Причины и следствия антисионистской активности Главного раввината Израиля

В последние дни основное внимание израильских СМИ приковано к так называемой «сделке века», то есть разработанному американской администрацией президента Дональда Трампа плану урегулирования палестино-израильского конфликта и связанному с его реализацией выгодами и угрозами для еврейского государства, в первую очередь – распространению израильского суверенитета на часть территорий Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Однако, как показывают результаты опросов общественного мнения, обнародование условий «сделки века» не изменила принципиальным образом электоральных предпочтений израильтян. Патовая ситуация, выражающаяся в неспособности ни одного из борющихся за власть лагерей получить минимально необходимый для формирования правящей коалиции 61 мандат (всего в Кнессете – 120 депутатов), судя по всему, сохранится и после назначенных на 2 марта новых внеочередных выборов. Третьей силой, не входящий ни в один из двух лагерей, но способной сдвинуть чашу весов в сторону того или иного лагеря, остается возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом «израильская партия с русским акцентом» «Наш дом – Израиль» (НДИ).

НДИ – вне всякого сомнения правая по израильским понятиям партия. Это означает, что она последовательно выступает против территориальных уступок арабам. Ее конфликт с возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшей правой израильской партией Ликуд связан не с различием в подходе к арабо-израильскому конфликту, а с различием в подходе к проблеме отношений религии и государства и, как следствие, с конфликтом между НДИ и находящимися сейчас в союзе с Ликудом ультраортодоксальными религиозными партиями. И сколь бы важным и даже без преувеличением историческим ни было бы обнародование «сделки века», результаты приближающихся выборов в Кнессет будут определены не ею, а проблемами отношений религии и государства, остроту которых практически невозможно понять, не приняв в расчет того обстоятельства, что иудаизм – это не мировая, а национальная религия, а евреи – это не просто народ, а этно-конфессиональная общность, в идентичности которой религиозная принадлежность является на уровне символа важнейшим факторов вне зависимости о степени религиозности того или иного индивидуума.

В Израиле уже не первую неделю идет яростная пропагандистская кампания против НДИ, пытающаяся представить данную партию в качестве «антирелигиозной» и даже «антиеврейской» и «антисемитской». Надо признать, что и НДИ не остается в долгу и обрушивается с беспощадной критикой на религиозных ультраортодоксов и поддерживающий их Ликуд. Однако считать эту партию по определению антирелигиозной и тем более «антисемитской» нет никаких оснований. Еврейская религиозная ультраортодоксия – это далеко не весь иудаизм. В этом контексте представляется уместным обратить внимание на прошедшее практически незамеченным заявление, сделанное чуть более месяца назад депутатом Авигдором Либерманом о том, что возглавляемая им партия будет «добиваться, чтобы в ближайшем будущем был назначен главный раввин из лагеря религиозного сионизма, который смог бы присоединять и поддерживать, а не разделять и отталкивать». Представляется, что эти слова заслуживают расширенного комментария.

В израильских русскоязычных публикациях нередко встречается употребление термина «ортодоксы» как перевода термина «харедим». Однако это ошибка. Предпочтительнее употреблять термин «религиозные ультраортодоксы», несмотря на то, что он гораздо длиннее. Дело в том, что ортодоксы – это не только «харедим», но и вообще последователи ортодоксального иудаизма – в отличие от последователей реформистского («прогрессивного») и консервативного («традиционного») течений в иудаизме, не имеющих сколько-нибудь заметного влияния в Израиле, на преобладающих среди евреев США. При этом еврейская религиозная ультраортодоксия – явление относительно новое. Она возникла лишь в XIX веке в качестве реакции на модернизацию еврейской жизни в Европе. С самого начала это течение, отодвинуло в сторону один из важнейших принципов иудаизма – «все евреи в ответе друг за друга» и сосредоточило свои усилия на возведении своего рода виртуальных стен гетто, которые должны были защитить его последователей от модернизации. В виде «виртуальных стен» использовалось и используется до сих пор ужесточение требований к выполнению заповедей, именуемое в еврейской традиции термином «хумрот».

Эти «хумрот» касаются большинства, но далеко не всех заповедей. Так, например, талмудические мудрецы постановили, что «отец обязан обрезать своего сына, выкупить его (если сын – первенец, должен быть символический обряд его выкупа  – В.Ч.), обучить его Торе, женить его и научить его ремеслу». А живший в III веке н.э. выдающийся законоучитель рабби Иегуда добавил, что «всякий, кто не обучает своего сына ремеслу, обучает его грабить», поскольку, не имея возможности зарабатывать на жизнь своим трудом, выросший сын будет вынужден добывать средства к существованию незаконными путями. Таким образом, отказ современной религиозной ультраортодоксии от профессионального обучения и от активного участия в рынке труда (а это одно из основных обвинений, выдвигаемых против нее НДИ) фактически является нарушением существовавших веками законов нормативного ортодоксального иудаизма.

