стороне вопроса, новый бюджет-2020 остается во многом несбалансированным и слабым, и его доходная часть по-прежнему сильно зависит от внешней донорской помощи и политической поддержки. Общий баланс доходов нового бюджета Сомали в 2020 году составит 470 млн долларов США, из которых половина (234 млн долларов) приходится на внутренние источники прибыли, а вторая половина (231 млн долларов) – донорское финансирование.

Собственные доходы правительство Сомали рассчитывает получить преимущественно через налоговые поступления от участия в международной торговле и особенно от экспорта животноводческой продукции (106 млн долларов), а также за счет внутренних налоговых сборов и пошлин. В то же время, около трети всех собственных доходов (78 млн долларов) правительство получит от неналоговых поступлений.

С донорским финансированием национального бюджета все значительно сложнее и менее предсказуемое. Хотя в принципе, цель представляется вполне реалистичной. По линии ООН и многосторонних институтов Сомали рассчитывает привлечь 122 млн долларов (53% от поставленного целевого показателя). Вторая часть этого финансового пакета должна быть профинансирована отдельными заинтересованными донорами на двусторонней основе. По опыту 2018-2019 гг., значительную часть поступлений формируют взносы отдельных доноров, значительно превышающие прогнозы сомалийского правительства, а также долю ресурсов, поступающих по линии многосторонних институтов. Например, в прошлом году правительство Сомали ожидало получить от стран-доноров в общей сложности около 30 млн долларов, но в реальном измерении в доходную часть бюджета поступило более 100 млн долларов, в основном благодаря наращиванию помощи от Вашингтона на контртеррористические проекты.

Думается, тренд на наращивание финансовой помощи Сомали по двусторонним каналам будет продолжен в 2020 году по двум причинам. С одной стороны, это результат растущей уверенности и доверия доноров на фоне набирающей обороты политической консолидации. С другой – следствие активизирующейся конкурентной борьбы доноров и игроков на Африканском Роге в целом.

Таким образом; как свидетельствует недавняя статистика, по наращиванию доходной части бюджета, особенно в плане собираемости налогов, Сомали демонстрирует в последнее время хорошие результаты. В совокупности, доходы в 2019 году продемонстрировали 31-процентный рост по сравнению с предыдущим периодом. Сам по себе этот факт внушает оптимизм и является важным вкладом в копилку усилий по политической консолидации сомалийских территорий.

Но принципиальная проблема в другом – общий объем сомалийского бюджета в целом по-прежнему остается на низком уровне и не соответствует реальным потребностям населения. Достаточно сказать, что он вдвое меньше ежегодного бюджета ООН на гуманитарные нужды. В частности, запущенный ООН в начале января План гуманитарного реагирования для Сомали предполагает общий бюджет в 1.03 млрд долларов США и исходя из опыта прошлых лет он будет профинансирован на 80-85%.

Разумеется, ожидаемые в 2020 году высокие показатели расходной части бюджета позволяют правительству планировать и более амбициозные задачи по расходованию целевых средств, что создает больше возможностей для инвестирования в собственную политическую стабильность. Более важно, что это также и важный рычаг, который позволяет укрепить позиции и легитимность федерального правительства.

Объем расходов в 2020 году вырастет с 330 до 480 млн долларов, из которых 73% будет израсходовано на оперативные нужды, включая госаппарат. В то же время 130 млн долларов правительство Сомали планирует выделить на специальные проекты. В частности, власти рассчитывают направить эти свободные фонды на реализацию проектов устойчивого развития в стране, чтобы завоевать доверие финансовых институтов и банков развития и добиться от них новых ресурсов на со-финансирование.

В более стратегической перспективе, целевое направление растущих доходов бюджета на важные проекты развития может помочь властям Сомали в текущих переговорах с донорами и многосторонними институтами, особенно МВФ по частичному списанию национального долга, который составляет на сегодня 4.7 млрд долларов США.

Резюмируя, успех в принятии нового бюджета Сомали на 2020 год закладывает важный положительный тренд для политической стабилизации и консолидации различных элит федерального и местного уровня. Социально-экономический эффект менее однозначен. При всем понимании положительной динамики нового бюджета (рост доходной части и собираемости налогов, и донорских поступлений и заодно – больше гибкости и свободы рук в целевом использовании бюджета), его реальное применение в качестве рычага воздействия на экономические перспективы Сомали пока носит ограниченный характер. По крайней мере, можно констатировать, что позитивный эффект нового бюджета недостаточен, чтобы окончательно побороть бедность и преодолеть гуманитарный кризис, и особенно решить продовольственную проблему. Более того, усиливающиеся климатические катаклизмы будут в текущем году по-прежнему негативно влиять на местное аграрное производство.

С другой стороны, внешние факторы могут в корне изменить ситуацию. Растущий интерес глобальных и региональных игроков к региону Африканского Рога, c учетом его стратегического положения, будут способствовать высокой инвестиционной активности. Так, реальный рост ВВП в 2020 году прогнозируется на уровне 3.5% (2019 – 3.4%), который сомалийским властям удастся обеспечить во многом благодаря активности внешних инвесторов в отдельных секторах — строительстве, транспорте и телекоммуникациях.

52.19MB | MySQL:103 | 0,460sec