Ирак: некоторые итоги 2007 года

Военно-политическая обстановка в Ираке на всем протяжении 2007 года характеризовалась сложностью, в ней происходили важные изменения, которые не могут быть оценены однозначно. Так, если примерно до сентября ситуация в стране отличалась повышенной напряженностью в сфере безопасности, то затем положение дел здесь стало изменяться в сторону улучшения. В значительной степени это было обусловлено как интенсивными действиями войск США (в т. ч. дополнительно переброшенных по распоряжению президента Дж. Буша подкреплений) и иракских правительственных сил против боевиков местной «Аль-Каиды», а также других экстремистских вооруженных группировок, так и тем обстоятельством, что крупные силы суннитов, включая тех, кто раньше воевал против американцев, стали активно участвовать в борьбе против «Аль-Каиды». Сказалось и объявленное в конце августа радикальным шиитским лидером М. ас-Садром сроком на шесть месяцев прекращение боевой и террористической деятельности боевиками подчиненной ему «Армии Махди». Вместе с тем, многие группировки, ведущие вооруженную борьбу с иностранными войсками и иракским правительством, хотя и понесли в ходе проведенных против них многочисленных войсковых и специальных операций существенные потери, но все же сохранили способность к продолжению активной деятельности.

И если к концу 2007 года в сфере безопасности произошли существенные позитивные подвижки, то политический процесс по достижению в Ираке национального примирения на всем протяжении минувшего года фактически пробуксовывал, более того, политический кризис в стране усилился. И лишь в начале 2008 года появились отдельные признаки того, что дело национального примирения может быть сдвинуто с мертвой точки. Негативно на обстановке в Ираке продолжали сказываться сепаратистские и местнические тенденции, которые в 2007 г. получили свое дальнейшее развитие. Очень трудной сохранялась ситуация в экономике и социальной сфере страны.

Ситуация в Ираке и вокруг него на всем протяжении 2007 года продолжала занимать важное место в международных и региональных отношениях, постоянно привлекала к себе пристальное внимание политических и военных деятелей на Западе и Востоке.

В начале 2007 года ситуация в Ираке была чрезвычайно сложной и трудной. В стране не протяжении длительного времени сохранялся высокий уровень насилия, практически ежедневно в различных районах Ирака происходили многочисленные теракты, вооруженные столкновения, обстрелы различных объектов и т. д., продолжалось масштабное противостояние, в т. ч. силовое между шиитской и суннитской общинами. Все это вело к большим жертвам среди населения, ухудшало экономическую ситуацию. Серьезные противоречия между ведущими политическими силами Ирака по принципиальным вопросам государственно-политического устройства страны, распределения доходов от нефтедобычи , путям дальнейшего развития страны в целом не позволяли наладить конструктивный диалог с целью достижения национального примирения. Сохранялась высокая степень угрозы развязывания в Ираке масштабной и кровопролитной гражданской войны.

Наиболее сложной и напряженной была обстановка в Багдаде и прилегающих к городу районах, а также в западной провинции Анбар (центр г. Рамади). Неспокойно было и к северу и северо-востоку от столицы в провинциях Дияла (г. Баакуба), Найнава (г. Мосул), Салах-Эд-Дин (г. Тикрит) и Киркук. На юге наиболее сложной и нестабильной была ситуация в г. Басра и прилегающих к нему районах. Периодически обострялась обстановка в священных для шиитов городах Эн-Наджаф и Кербела. И лишь в Иракском Курдистане положение дел сохранялось в целом спокойным.

Тупиковая ситуация, складывавшаяся в Ираке, когда события во все большей степени стали выходить из-под контроля Вашингтона и багдадского правительства, рост недовольства иракской политикой Белого дома в самих США побудили американскую администрацию к выработке новых подходов к решению иракской проблемы. Эти подходы были изложены президентом США Дж. Бушем в его выступлении 11 января 2007 года. Суть их сводилась к следующему. Численность группировки вооруженных сил США в Ираке (в Багдаде и провинции Анбар) предполагалось увеличить в общей сложности на 30 тыс. человек. При этом Дж. Буш утверждал, что новое наращивание американских сил необходимо, в частности, для того, чтобы войска оставались в районах, освобожденных от боевиков, не позволяя им вернуться туда. То есть речь, по сути, шла не о временном, а о длительном присутствии в Ираке дополнительно перебрасываемых в эту страну сил ВС США. Своим главным противником в Ираке американцы назвали местный филиал «Аль-Каиды». В речи президента также назывался срок – ноябрь 2007 года, когда иракцы должны будут взять на себя ответственность за безопасность на всей территории страны. Одновременно с наращиванием американских войск ставилась задача по ускорению обучения и наращиванию возможностей иракских армии и полиции. Так, глава Пентагона Р. Гейтс обещал к концу 2007 года сделать иракские силовые структуры «практически независимыми и самодостаточными».