Последователей нормативного ортодоксального иудаизма в Америке называют modern orthodox, что может быть не совсем точно переведено как  «современные ортодоксы». Соблюдая заповеди ортодоксального иудаизма, они получают и светское образование, позволяющее им строить успешную профессиональную карьеру. В Израиле «современные ортодоксы» – это, как правило, последователи религиозного сионизма, течения, идеология которого формировалась на протяжение в XIX века и которое организационно оформилось в 1902 году с созданием движения «Мизрахи». В отличии от религиозной ультраортодоксии, считающей, что освобождение еврейского народа и восстановление еврейской государственности в Эрец-Исраэль возможны лишь путем Божественного вмешательства, после прихода Мессии, а потому выступавшей, а отчасти и продолжающей выступать против сионизма и его символов, религиозный сионизм считает необходимым, чтобы еврейский народ в целом и каждый еврей в отдельности предпринимал практические усилия для создания, развития и защиты еврейского государства в Эрец-Исраэль. Активные действия в этом направлении рассматриваются религиозным сионизмом в качестве религиозного долга еврея. Согласно этой концепции, нерелигиозные сионисты своей деятельностью, направленной на укрепление еврейского суверенитета в Эрец-Исраэль в любой сфере выполняют этот религиозный долг, несмотря на то, что они не выполняют такие заповеди иудаизма, как соблюдение субботы и т.д.

В 1921 году, после установления в Палестине/Эрец-Исраэль британского мандата, официально признавшего национальные права еврейского народа на его исторической родине и предоставившего ивриту статус официального языка (наряду с английским и арабским), был создан Главный раввинат во главе с двумя главными раввинами – ашкеназским и сефардским. Как религиозные, так и нерелигиозные сионисты рассматривали создание этого учреждения в качестве важного шага на пути к строительству еврейского государства. На протяжении первых 7 десятилетий существования Главного раввината им руководили сторонники религиозного сионизма.

Проблема смешанных браков и людей, родившихся от еврейских отцов от нееврейских матерей и потому не подпадающих под принятое в ортодоксальном иудаизме (галахическое) определение еврейства, вставшая в Израиле с особой остротой за последнюю четверть века в связи с волной массовой репатриации из бывшего СССР, четверть которой составляют, лица не подпадающие под галахическое определение еврейства, в принципе не нова. Многих тысячи смешанных семей репатриировались в Израиль на основании Закона о Возвращении, начиная с 1950-х годов. Более того, такие семьи приезжали в Эрец-Исраэль и до достижения независимости, прежде всего, с волной репатриации из Германии 1930-х годов. Однако они успешно интегрировались в формирующийся в Израиле еврейский национальный коллектив в том числе и в религиозном смысле, поскольку государственные органы, включая МВД и Главный раввинат (а в период до достижения независимости – только Главный раввинат), рассматривали такую интеграцию в качестве задачи общенационального значения.

Главная специфика репатриантов из бывшего СССР в этом смысле состоит в том, что принятое в Израиле традиционное религиозное определение еврейства вступает в конфликт с формировавшейся в СССР на протяжении десятилетий атеистической советской власти светской еврейской национальной идентичностью. Ортодоксальный иудаизм (не только ультраортодоксальный) определяет в качестве еврея, как известно, человека, родившегося от матери еврейки или прошедшего гиюр. На бытовом же уровне советского еврейского самосознания в качестве еврея воспринимался, прежде всего, человек, который сам себя воспринимал в качестве еврея и которого другие евреи воспринимаем в качестве своего соплеменника. Человек, у которого только прабабушка по материнской линии еврейка, конечно, еврей по Галахе, таковым он считается в Израиле, однако в СССР он таким не считался и сам себя таковым обычно не считал. Трудно идентифицировать себя с предком, которого никогда не видел. С другой стороны, были дети еврейских отцов от нееврейских матерей. Если у тебя отец еврей, легче себя идентифицировать с ним (особенно при наличии характерного еврейского отчества и фамилии, а также записи в свидетельстве о рождении), чем с прабабушкой. Многие из таких людей не просто позиционировали себя в качестве евреев, но активно принимали участие в нелегальном еврейском движении в СССР.

