О факторах напряженности в китайско-израильских отношениях

На минувшей неделе Израиль посетил с визитом помощник госсекретаря США по делам Ближневосточного региона Д.Шенкер. Основной целью его визита было заявлено участие в ежегодной конференции Института изучения национальной безопасности (INSS), а также общение с представителями руководства страны на фоне обнародования Д.Трампом в Вашингтоне «сделки века». Помимо Израиля Д.Шенкер в рамках пребывания в регионе посетил Оман. Там в списке его основных задач были обозначены обеспечение преемственности отношений после кончины султана Кабуса, причем здесь, судя по всему, обсуждались не только перспективы сотрудничества Маската с Вашингтоном, но и с Иерусалимом. Также Д.Шенкер запланировал общение с представителями местного бизнеса.

Несмотря на то, что основным акцентом визита в Израиль СМИ попытались сделать ближневосточною проблематику, выяснилось, что самого представителя американской администрации гораздо больше волнуют контакты Иерусалима и Пекина. По его собственным словам, он прибыл  на конференцию INSS дабы обсудить этот вопрос. В частности, на своей сессии Д.Шенкер отмечал, что восприятие Китая является одной из проблем, в оценке которых позиции США и Израиля расходятся. В беседе с израильскими журналистами представитель Госдепартамента сообщил, что одной из основных сфер, где китайско-израильское взаимодействие нежелательно, являются высокие технологи. А именно, в США выступают против того, чтобы у КНР появились разработки, при создании которых Израиль сотрудничал с третьими странами.

Здесь речь может идти, прежде всего, о сфере вооружений и безопасности. В СМИ просочилась информация, согласно которой, в распоряжении Китая оказались части израильского беспилотника Heron. Дрон эксплуатировался Индией и был утрачен из-за технического сбоя еще в 2017 г. в районе Тибета. Этот инцидент имел два последствия. Сначала это позволило КНР предотвратить получение Индией сведений, сбором которых занимался БПЛА. Как выяснилось позднее, полученный БПЛА использовался китайскими специалистами для создания собственных дронов. При этом разработки беспилотника данного типа велись Израилем с участием американской стороны.

Д.Шенкер раскритиковал механизм контроля за иностранными инвестициями, ранее запущенный Израилем. Главным основанием для возражений стало то, что комиссия, учрежденная  правительством ближневосточной страны, является консультативной. Важно, что в качестве примера для организации работы был приведен Комитет по иностранным инвестициям в США (CFIUS). На его счет даже в американских экспертных кругах есть противоречивые комментарии, включая то, что он также несовершенен в плане организационной структуры. Впрочем, здесь избранный пример важен, скорее, в контексте решений CFIUS, касавшихся  ограничения китайского влияния, чего США хотели бы добиться и от Израиля.

Примечательно, но текущая ситуация, обусловленная распространением т.н. коронавируса, создает для формирования в Израиле нужного США восприятия КНР, благоприятные условия. Так, Министерство внутренних дел по рекомендации Министерства здравоохранения ввело жесткие меры, направленные на то, чтобы создать барьер для проникновения инфекции в Израиль. В частности, израильский авиаперевозчик El Al сообщил о  двухмесячном моратории на полеты в Китай. Помимо этого был введен запрет на въезд иностранцам, посещавшим КНР. Сами израильские граждане могут вернуться на родину только через третьи страны.

Все этим меры были восприняты израильтянами по большей части положительно. Не пугает население даже то, что замораживание воздушного сообщения приведет к существенному увеличению срока доставки товаров из китайских интернет-магазинов. В свою очередь, замедление электронной торговли – серьезный удар по экономике Китая в сложный период. На этом фоне эксперты из США предупреждают о том, что эпидемия в Китае может подтолкнуть и без того ожидаемый экономический кризис, последствия которого для государств будут зависеть от степени их зависимости от КНР.

Однако не только это негативно сказывается на китайско-израильских отношениях. Помимо экономических последствий важны и дипломатические. Так, представитель посольства КНР в Израиле Дай Юминь использовал неуместное сравнение с Холокостом. По словам дипломата, сказанным в беседе с израильскими журналистами, Китай открывал двери для евреев «в самые темные дни истории человечества», в то время как Израиль в сложившихся обстоятельствах, наоборот, стремиться отгородиться. Данное сравнение, разумеется, было воспринято как некорректное, особенно принимая во внимание мероприятия, посвященные 75-летию освобождения Освенцима. В этой связи послу Китая в Израиле пришлось принести официальные извинения.

Завершая эту тему следует отметить ещё один момент, а именно то, что американские СМИ в ответ на конспирологическую теорию, что за разработкой вируса стоят спецслужбы США, придумали свою, в корне противоположную, возлагающую ответственность на сам Китай. При этом в американских изданиях она разошлась со ссылкой на израильского эксперта Д.Шохама, в прошлом сотрудника разведки, а теперь аналитика центра BESA и приглашенного Эксперта Institute for Defence Studies and Analysis (IDSA). Последний расположен в Индии. С одной стороны, это способствует вовлечению Израиля в ситуацию на стороне США. А с другой стороны, ничему никого всерьёз не обязывает.

Наконец, нестабильность на китайско-израильском треке может быть связана и с обнародованием Вашингтоном «сделки века». В частности, израильские обозреватели отмечают, что, говоря о сторонниках защиты палестинских интересов на международной арене, М.Аббас в числе прочего упоминает и КНР. Несмотря на то, что ранее Пекин не выразил заинтересованности всерьез вмешаться в процесс мирного урегулирования, чего пытался добиться глава ПНА, в рамках ООН, Китай высказывается за реализацию принципа двух государств для двух народов, а также учет Арабской мирной инициативы. Последняя в «сделке века» фигурирует, но не как один из базовых элементов мирного процесса, который должен быть учтен, а в качестве демонстрации положительных достижений Саудовской Аравии,  а  также как иллюстрация возможности привлечь региональных лидеров к решению проблемы.  Таким образом, как минимум косвенно, Израиль и Китай рискуют оказаться по разные стороны в этом споре.

В целом, США не изменили своих базовых установок в отношении китайско-израильских отношений. Однако обсуждение стратегических рисков, создаваемых контактами Иерусалима и Пекина для американо-израильского сотрудничества, судя по всему, имело меньший успех, нежели сторонние факторы, спровоцированные борьбой с эпидемией коронавируса, что привело к ограничению интернет-торговли и небольшому дипломатическому спору. Пока набор такого рода аспектов не критичен для того, чтобы заметно трансформировать характер китайско-израильских отношений в худшую сторону, хотя в целом подобная перспектива не исключена при умелом использовании ситуации американской администрацией. А последняя, судя из заявлений  Д.Шенкера, сохраняет заинтересованность в большей вовлеченности Израиля в реализацию своей линии на китайском направлении.

53.19MB | MySQL:103 | 0,467sec