Одновременно с мерами военного характера Белый дом решил значительно активизировать и расширить в иракских провинциях деятельность американских т. н. «групп реконструкции», которые на местах должны оказывать помощь иракским властям в налаживании экономической жизни, развитии социальной сферы, образования и т. п.

Кроме того, из Вашингтона прозвучало заверение в продолжении тесного сотрудничества с умеренными арабскими режимами, в т. ч. в сфере обеспечения их безопасности. США призвали Египет, Иорданию, Саудовскую Аравию и другие аравийские монархии усилить поддержку правительству Ирака.

Значительная часть предложений Буша была посвящена политическим и экономическим аспектам иракской ситуации. В частности, говорилось о том, что правительству Ирака необходимо принять ряд законов, важнейшими из которых должны стать: закон о распределении доходов от нефти, закон об амнистии бывшим членам правившей при С. Хусейне партии Баас и закон о проведении выборов в местные органы власти. Дж. Буш также заявил, что «обязательства Америки не безграничны», а «если иракское правительство не выполнит свои обещания, оно лишится поддержки американского народа и самих иракцев», но одновременно иракскому правительству в очередной раз была обещана военная и экономическая помощь. В целом, по мнению главы Белого дома, его «новая стратегия» должна будет приблизить США «к успеху» в Ираке.

Таким образом, американская администрация выдвинула комплекс мер силового, внутри- и внешнеполитического характера, который в случае его реализации должен был значительно улучшить общую обстановку в Ираке, стабилизировать ее, и в конечном итоге, способствовать выводу этой страны из системного кризиса.

Непосредственное руководство практическим воплощением намеченных планов президент Дж. Буш назначил командующего иракской группировкой ВС США генерала Д. Петрэуса, который являлся одним из главных идеологов и разработчиков «новой стратегии». Официально генерал вступил в эту должность 10 февраля 2007 года.

Американские инициативы по стабилизации обстановки в стране получили одобрение правительства Ирака, но были в целом сдержанно восприняты в арабском мире.

Как же на практике реализовывалась «новая стратегия» США, и какие практические результаты принесла она Ираку в 2007 году?

Изначально в деле реализации «новой стратегии» командование ВС США и иракские власти главный упор сделали на силовом подавлении экстремистских группировок, что, по их мнению, должно было стабилизировать ситуацию в сфере безопасности и тем самым создать благоприятные условия для запуска политических процессов, улучшения положения в экономике и социальной сфере.

Уже в январе в Багдаде и прилегающих к нему районам начали проводиться крупные войсковые операции с задачей ликвидации отрядов боевиков и их инфраструктуры. Для этого в столичный регион из других районов Ирака перебросили дополнительные силы американских и иракских войск. По мере прибытия в Ирак подкреплений ВС США (этот процесс в основном завершился в июне) масштабы проводимых операций увеличивались, и помимо Багдада они с возраставшей интенсивностью стали проводиться в других провинциях страны. Одновременно в столице американцы начали возводить разделительные стены между районами проживания суннитов и шиитов. Постепенно положение дел в иракской столице в сфере безопасности стало улучшаться. Причем снижению напряженности в городе в немалой степени способствовали не только (а может быть и не столько) силовые действия американцев и правительственных сил, сколько завершение в основном «раздела» городской территории на «чисто» шиитские и «чисто» суннитские районы, т. е. когда большинство кварталов со смешанным проживанием представителей двух конфессий было «очищено» от представителей одной из них.

Схожие процессы «раздела» территорий со смешанным проживанием шиитов и суннитов происходили и в других районах Ирака, что также способствовало общему снижению масштабов межрелигиозного противостояния, хотя говорить о его прекращении не приходится и этот фактор продолжает оказывать негативное воздействие на ситуацию в стране.

В целом же обстановка в Багдаде и его пригородах к концу 2007 года была все еще далека от полной нормализации. Здесь регулярно продолжают совершаться теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия, хотя их число и снизилось. Для обеспечения безопасности в столичном районе размещены очень крупные силы войск США и иракских правительственных сил – свыше 90 тыс. человек. И трудно сказать, как станет развиваться ситуация в городе в случае сокращения численности этих сил, прежде всего американских войск.

