Оценки китайских специалистов направлений внешней политики Арабской Республики Египет. Часть 2

Сотрудничество в военной области. В рамках организации взаимодействия с ведущими региональными (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт) и мировыми государствами (Россия, Великобритания, Италия, Китай, США, Франция) в военной области руководство АРЕ планирует активизировать подготовку высококвалифицированных кадров для национальных вооруженных сил в зарубежных военно-учебных заведениях. Основное внимание в этой сфере уделяется обучению военнослужащих инженерных войск и специальных операций, а также специалистов в области информационных технологий. По мнению китайских специалистов, традиционным направлением считается подготовка и повышение квалификации египетских офицеров в военно-учебных заведениях США и их союзников по НАТО. Основными египетскими партнерами в данной области считаются США, Великобритания, Германия, Италия и Франция. В рамках российско-египетского военного сотрудничества военное ведомство АРЕ проявляет интерес в подготовке кадров для национальных ВС в учебных заведениях Министерства обороны РФ. Египет активно проводит совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки с зарубежными странами. В 2019 году подразделения египетских ВС участвовали более чем в десяти учениях различной направленности с Великобританией, Грецией, Иорданией, КСА, ОАЭ, Российской Федерацией, США, Францией.

Сотрудничество в военно-технической области. По данным китайских военно-технических изданий, важное геостратегическое положение Египта, стремление Каира к региональному лидерству, непосредственное соседство с Израилем, который по-прежнему считается главным вероятным противником АРЕ, а также наличие территориальных споров с соседними африканскими государствами вынуждает Египет иметь оснащенные современным вооружением и военной техникой (ВВТ) вооруженные силы. В то же время финансово-экономические, промышленные, ресурсные и, особенно, научно-технические возможности не позволяют Каиру решать задачи военного строительства самостоятельно. В связи с этим египетское руководство вынуждено поддерживать военно-техническое сотрудничество (ВТС) с передовыми зарубежными разработчиками и поставщиками продукции военного назначения. Имеющаяся в стране национальная военная промышленность ориентирована на ремонт и обслуживание ранее закупленных вооружений, а также лицензионную сборку отдельных образцов техники. Планы военного строительства Египта предусматривают поэтапное оснащение ВС современными видами наступательных и оборонительных вооружений. При этом основной упор делается на приобретение многоцелевых истребителей, современных средств ПВО, связи и радиоэлектронной борьбы, высокоточных боеприпасов и технологий их производства. География военно-технического сотрудничества Египта и формы двустороннего взаимодействия с различными государствами отражают приоритеты политики руководства страны. Так, с большинством государств (Греция, Испания, Италия, Казахстан, Польша, Сербия, Словакия, Чехия, Украина) сотрудничество осуществляется без заключения межправительственных соглашений на основании подписанных с компаниями-изготовителями ВВТ контрактов на поставку специмущества и оказание технического содействия. Контроль за поставками осуществляют находящиеся в Каире посольства и аппараты военных атташе этих стран. Известно, что в 2017 году Франция стала ведущим экспортером вооружения и военной техники в АРЕ. Активизировались египетско-американские и египетско-германские контакты в военно-технической области. США и ФРГ приступили к исполнению заключенных до 2013 года контрактов. В мае 2017 года Конгресс США утвердил решение о возобновлении Египту ежегодной военной помощи в размере 1,3 млрд долларов. Из восточноевропейских стран наиболее тесное сотрудничество осуществляется с Сербией и Чехией. Китайские специалисты с гордостью отмечают, что заметное развитие в последние годы получило взаимодействие с Китаем. Китайские фирмы обеспечивают техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизацию авиационной техники, средств ПВО, военно-морской техники (ракетных катеров). ПО данным китайских СМИ, в последние годы значительно активизировалось ВТС Египта с Россией. Общая стоимость заключенных между странами контрактов за период 2014–2017 годы составила 8,8 млрд. долл. США.

Участие Египта в борьбе с международным терроризмом, в многонациональных военных операциях по урегулированию кризисов и конфликтов. Руководство Египта рассматривает терроризм одной из главных угроз национальной безопасности и выступает за объединение усилий мирового сообщества по борьбе с международными и региональными террористическими, исламскими экстремистскими группировками. В качестве одного из направлений взаимодействия Каир предлагает создать единую международную антитеррористическую коалицию. По данным китайских специалистов, в настоящее время Египет входит в следующие организации по борьбе с экстремизмом:

– международная коалиция по борьбе с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) в Сирии и Ираке (под руководством США);

– коалиция арабских государств, проводящая операцию в Йемене по восстановлению законной власти (под руководством Саудовской Аравии).

Каир полагает, что бороться с международным терроризмом необходимо не только силовыми, но и идеологическими методами. В связи с этим религиозным институтам Египта поставлена задача разъяснять населению смысл искажений, допускаемых террористами, прикрывающимися религиозными лозунгами, и обеспечить эффективную пропаганду истинных ценностей ислама. Ведущая роль в решении этих задач отводится религиозному центру «Аль-Азхар» и Дому фетвы Египта. Поддерживая позицию участия в многонациональных военных операциях по урегулированию кризисов и конфликтов, египетское руководство выделило контингенты национальных вооруженных сил, военных экспертов, а также представителей правоохранительных органов в различные миссии под эгидой ООН.

 

Участие АРЕ в многонациональных военных операциях по урегулированию кризисов и конфликтов в 2020 году (по данным китайского издания «Бинци чжиши» («Знание об оружии»)

 

Вид операции, наименование Состав египетского контингента
Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (MINURSO) Эксперты – 18
Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в ЦАР (MINUSCA) Полиция – 142

Эксперты – 8

Военнослужащие – 1015

Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (MINUSMA) Полиция – 145

Экспертов – 3

Военнослужащие – 72

Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (MONUSCO) Полиция – 338

Эксперты – 21

Военнослужащие – 154

Смешанная операция Африканского
союза – ООН в Дарфуре (UNAMID)
Полиция – 254

Эксперты – 19

Военнослужащие – 865

Миссия ООН в Либерии (UNMIL) Эксперты – 2
Миссия ООН в Республике Южный Судан (UNMISS) Эксперты – 3

Военнослужащие – 1

 

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что действующая власть Египта при реализации многовекторной внешней политики руководствуется национальными интересами. В последние годы значительно активизировались контакты Каира с США и странами Европейского союза. В обозримой перспективе Египет будет стремиться продолжить реализацию независимого прагматичного внешнеполитического курса. При этом египетское руководство будет его корректировать в зависимости от складывающейся обстановки. Отношения Египта с Китаем и Россией имеют поступательный позитивный характер. Это подтверждается укреплением политических и экономических связей, а также углублением военно-технического сотрудничества.

52.27MB | MySQL:103 | 0,540sec