Доклад SETA «Радар безопасности: Геополитический ландшафт Турции 2020 года». Часть 4

В нашей последней статье о докладе SETA «Радар безопасности: Геополитический ландшафт Турции 2020 года» представим главу под заголовком «Отношения Турции и России: дальнейшее углубление двусторонних отношений»  Как мы отмечали ранее, все формулировки, использованные в статье, взяты из доклада, и могут не отражать нашу авторскую позицию.

Итоги 2019 года таковы:

  • Президент Турции Р.Т.Эрдоган и президент России В.В.Путин 22 октября в Сочи подписали меморандума о взаимопонимании, согласно которому полностью выводятся СНС с турецко-сирийской границы на глубину 10 км в рамках мониторинга Турции и России будут проводиться совместное патрулирование.
  • Эрдоган посетил Международный авиационно-космический салон МАКС-2019 в Москве 27 августа, где президент Путин продемонстрировал российский реактивный самолет Су-57 пятого поколения, а также пассажирский самолет МС-21-300.
  • В начале декабря министр обороны Турции Хулуси Акар объявил, что турецкая сторона ведет переговоры со своими российскими коллегами о потенциальной покупке второй партии С-400.

Сирия самая важная проблема в отношениях между Турцией и Россией. В вопросе Сирии существует несколько аспектов — Идлиб, Астанинский процесс и операция «Источник мира». Статус Идлиба был установлен соглашением, достигнутым обеими сторонами в Сочи в сентябре 2018 года. Однако это соглашение нестабильное, поскольку Россия иногда помогает сирийскому режиму нарушать режим прекращения огня. Многие воздушные и наземные нападения были зафиксированы в период с апреля по июль 2019 года под предлогом присутствия «террористов» в Идлибе. В рамках этих нападений сирийского режима оппозиционные силы в Идлибе в 2019 году потеряли значительные территории, включая крупные города на севере Хамы и на юге Идлиба, что привело к большому числу временно перемещенных лиц.

Операция «Источник мира» стала самым значимым событием в сирийской политике Турции в 2019 году. Несмотря на то, что отношение России к военной операции не было антагонистическим, как отношение правительств США и Европы, тем не менее, это не означает, что Турция и Россия имеют одинаковое виденье отношений с СНС и зоны безопасности на севере Сирии. Россия просто выразила свое сочувствие действиям Турции и возложила вину за последствия на США.

Сфера обороны, самая стратегическая часть турецко-российских отношений, которая  материализовалась покупкой систем ПВО С-400. Поставка системы в Турцию была полностью завершена в середине сентября 2019 года, а обучение турецкого персонала российскими специалистами по эксплуатации системы все еще продолжается. Кроме того, сотрудничество в области обороны, не ограничивается лишь поставками систем С-400. Как подтвердил министр обороны Турции Хулуси Акар, Турция в настоящее время ведет переговоры с Россией о потенциальной покупке второй партии С-400, а глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев заявил, что сделка, возможно, состоится в первой половине 2020 года. Однако на этот раз Турция стремится к получению технологий, совместному производству и экспорту, развитию технологий и модернизации, а не просто покупке. Кроме того, и президент Эрдоган, и министр иностранных дел Чавушоглу указали на намерение Турции приобрести российские современные военные самолеты, такие как Су-35 и Су-57, если США окончательно решат не передавать самолеты F-35 Турции.

Как будут развиваться события в 2020 году

Сирия будет оставаться главной проблемой между Турцией и Россией в 2020 году, особенно в вопросах Сочинского меморандума и Идлиба. Хотя контакты на высоком уровне между президентами, министрами иностранных дел, министрами обороны и руководителями штабов продолжаются, полный вывод СНС из районов, согласованных Турцией и Россией, еще не осуществлен. В 2020 году между двумя странами контакты высокого уровня будут поддерживаться, с целью обеспечить полный вывод СНС. Тем не менее, отношения могут перерости в кризис, если российская сторона не выполнит свои обязательства. Россия будет пытаться найти золотую середину, ища пути примирения сирийского режима с СНС и даже интегрирую СНС в ряды режима. Это вызовет недовольство и разочарование со стороны Турции, и в этом случае Анкара предпочтет возобновить военную операцию «Источник мира» с целью расширения территорий на западе и востоке.

Энергетическое сотрудничество будет продолжено в 2020 году между Турцией и Россией без сбоев. Энергетика, возможно, является самой стабильной областью сотрудничества между Турцией и Россией. Эта сфера почти не невосприимчива к кризисам, которые время от времени влияют на двусторонние отношения. Хотя Россия прибегла ко многим жестким мерам после того, как ее самолет был сбит Вооруженными силами Турции, крупные энергетические проекты, такие как АЭС «Аккую» и «Турецкий поток» не входили в их число, и соответствующие энергетические процессы были должным образом поддержаны. Эта модель будет сохраняться в течение 2020 года.

Оборонное сотрудничество между Турцией и Россией будет продолжаться и в 2020 году, по крайней мере, в форме поддержания существующих оборонных связей, таких как подготовка турецкого персонала российскими специалистами для эксплуатации системы ПВО С-400. С другой стороны, перспектива покупки второй партии С-400 будет зависеть от того, насколько Россия готова поделиться технологиями и совместным производством системы. Россия согласится на частичную передачу технологий Турции, а не на полное совместное предприятие. Также вероятно, что Турция закупит у России другие системы ПВО, такие как системы противовоздушной обороны средней дальности, чтобы усилить свою противовоздушную оборону путем дополнения С-400. С другой стороны, перспектива покупки российских самолетов, таких как Су-35 и Су-57, зависит от реакции США на поставку самолетов F-35 Турции. Если США вообще исключат поставки, Турция серьезно вступит в переговоры с Россией о возможной покупке определенного количества Су-35. Однако следует отметить, что Турция будет с меньшим энтузиазмом относиться к покупке российских самолетов, чем к покупке системы С-400, поскольку в отличие от С-400, первая требует длительного периода обучения и адаптации турецких пилотов, а также других связанных с этим затрат.

52.16MB | MySQL:103 | 0,464sec