Несомненным успехом американцев следует считать привлечение к активной борьбе с иракским филиалом «Аль-Каиды» в провинции Анбар вооруженных формирований местных суннитских племен и части сил суннитского сопротивления, которые ранее воевали против ВС США. Именно это обстоятельство во многом способствовало постепенной стабилизации обстановки в провинции осенью 2007 года, хотя говорить о ее полной нормализации еще рано. Здесь все еще продолжают действовать отдельные бандформирования, а для поддержания порядка приходится держать крупные силы американских войск, иракской армии и суннитских ополченцев. Всего, по информации американского командования, в борьбе с «Аль-Каидой» приняли участи до 70 тыс. суннитских ополченцев, которым военные США окзали помощь оружием и боеприпасами. В значительной степени подобному развитию событий способствовала сама «Аль-Каида», боевики которой вводили на контролируемых территориях режим с крайне жестким соблюдением норм шариата, жестоко относились к местному населению, что привело к гибели большого числа мирных жителей.

В то же время багдадские власти с настороженностью, если не с прямой враждебностью отнеслись к американской инициативе, увидев в суннитских вооруженных отрядах не столько союзников в борьбе с экстремистами, сколько силу, способную противостоять нынешнему преимущественно шиитскому руководству государства в возможной в перспективе борьбе за передел власти в Ираке. По мере нормализации обстановки все более остро стоит вопрос о дальнейшей судьбе суннитских ополченцев. Американское командование настаивает на том, чтобы иракские власти занялись вопросом их трудоустройства, но эта проблема вряд ли будет скоро решена. В противном случае, как считают американские военные, «все завоевания последних месяцев могут быть утрачены».

Следует отметить, что во многих случаях руководство экстремистских вооруженных группировок уклонялось от заведомо проигрышных для них прямых боестолкновений с превосходящими силами противника и отдавало распоряжения о временном прекращении активных действий или выводило свои силы из зоны проведения войсковых операций в Багдаде и провинции Анбар на север и северо-восток Ирака в провинции Дияла, Найнава, Салах-Эд-Дин и Киркук. А боевики «Армии Махди» «просто ушли» с багдадских улиц, но, тем не менее, сумели сохранить контроль над основными шиитскими районами столицы.

Процесс улучшения обстановки в сфере безопасности шел трудно, лишь в августе-сентябре ситуация стала заметно меняться в лучшую сторону в багдадском районе и провинции Анбар. В то же время все усилия по подавлению боевиков в провинции Дияла до конца 2007 года так и не принесли ощутимых результатов, Здесь по-прежнему активно действуют сторонники «Аль-Каиды» и различные суннитские и шиитские вооруженные антиправительственные группировки, а этот регион остается наиболее нестабильным в стране. Нестабильной остается обстановка в провинциях Найнава и Салах-Эд-Дин, где также действуют крупные силы боевиков.

Напряженной остается ситуация в Киркуке – городе с многонациональным населением. Курды претендуют на то, чтобы Киркук был присоединен к территории курдской автономии и даже стал ее столицей, против чего возражают арабы и туркоманы. В декабре 2007 года здесь должен был пройти референдум по дальнейшей судьбе города, однако из-за напряженной ситуации голосование отложили на шесть месяцев.

Сложная обстановка сохранялась на всем протяжении 2007 года на юге Ирака, в первую очередь в крупнейшем городе региона – Басре. Ситуация в южных провинциях во многом контролируется общеиракскими или местными шиитскими группировками – «Армией Махди», Высшим исламским советом Ирака» (ВИСИ), партией «Аль-Фадыля» и др., которые продолжают бороться между собой за установление контроля над отдельными провинциями, особенно теми, где имеются месторождения нефти, а также инфраструктура по ее переработке и транспортировке.

В конце 2007 года обострилась ситуация в северных районах Ирака, прилегающих к границе с Турцией. В октябре турецкий парламент одобрил правительственный законопроект, наделяющий армию полномочиями на проведение в течение года военной операции против боевиков КРП на иракской территории. В ноябре-декабре турецкие войска наносили воздушные и артиллерийские удары по объектам сепаратистов, а также проводили рейдовые операции силами спецназа против отрядов сепаратистов и их инфраструктуры на иракской территории.

Правительство Ирака признает наличие крупных сил КРП на севере страны и ту опасность, которую они представляет для Турции, но в то же время категорически выступает против турецкого вторжения на иракскую территорию. Однако сами багдадские власти не имеют реальных возможностей для противодействия боевикам КРП. Руководство иракской курдской автономии во главе с президентом М. Барзани, формально отмежевывается от поддержки КРП, но одновременно в жесткой форме осуждает турецкие силовые действия на севере Ирака. Вашингтон выступает против проведения крупномасштабной турецкой военной операции на севере Ирака, но на деле оказывает Анкаре различного рода содействие в проведении ограниченных боевых акций против сепаратистов. В частности, речь идет о предоставлении турецким военным разведданных о боевиках Курдской рабочей партии. США также не препятствуют действиям ВВС Турции в воздушном пространстве на севере Иракского Курдистана.

