Сирия: к развитию ситуации вокруг Идлиба

В конце января вновь обострилась ситуация в сирийской провинции Идлиб, где правительственные войска развернули широкомасштабное успешное наступление. Эта акция обусловлена тем, что терпение сирийского руководства, полтора года ждавшего выполнения Турцией своих обязательств в отношении проблемного региона, иссякло. Напомним, что в начале Астанинского мирного процесса было принято решение о создании зон деэскалации в Хомсе, Дераа, Восточной Гуте и Идлибе. Первые три зоны были интегрированы сирийским правительством не без помощи коротких военных операций. Полномасштабные военные действия Сирийской Арабской Армии в Идлибе осложнены тем, что эта провинция считается зоной ответственности Турции. Здесь размещены наблюдательные посты турецких вооруженных сил, поэтому сирийская армия сталкивается с риском прямого военного столкновения с турками. Одновременно на протяжении последних лет, начиная с капитуляции джихадистов в Восточном Алеппо в декабре 2016 года, в провинцию Идлиб стекались согласно соглашениями о капитуляции антиправительственные боевики из Алеппо, Хомса, Восточной Гуты, Забадани. В результате их концентрация в данном регионе стала достаточно масштабной. На сегодняшний день в Идлибе насчитывается более 30 тысяч боевиков.

Несмотря на данные трудности, в течение последней недели Сирийская Арабская Армия развивает успешное наступление в Идлибе. 29 января прошло сообщение о том, что правительственным войскам удалось взять стратегически важный город Маарат эн-Нууман. Город находится в 32 километрах к югу от Идлиба. Помимо стратегической важности его взятие имеет и большое символическое значение. Этот городок одним из первых, еще в 2012 году оказался под контролем антиасадовских боевиков. Фактически наступление правительственных войск началось еще в начале января с.г. Главной причиной его явилось то, что турецкая сторона не выполнила взятых на себя обязательств по разделению «умеренных» боевиков из протурецких группировок и террористов из «Хайят Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещена в России). Одновременно турецкие военные должны были изъять у повстанцев тяжелое оружие и побудить их к переговорам с Дамаском.

Успешное наступление сирийских правительственных войск существенно осложнило отношения турецкого правительства с боевиками. Во-первых, турецкие наблюдательные посты, которые должны были предотвратить наступление САА, оказались неэффективны. Во-вторых, некоторые полевые командиры боевиков недовольны тем, что турецкое руководство рекрутирует их в Ливию, для участия в боевых действиях на стороне Правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа. Начиная с декабря 2019 года турецкие спецслужбы стали рекрутировать сирийских боевиков для отправки в Ливию. В настоящее время на стороне правительства Сарраджа воюют уже более двух тысяч сирийцев. При этом турки заманивают сирийских джихадистов в Ливию льготными условиями: их месячная зарплата будет составлять 2 тысячи долларов в месяц, в случае гибели боевика его семье выплачивается компенсация в размере 50 тысяч долларов, в случае получения на войне увечья – 35 тысяч долларов. Для сравнения боевики протурецкой Сирийской национальной армии (СНА) еще недавно получали 150 долларов в месяц. Однако по мере усугубления в Турции экономического кризиса эта зарплата была переведена в лиры и на сегодняшний день не превышает 105 долларов. Одновременно боевикам, воюющим в Ливии, обещают предоставление турецкого гражданства. Полевые командиры ССА и других группировок опасаются, что уход наиболее боеспособных боевиков в Ливию может обескровить вооруженную оппозицию в самой Сирии. В-третьих, боевики боятся, что турецкое руководство могло вступить в сговор с Россией и Дамаском и предать их интересы.

Напомним в этой связи, что 7 и 8 января состоялись визиты президента Российской Федерации В.В.Путина в Сирию и Турцию. По информации портала «Аль-Монитор» российский лидер убедил президента САР Башара Асада остановить армейское наступление в Идлибе и соблюдать прекращение огня для того, чтобы, во-первых, дать Р.Т.Эрдогану возможность передислоцировать часть боевиков в Ливию. Во-вторых, отделить протурецких боевиков из СНА и Фронта национального освобождения (ФНО) от «Хайят Тахрир аш-Шам». В Дамаске на это предложение согласились, хотя и скрепя сердце. Одновременно 15 января турецкие силовики провели встречи с полевыми командирами СНА и ФНО в Искандеруне с тем, чтобы побудить их вступить в переговоры с Дамаском. По информации турецких журналистов, российская сторона предлагала 15-дневное перемирие в обмен на разблокирование боевиками важных трасс М4 и М5 (трасса М5 связывает Алеппо с Дамаском, Хамой и Хомсом). Однако после того, как срок действия перемирия истек 24 января, сирийские правительственные войска в течение только четырех дней захватили 24 города и деревни.  Следующей целью сирийских военных после Маарат эн-Нуумана является городок Саракиб, расположенный на пересечении трасс М4 и М5. Быстрое падение Хан Тумана, города к юго-западу от Алеппо всего через сутки после овладения Маарат эн-Нууманом, говорит о том, что наступление САА развивается быстрее, чем это предвидели.