Однако несмотря на все это, поскольку еврейский народ, как уже было сказано выше, исторически представляет собой этно-конфессиональную общность, то есть народ, для которого его национальная религия является важнейшим этническим символом (не случайно на евреев, перешедших в другую религию не распространяется Закон о Возвращении), возможности распространить сформировавшуюся в специфических условиях СССР сугубо светскую этническую еврейскую идентичность на Государство Израиль, нет. Абсолютное большинство израильтян могли бы быть определены в религиозном смысле американским термином Non-Observant Orthodox – несоблюдающие ортодоксы, то есть их синагога, которую они не посещают (во всяком случае ежедневно), это ортодоксальная синагога. Поэтому единственным реальным путем к полной интеграции «негалахических евреев по отцу» в израильский еврейский национальный коллектив является гиюр. И лидер НДИ прекрасно понимал это, выдвинув требование вернуть функции проведения гиюра из эксклюзивного ведома Главного раввината – раввинам городов.

Данное требование НДИ не понятно без достаточно пространного исторического экскурса: еще главный ашкеназский раввин Израиля Шломо Горен (занимал этот пост в 1972-1983 гг.) основал государственную систему подготовки к гиюру и – с целью упростить эту процедуру — дал полномочия проводить гиюры раввинам городов и местных советов. Раввин Мордехай Элиягу, занимавший в 1983-1993 гг. пост главного сефардского раввина Израиля, продолжил развитие этой системы. Именно в его каденцию началась массовая алия из СССР, и Главный раввинат Израиля был готов к решению связанных с этим религиозных проблем.

Однако, начиная с 1993 года, Главный раввинат впервые в своей истории оказался под контролем религиозных ультраортодоксов. Эта перемена была вызвана сугубо политическими, а отнюдь не религиозными причинами: в 1992 году к власти в Израиле пришло левое правительство во главе с премьер-министром Ицхаком Рабином, который взял курс на переговоры Организацией освобождения Палестины (ООП), приведшие в сентябре 1993 года к подписанию соглашения с ней, предусматривающие далеко идущие территориальные уступки. Религиозные сионисты, тесно связанные с поселенческим движением, решительно боролись против этой политики. Раввин Мордехай Элиягу и занимавший в то время пост главного ашкеназского раввина Израиля Авраам Шапиро открыто выступали против нее и принимали участие в антиправительственных демонстрациях. Они были последними религиозными сионистами, занимавшими эти посты. Для того, чтобы в будущем Главный раввинат был покладистее, левые избрать на эти должности представителей религиозной ультраортодоксии.

Сотрудничество части ультраортодоксов с израильскими левыми против правых имело место и до этого. Так, например, в так называемом «вонючем трюке» – в предпринятой в начале 1990 года тогдашним лидером крупнейшей левой партии Авода Шимоном Пересом попытке развалить правительство национального единства с Ликудом и создать опирающееся частично на арабские партии левое правительство — принимала участие и ашкеназская ультраортодоксальная партия «Агудат Исраэль», являющаяся ныне частью блока «Еврейство Торы», входящего в состав возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху правящей коалиции. Лишь личное вмешательство любавичского ребе, запретившего двум депутатам от «Агудат Исраэль», связанным с движением ХАБАД, поддерживать правительство, которое намерено передать арабам части Эрец-Исраэль, привело тогда к провалу «вонючего трюка». Позднее сефардская ультраортодоксальная партия ШАС, возглавлявшаяся тогда, как и сейчас, Арье Дери, вошла в созданное в 1992 году левое правительство Ицхака Рабина вместе с открыто антирелигиозной радикально-левой партией МЕРЕЦ и проголосовала за Норвежские соглашения с ООП.

Каким образом нерелигиозные и даже антирелигиозные партии, находясь у власти, могут влиять на избрание главных раввинов? – Для того, чтобы это стало ясно, приведем соответствующие выдержки из принятого Кнессетом в 1980 году Закона о Главном раввинате:

«Двое главных раввинов Израиля (…) будут избираться на прямых, тайных и личных выборах собранием раввинов и представителей общественности (далее – избирающее собрание)». Упомянутое избирающее собрание включает в себя:  «30 раввинов больших городов, 14 раввинов местных советов, 2 раввинов региональных советов, 8 раввинов населенных пунктов сельского типа, 1 раввина квартала из одного из 4 крупнейших городов страны – Иерусалима, Тель-Авива, Хайфы и Беер-Шевы; 10 даянов (судей раввинских судов – В.Ч.), главного раввина ЦАХАЛа и его заместителя, 10 раввинов, назначенных (завершающими свою каденцию – В.Ч.) главными раввинами Израиля при утверждении их правительством Израиля». Итого – 79 раввинов, кандидатуры части из которых должны утверждаться правительством, а двое (военные раввины) находятся фактически в подчинении министра обороны.

Далее следуют: «25 мэров больших городов, 6 глав крупных местных советов, 4 главы региональных советов, 13 глав религиозных советов больших городов, 4 главы религиозных советов местных советов, 2 министра по выбору правительства, 5 депутатов Кнессета, 10 общественных деятелей по назначению министра по совету главных раввинов и при утверждении правительства». Итого – 69 общественных деятелей, выборных лиц и государственных служащих, большинство из которых религиозными не являются. Таким образом, правительство может фактически контролировать голосование не менее половины членов «избирающего собрания». Учитывая, что между раввинами, входящими в «избирающее собрание», нет единства по поводу поддержки тех или иных кандидатов, этого вполне достаточно.