Списочная численность иракских силовых структур в течение минувшего года возросла с 318 до 359,7 тыс. человек, в т. ч. вооруженные силы увеличились со 119 тыс. человек до 165,5 тыс. человек, а структуры МВД сократились со 199 тыс. человек до 194,2 тыс. человек. В то же время не произошло значительного улучшения технического оснащения армии и полиции. Несколько возросла их боеспособность, иракские силы стали принимать более активное и широкое участие в операциях против вооруженной оппозиции и иностранных боевиков. Однако местные силовики по-прежнему очень далеки от обещанной американцами в начале года «практической независимости и самодостаточности». К наиболее серьезным проблемам иракских ВС и МВД по-прежнему относятся: недостаточная развитость управленческих структур, слабость командных и штабных кадров, постоянное отсутствие на службе до трети личного состава, несбалансированность численности личного состава (особенно в МВД) по религиозной и национальной принадлежности, масштабная коррупция (особенно в МВД), наличие среди личного состава армии и полиции большого числа лиц, сочувствующих боевикам различных вооруженных группировок или даже прямо помогающих им. В целом, по оценкам военных США, иракские силовые структуры все еще далеки от того, чтобы самостоятельно в полном объеме обеспечивать безопасность и поддерживать порядок в стране и это положение сохранится на протяжении, как минимум, двух, а, скорее всего, трех-пяти лет. По заявлениям же некоторых представители иракского руководства, при нынешних темпах обучения и оснащения вооруженных сил и структур МВД стране потребуется поддержка со стороны многонациональных сил «еще в течение 10 лет».

В 2007 году американское и британское командование передало контроль над обеспечением безопасности иракским властям в провинциях Эрбиль, Сулеймания, Дахук (все в составе курдской автономии), Кербела и Басра (на юге). По мнению экспертов, таким путем американцы и британцы стремятся уменьшить свое непосредственное участие в боевых операциях, снизить потери в личном составе и технике. Однако зачастую место иностранных военнослужащих занимают не правительственные силы, а вооруженные формирования религиозно-политических группировок, что особенно характерно для иракского юга. Таким образом, обещания Дж. Буша о передаче к концу 2007 года всех провинций страны под контроль иракских властей оказались не реализованными.

Сложная ситуация в сфере безопасности, непрекращающееся насилие вынуждают иракцев покидать родные места, эмигрируя за рубеж или перебираться в другие районы страны. В начале 2007 года численность иракских беженцев и перемещенных лиц достигла примерно 4 млн человек, в т. ч. эмигрировавших за рубеж, главным образом в Сирию и Иорданию, — 2,1 млн человек. В самом Ираке место жительство вынужденно сменили 1,9 млн человек. Вместе с тем, в последнее время стало расти число иракцев, возвращающихся на родину. Однако это явление, по мнению экспертов ООН, нельзя связывать только с состоянием дел в сфере безопасности. Ведь очень много иракцев вынуждено покидать ту же Сирию и другие страны по причинам бедственного финансового положения и отсутствия юридических оснований для пребывания за рубежом. Всего же за последние месяцы 2007 года на прежние места жительства вернулось до 50 тыс. иракцев, в т. ч. 40 тыс. человек возвратились на родину из-за границы.

Американское командование заявляет, что в ходе проведенных в течение прошедшего года войсковых и антитеррористических операций иракский филиал «Аль-Каиды» понес значительные потери в людях, серьезный ущерб был нанесен инфраструктуре группировки. Отмечается сокращение на 25-30 проц числа иностранных наемников, которые проникают в Ирак из-за рубежа. Во многом это стало результатом усилий, прилагаемых сирийскими властями, что признают и высокопоставленные представители командования ВС США. Тем не менее, американцы считают, что через границы Ирака с соседними государствами «все еще попадает слишком большое число наемников». Оценочно, число иностранных боевиков и иракцев, воюющих в составе местной «Аль-Каиды», составляет от 1,3 до 3,5 тыс. человек. Из числа иностранцев большинство (41 проц) представлено подданными Саудовской Аравии. Значительное число наемников прибыло из Ливии, Йемена, Алжира, Сирии, Марокко, Турции, Туниса, Египта, Франции. Численность боевиков «чисто» иракских вооруженных группировок оценивалось на конец 2007 года примерно в 25 тыс. человек.