В связи с этим президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган проявил открытое недовольство сложившейся ситуацией и выступил с рядом резких заявлений. 31 января турецкий президент, выступая перед журналистами, отметил: «К сожалению, Россия не проявляет лояльность к договоренностям, достигнутым в Астане и в Сочи. Астанинского процесса больше не существует. Мы теряем свое терпение в Идлибе.  Или Россия приостановит бомбардировки в Идлибе, или мы примем надлежащие меры». В то же время многие наблюдатели полагают, что реально Анкара ничего не сможет противопоставить наступлению сирийских правительственных войск. Правительство Турции не собирается вступать в вооруженный конфликт из-за Идлиба ни с Россией, ни с Дамаском. Основной ударной силой турецких военных операций «Щит Евфрата» (сентябрь 2016- февраль 2017 гг.), «Оливковая ветвь» (март-апрель 2018 г.) и «Источник мира» (началась в октябре 2019 г.) были протурецкие боевики из Сирийской Национальной Армии (СНА). Кроме того, воздушное пространство над Идлибом контролируется ВКС России. По мнению турецкого эксперта по международным отношениям Бильгехана Озтюрка, компромиссный вариант может заключаться в разделе зоны деэскалации на «Южный Идлиб», который перейдет под контроль правительства САР, и «Северный Идлиб», где беженцам турецкими вооруженными силами может быть гарантирована безопасность. Здесь, якобы, турецкое правительство готовится построить 25 тысяч временных домов для сирийских беженцев. Усомнимся в реальности подобного плана, так как любая территория, неподконтрольная Дамаску, да еще под турецким протекторатом, может потенциально стать  анклавом для размещения альтернативного правительства оппозиции. Скорее можно прогнозировать «медленное» и «ползучее» выдавливание боевиков из Идлибской зоны. Этот процесс может быть облегчен передислокацией наиболее боеспособных джихадистов и «умеренных боевиков». Во-первых, в Ливию, куда их перебрасывает турецкое правительство. Во-вторых, в ряды СНА, зона оперативной ответственности которой все более смещается на северо-восток Сирии.

В данных условиях особое значение приобретают прямые контакты сирийских и турецких силовых структур, лоббируемые Российской Федерацией. 13 января в Москве состоялись переговоры между секретарем Совета национальной безопасности САР Али Мамлюком и руководителем турецкой спецслужбы МIТ Хаканом Фиданом. По информации турецкого военного эксперта Метина Гуркана, на которой стороны представили друг другу ряд своих пожеланий. Пожелания сирийской стороны заключались в следующем. Во-первых, определить сроки пребывания турецких вооруженных сил на сирийской территории. Во-вторых, выполнять обязательства, принятые на себя в Сочи в сентябре 2018 года, в первую очередь в части, касающейся разведения протурецких боевиков и экстремистов из «Хайят Тахрир аш-Шам». В-третьих, эвакуировать турецкие военные посты из Маарат эн-Нуумана, Морека, Аримы и Ас-Сурмана. Что касается посыла турецкой стороны, то его можно сформулировать в нескольких тезисах. Во-первых, Турция уважает территориальную целостность и суверенитет САР и считает свое военное присутствие на ее территории временным. Во-вторых, США, по мнению турок, наращивают свое военное присутствие к востоку от Евфрата, а их сотрудничество с курдскими СДС будет еще более интенсивным. В-третьих, Дамаск и Анкара нуждаются в выработке в ближайшее время общей стратегии противодействия СДС. В-четвертых, в Идлибе необходимо срочно заключить перемирие, так как количество жертв среди гражданского населения постоянно растет. В-пятых, необходимо постоянно усиливать сотрудничество и координацию между спецслужбами двух стран для того, чтобы избегать непонимания и инцидентов на местах.

Первую встречу руководителей спецслужб двух стран можно считать ознакомительной, так как она не привела ни к каким конкретным результатам. Политикам и силовикам двух государств еще предстоит пройти тернистый путь к взаимопониманию, учитывая накопившееся недоверие. Несмотря на это проблема Идлиба будет решаться в выгодном для Дамаска ключе, скорее всего по насильственному сценарию.

52.56MB | MySQL:106 | 0,556sec