С конца 1993 года ультраортодоксы прочно закрепились в Главном раввинате, авторитет которого в течение прошедшей четверти века постоянно падает. Достаточно упомянуть о том, что за это время два главных раввина были признаны судом виновными в незаконных финансовых махинациях. Так, раввин Йона Мецгер, занимавший в 2003-2013 гг. пост главного ашкеназского раввина, был приговорен в 2017 году к 3,5 годам тюремного заключения и штрафу в размере 5 млн шекелей за взяточничество и мошенничество. А занимавший в 1993-2003 гг. пост главного сефардского раввина Элиягу Бакши Дорон был приговорен в 2017 году к одному году тюремного заключения условно и к штрафу в размере 250 тысяч шекелей за мошенничество и выдачу фальшивых удостоверений. И именно Элиягу Бакши Дорон в 1993 году, сразу же после того, как он был назначен главным раввином Израиля, отменил полномочия раввинов городов и специальных раввинских судов по гиюру проводить гиюры, резко изменив тем самым политику Главного раввината в данном вопросе. Будучи представителем религиозной ультраортодоксии, раввин Элиягу Бакши Дорон не рассматривал строительство еврейского государства и израильского еврейского национального коллектива как свой религиозный долг. Поэтому он пошел по пути традиционного для ультраортодоксии ужесточения религиозных требований, упомянутых выше «хумрот». Это крайне усложнило прохождение гиюра. Одновременно с этим ужесточились и «проверки еврейства» раввинами при вступлении в брак. Началась травля сионистских раввинов, продолжавших проводит гиюры по прежним правилам. Более того, были введены отмены гиюров задним числом, несмотря на то, что такая практика напрямую противоречит указаниям талмудических мудрецов, постановивших, что даже если гер (прозелит, принявший иудаизм) отступился от иудаизма и «поклонялся идолам», он не перестает быть евреем, а «рассматривается в качестве еврея-вероотступника».

Последовательно проводимая контролируемым уже четверть века ультраортодоксами Главным раввинатом политика, направленная на ужесточение условий гиюра, нашла свое выражение в том, что в июне прошлого года отдел проведения экзаменов для новых раввинов Главного раввината вообще исключил вопросы, касающиеся гиюра из требований к раввинам городов. Раввин Шауль Фарбер, возглавляющий религиозно-сионистскую организацию «Итим», сказал в этой связи корреспонденту религиозного интернет-сайта «Сругим»: «Главный раввинат забыл раввина Горена, да благословенна будет память о праведнике. Новые правила, введенные Главным раввинатом, – это не только отмена постановления раввина Горена, не только вызов, брошенный раввинским судам религиозных сионистов, но – главным образом – это нанесение тяжелейшего удара по стремящимся пройти гиюр и препятствие на пути к решению проблемы. Государство Израиль должно снова принять политику таких выдающихся раввинов, как раввин Горен и раввин Узиэль (Бен-Цион Меир Хай Узиэль занимал пост главного сефардского раввина Израиля в 1939-1953 гг. – В.Ч.) (…), да будет благословенна память о праведниках, и дать ответ на эту проблему общенационально значения».

Раввин города Шогам и председатель религиозно-сионистской организации «Рабаней Цоар» Давид Став заявил в той же связи: «Главные раввины несут ответственность за решение проблемы смешанных браков в Израиле, которая возникла, среди прочего, из-за их фиаско в области гиюра».

Таким образом, не только в НДИ, которая выдвинула требование возвращения полномочий проведения гиюров раввинам городов, понимают, что нынешняя политика Главного раввината не решает, а создает проблемы для израильского общества. Однако тесный союз Ликуда с ультраортодоксальными религиозными партиями «Еврейство Торы» и ШАС и его зависимость от них, препятствуют решению проблемы. В этом отношении показательно, что в 2014 году по инициативе депутата Кнессета Элазара Штерна (в то время партия «Еш атид», членом которой он является, входила в состав правящей коалиции, а ныне является частью возглавляемого депутатом Кнессета Бени Ганцем центристского блока «Бело-голубые») правительство приняло решение вернуть полномочия в сфере гиюра раввинам городов, однако под давлением ультраортодоксальных религиозных партий и с согласия Ликуда это решение было отменено сразу же после создания нового правительства в 2015 году. Будет ли данная проблема решена после предстоящих выборов в Кнессет зависит главным образом от того, войдет ли в состав новой правящей коалиции партия НДИ.

62.89MB | MySQL:102 | 0,545sec