В целом, несмотря на понесенные потери, боевики «Аль-Каиды» по-прежнему представляют серьезную угрозу для безопасности в Ираке. Это вынужден был признать генерал Д. Петрэус, который предостерег от «эйфории от достигнутых успехов» и подчеркнул, что «Аль-Каида» остается «очень опасным противником, способным совершать нападения, противником, с которым необходимо продолжать бороться».

Численность группировки ВС США в Ираке в январе 2007года составляла ок. 137 тыс. человек, а по состоянию на 1 января 2008 года — 160 тыс. человек (по другой информации – 165 тыс. чел.).

В Белом доме и Пентагоне полагают, что американские войска должны оставаться в Ираке достаточно долго с тем, чтобы силы «Аль-Каиды» «не смогли вновь создать там себе прибежище». Администрация США в этой связи негативно относится к разработке временного графика вывода войск из Ирака. Также считается, что «слишком быстрые темпы вывода войск могут привести к ухудшению ситуации» в Ираке, особенно в Багдаде, т. к. иракцы пока не способны самостоятельно контролировать районы, из которых уйдут части ВС США. Вместе с тем, в случае дальнейших позитивных изменений обстановки в Ираке предполагается сокращение численности американской группировки в этой стране к июлю 2008 года примерно до 130-135 тыс. человек, а к концу 2008 года — до 100 тыс. человек.

Американские войска в 2007 году понесли самые крупные потери в личном составе – число погибших составило 952 человека, раненых ок. 6200 человек. При этом наибольшие потери части ВС США понесли в период с февраля по август, т. е. во время проведения наиболее крупных и интенсивных операций против боевиков и террористов. Затем число потерь резко снизилось, составив в декабре 23 человека убитыми и ок. 200 ранеными.

Характерной особенностью боевых действий ВС США и их союзников в Ираке в 2007 году стало значительное возрастание роли авиации, интенсивности и масштабов ее применения. Так, в среднем ежедневно авиация совершала 65-75 боевых вылетов, а в отдельные дни число боевых вылетов превышало 100. Причем в последние месяцы минувшего года действия боевых самолетов и вертолетов во многом как бы подменяют усилия наземных войск, что стало одним из важных факторов, способствовавших резкому сокращению боевых потерь среди личного состава коалиционных сил. Подразделения американских ВВС, авиации ВМС и морской пехоты США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты В-1В, F-16, F/А-18, А-10, GR-4 «Торнадо», вертолеты армейской авиации, беспилотные летательные аппараты типа «Предатор») оказывали постоянную поддержку боевым действиям сухопутных частей сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака, наносили удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, регулярно вели воздушную разведку объектов повстанцев и боевиков, осуществляли патрулирование над районами повышенной активности сил противника.

Численность личного состава воинских контингентов других стран международной коалиции в Ираке (26) сократилась в 2007 году с 16,5 до 11,8 тыс. человек, главным образом за счет значительного уменьшения британских и южнокорейских войск. В то же время Грузия увеличила свое военное участие в Ираке с 850 до 2000 человек. Полностью вывели из Ирака свои подразделения Литва и Латвия. В 2008 году планируют вывести воинские подразделения из Ирака Румыния, Австралия, Польша, а возможно и некоторые другие страны. Отметим, что подразделения армий союзников США, как правило, не участвуют активно в боевых операциях против экстремистских вооруженных группировок. Отсюда и их незначительные потери в личном состава в 2007 году: 53 человека погибших и 93 раненых.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке во второй половине 2007 года продолжало постепенно улучшаться, однако происходившие позитивные подвижки, по мнению многих экспертов, еще не являются достаточно устойчивыми, что не исключает возможных рецидивов ухудшения ситуации как в отдельных иракских регионах, так и в стране в целом.

Минувший год не был отмечен заметными положительными изменениями внутриполитической ситуации в Ираке. Фактически не было каких-либо существенных сдвигов в процессе политического урегулирования, продвижения по пути достижения национального примирения и согласия. Более того, между ведущими политическими силами страны сохранялись глубокие разногласия по ключевым проблемам государственного и политического устройства Ирака, контроля над природными ресурсами, распределению доходов от их добычи и экспорта и др. Все это периодически приводило к серьезным обострениям политической ситуации в стране. Так, неоднократно заявляли о приостановке своей деятельности различные оппозиционные правительству парламентские фракции. Из состава правительства вышли министры, представляющие крупнейшие суннитские партии, сторонники радикального имама М. ас-Садра и представители т. н. «Иракского списка» во главе с бывшим премьер-министром Ирака А. Алауи. В то же время четыре партии, представляющие парламентское большинство – шиитские Высший исламский совет Ирака и партия «Ад-Даава», а также курдские Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана заключили формальное соглашение о союзе.

Слабость нынешнего иракского правительства проявлялась в минувшем году и в том, что его реальная власть, мягко говоря, была не очень заметна за пределами Багдада, а в ряде районов страны она и вовсе не ощущалась.

В 2007 году парламент Ирака из-за серьезных противоречий между различными политическими силами так и не смог принять ни одного из ожидаемых законов, которые могли бы способствовать урегулированию важнейших политических и экономических проблем страны. В первую очередь, речь идет о таких актуальных для Ирака законах о нефти, об амнистии бывших членов партии Баас (принят в январе 2008 г.) и о выборах в местные органы власти.

В этой связи американские эксперты считают, что «основополагающей проблемой в деле примирения на национальном уровне является не провал в усилиях по принятию соответствующих законов, а то, что ведущие политические группы – сунниты, шииты и курды – не могут прийти к согласию по поводу того, как следует поделить власть».

Чего же добиваются иракские политические лидеры и руководимые ими партии и организации?

Курды не скрывают своих намерений добиться независимости и создания собственного государства. Вместе с тем, в ближайшее время курдское руководство вероятнее всего не пойдет на формальное отделение от Ирака, т. к. это невыгодно ему по политическим причинам, главным образом внешнего порядка, а также по экономическим соображениям. Также курды стремятся расширить подвластные им территории, в первую очередь, как уже говорилось, установить окончательный контроль над Киркуком и прилегающими к городу районами. В целом в минувшем году руководство Иракского Курдистана продолжало последовательно проводить курс на закрепление фактической самостоятельности региона. Причем главным образом это касалось вопросов экономики. Так правительство автономии вопреки мнению Багдада заключало соглашения с иностранными компаниями на разведку и последующую разработку месторождений нефти и газа.

Шииты из Высшего исламского совета Ирака во главе с А. А. аль-Хакимом стремятся к созданию обладающего широкими полномочиями автономного региона на юге Ирака. Умеренный шиитский лидер А. Алауи намерен вернуться во власть, установить в стране светское правление (нынешний режим он считает исламистским) и добиться примирения между шиитами и суннитами. Ряд политических наблюдателей считают, что Алауи хочет стать «сильным человеком Америки» в Ираке. Премьер-министр Н. аль-Малики и его сторонники, поставленные на свои посты во многом благодаря американской «протекции» и компромиссу внутри шиитского сообщества, всячески пытаются сохраниться во власти, опираясь на всех возможных партнеров. Так, аль-Малики заявляет, что они с ас-Садром «из одной школы», а радикальный имам «не представляет угрозы Ираку». Сама же Партия исламского призыва («Ад-Даава»), которую возглавляет аль-Малики, является «самой маленькой и наименее сильной в иракском шиитском альянсе». Радикальный имам М. ас-Садр позиционирует себя в качестве общенационального лидера и стремится превратить подчиненную ему «Армию Махди» в такую же мощную и боеспособную силу, как ливанская «Хизбалла». При этом ас-Садр обвиняет аль-Малики в «близких отношениях» с США. В целом можно говорить о сохранении серьезных противоречий и борьбе между различными шиитскими силами и группировками, что ставит под угрозу сохранение шиитского альянса, имеющего большинство в иракском парламенте и правительстве. Хотя предпринимаются и попытки наладить диалог, в частности, между ВИСИ и сторонниками ас-Садра. Сохраняются сепаратистские тенденции и в ряде южных провинций страны с преимущественно шиитским населением, особенно в тех, где имеются крупные месторождения нефти.

Суннитские политики ведут борьбу за восстановление позиций и влияния своей общины в политической жизни Ирака, обвиняя шиитов в развязывании массовых религиозных чисток и стремлении «восстановить Персидскую империю». Сунниты также выступают против расширения территории курдской автономии и усиления ее самостоятельности.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что ведущие иракские партии и объединения пытаются не обострять до крайности имеющиеся между ними противоречия, не вести дело к дальнейшему расшатыванию ситуации в стране и усилению внутриполитической нестабильности. Однако подобное положение не может сохраняться в течение неопределенно долгого времени, т. к. существующие проблемы жизненно важны для Ирака и требуют своего решения.

Внутриполитическая ситуация в Ираке в значительной степени осложняется поголовной коррумпированностью органов власти на всех уровнях. Правительство всячески препятствует проведению независимых расследований по выявлению взяточников. В официальном докладе посольства США в Багдаде говорилось: «Коррупция стала нормальной и повседневной практикой в большинстве министерств», а кабинет Н. аль-Малики «с неприкрытой враждебностью» реагирует на любые попытки санкционировать расследования, связанные с коррупцией. И вывод: «На данный момент Ирак не способен соблюдать даже базовые принципы антикоррупционного законодательства», а судебные органы испытывают «сильное политическое давление».

Продолжался поступательный процесс исламизации общественной и повседневной жизни иракцев. В наибольшей степени это ощущается в районах, подконтрольных радиальным исламистским группировкам, как суннитским, так и шиитским. В целом иракское общество подвергается «огромному давлению со стороны консервативных и экстремистских мусульманских элементов», добивающихся повсеместного распространения своих толкований ислама.

В целом же отсутствие прогресса в решении насущных политических и экономических проблем страны способствует сохранению в Ираке внутриполитической напряженности, что в дальнейшем может привести к новому витку противоборства между различными политическими силами и, соответственно, к росту насилия и кровопролития.

Улучшение положения дел в вопросах обеспечения безопасности позитивно отразилось на состоянии экономики Ирака. В частности, по итогам 2007 года отмечено снижение уровня инфляции (по официальным данным, с 66 до 20 проц) и безработицы (с 70 до 20 проц). Причем наибольшие успехи достигнуты в головной отрасли национальной экономики – нефтяной. В декабре 2007 года объем добычи нефти в стране впервые превысил довоенный уровень (2003 г.). Сейчас в Ираке ежесуточно добывается 2,3 млн баррелей нефти. Вместе с тем, условия повседневной жизни большинства иракцев остаются очень тяжелыми. Продолжаются регулярные отключения подачи электричества и воды, сохраняются перебои в снабжении населения топливом. В плачевном состоянии находится национальная система образования, особенно высшая школа, здравоохранение, социальное обеспечение.

На всем протяжении 2007 года иракское правительство вело активную внешнеполитическую деятельность, основное место в которой отводилась отношениям с США и соседними государствами.

Иракская проблематика занимала в минувшем году одно из ведущих мест в деятельности американской администрации. При этом в Вашингтоне постоянно стремились подчеркнуть, что развитие событий в Ираке находится под контролем США. При этом упор делался на позитивные события в этой стране, а на имеющихся здесь многочисленных трудностях и допущенных ошибках официальные представители Белого дома старались не акцентировать внимание.

Одновременно Вашингтон оказывал постоянное давление на багдадские власти с целью заставить их действовать более настойчиво и продуктивно в направлении налаживания в стране конструктивного диалога по национальному примирению. Однако эти усилия американцев не приводили к требуемым результатам, что вызывало нескрываемое недовольство и раздражение и руководителей США. Так, президент Дж. Буш неоднократно подчеркивал, что «иракский народ, как и американский, хочет видеть действия, а не только слова, причем действия эти должны производиться на политическом фронте». Высокопоставленные американские военные утверждали, что иракское правительство своей бездеятельностью и промахами наносит больший вред стране, чем террористы из «Аль-Каиды». Вместе с тем, Дж. Буш, другие деятели американской администрации в своих публичных выступлениях не только критиковали иракских руководителей, но и регулярно заявляли о поддержке багдадского правительства и его премьер-министра Н. аль-Малики. Насколько искренни были эти заявления судить трудно.

28 ноября Ирак и США подписали «Декларацию о принципах дружбы и сотрудничества» между двумя странами. Документ носит рамочный характер и рассматривается в качестве первого шага на пути установления в перспективе стратегического американо-иракского сотрудничества в различных сферах: политической, экономической, финансовой, технической, культурной и в области обеспечения безопасности. Предполагается не позднее 31 июля 2008 года подписать полномасштабное соглашение об основах дружбы и сотрудничества между Ираком и Соединенными Штатами.

Арабский саммит в Эр-Рияде в марте 2007 года выразил поддержку единству и территориальной целостности Ирака, призвал иракское руководство уделять больше внимания стабилизации внутриполитической обстановки путем предоставления большей роли арабам-суннитам в управлении и политической жизни страны. Было подчеркнуто, что «мероприятия по стабилизации обстановки должны сочетаться с шагами по восстановлению национального согласия». Выступая на саммите, король Саудовской Аравии Абдалла назвал иностранную оккупацию Ирака «нелегитимной» и призвал иракцев прекратить кровопролитие.

В целом арабские партнеры США продолжали проводить в отношении Ирака т. н. «среднюю линию»: на словах они выражали поддержку правительству Н. аль-Малики, но на деле не спешили оказывать ему разностороннюю масштабную помощь, которую так хотели бы получить в Багдаде. В Каире, Эр-Рияде и многих других арабских столицах не доверяют правительству во главе с Н. аль-Малики, не верят в его способность обуздать насилие в Ираке, считают это правительство «частью самой проблемы, а не частью ее решения». Шиитское большинство иракского руководства арабы рассматривают и как проводника иранского влияния.

О важности для Ирака поддержания нормальных отношений с соседними странами свидетельствуют визиты Н. аль-Малики в 2007 году в Египет, Кувейт, Катар, Оман, Иран, Сирию и Турцию. В то же время его визит в Саудовскую Аравию был отложен «по техническим причинам». Однако зарубежные СМИ утверждали, что поездка не состоялась из-за недовольства Эр-Рияда тем, что иракское правительство не принимает эффективных мер по защите прав суннитского населения. Король Абдалла также достаточно прозрачно намекнул, что видит в Н. аль-Малики слабого лидера, который, к тому же, имеет обширные связи с проиранскими шиитскими партиями. Но все же Саудовская Аравия выразила готовность списать 80 проц иракского долга (по различным оценкам, от 15 до 18 млрд долл.), но не идет на полное его прощение, как того хотели в Багдаде. Подобная линия саудовцев вызвала недовольство Вашингтона, где заявили о «разочаровании» ролью, которую играет в Ираке Саудовская Аравия. Американцы считают, что Эр-Рияд «пытается подорвать позиции багдадского правительства» и не в состоянии остановить «поток добровольцев», которые присоединяются к боевикам, действующим в Ираке.

Дальнейшее развитие получили в прошедшем году отношения Ирака с Ираном. Наметилась тенденция к нормализации сирийско-иракских отношений. Багдад заключил с Тегераном и Дамаском ряд важных экономических соглашений, активно шел политический диалог. Подобное развитие событий вызывало открытое недовольство США, которые продолжали обвинять ИРИ и САР во вмешательстве (негативном) во внутренние дела Ирака, поддержке экстремистских сил в этой стране. В то же время в 2007 году в Багдаде впервые прошло несколько встреч американских и иранских представителей, на которых обсуждались вопросы стабилизации обстановки в Ираке.

Сложно развивались турецко-иракские отношения, что во многом было связано с проблемой деятельности сепаратистов КРП с территории Северного Ирака.

В минувшем году получили дальнейшее развитие политические и экономические связи Ирака с рядом стран Западной Европы, Китаем, Японией и Южной Кореей.

В 2007 году состоялось несколько международных конференции и встреч по обсуждению проблем Ирака и выхода этой страны из кризиса. Однако все они не оказали серьезного воздействия на ход событий в этой стране.

Российско-иракские отношения в 2007 году особого развития не получили. В Москве считают, что вывод коалиционных войск из Ирака должен быть связан с урегулированием внутренних проблем этой страны, становлением иракской национальной армии, органов государственной власти, достижением национального согласия. Вместе с тем, должны быть обозначены перспективы постепенного сокращения иностранного военного присутствия в Ираке.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари посетил в сентябре Москву. На переговорах с российскими представителями особое внимание уделялось вопросам списания иракского долга РФ и российского участия в реализации экономических проектов в Ираке. В ноябре в столице курдской автономии Эрбиле было открыто Генеральное консульство России.

В то же время иракское правительство «по совету американских юристов» аннулировало контракт с российской компанией ЛУКОЙЛ на разработку нефтяного месторождения «Западная Курна-2», заключенный еще при режиме С. Хусейна. Месторождение будет выставлено на конкурс в 2008 году. Запасы «Западной Курны-2» оцениваются в 11 млрд баррелей нефти.

Таким образом, в 2007 году в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Позитивные изменения, произошедшие за последние месяцы в сфере безопасности, неустойчивы и не приняли необратимый характер. И, что весьма существенно, подвижки в сфере безопасности не были подкреплены параллельными шагами по налаживанию политического процесса с целью достижения в стране национального примирения и согласия. Раскол среди иракской политической элиты и в обществе не преодолен. Ведущие политические силы страны все еще не готовы к налаживанию серьезного конструктивного диалога для преодоления имеющихся между ними разногласий. Вместе с тем, первые признаки того, что диалог может быть начат, появились в начале 2008 года, однако говорить об этом как о серьезной тенденции нет еще достаточных оснований. А пока в Ираке сохраняется потенциальная опасность нового обострения обстановки, в т. ч. расширения масштабов вооруженного противостояния между различными политико-религиозными и этническими группировками.

52.39MB | MySQL:103 | 0,585sec