Миграционная политика Б.Нетаньяху в свете подготовки к выборам в Кнессет

Одним из последствий встречи главы израильского правительства Б.Нетаньяху с суданским лидером Абдель-Фаттахом аль-Бурханом может являться перспектива решения проблемы более 6 тыс. суданцев, рассматриваемых Израилем в качестве нелегальных инфильтрантов. При этом речь идет не о перспективах достижения какого-либо конкретного соглашения по данному вопросу, а самом факте контактов двух стран. В частности, т.н. нормализация свидетельствует, что возвращенные суданцы не будут подвергаться на родине уголовному преследованию. Это, в свою очередь, означает, что правительство Б.Нетаньяху может осуществить их отправку в страну, не опасаясь резкой критики правозащитных организаций.

Особое значение  вопрос имеет для выходцев из Дарфура. Точное их количество в Израиле неизвестно, хотя руководитель НКО Israeli Immigration Policy Center Й.Якубович, согласно цитатам в СМИ, полагает, что их все же меньшинство. Вместе с тем именно они в первую очередь рассчитывают на получение официального статуса беженца, предоставление которого в Израиле хотят если не избежать, то максимально замедлить, надеясь найти иное решение. В настоящий момент в Израиле уже используется в качестве аргумента то, что такие действия правомерны, учитывая практику  ряда европейских государств, которые высылают выходцев из Дарфура в Судан. Вместе с тем на текущей неделе правительство Германии объявило, что намерено продлить миссии Бундесвера в Судане и Южном Судане. А это означает, что обстановку в стране нельзя считать полностью безопасной для проживания людей.

Эксперты обращают внимание на то, что в прошлых избирательных кампаниях вопрос миграционной политики не поднимался. Более того, на фоне политического кризиса ослабло и стремление остающегося у власти правительства добиться решения проблемы просителей убежища. Вместе с тем очевидно, что тема актуальна для избирателей, особенно в Тель-Авиве, с чем жители города неоднократно обращались к премьер-министру, в том числе во время его визитов в город. Тель-Авив в контексте предстоящего в марте голосования имеет значение для Ликуда по двум причинам. С одной стороны, там наблюдался спад общей явки, что в целом опасно, особенно в связи с активной агитационной кампанией арабских партий. С другой стороны, победу в городе одержали конкуренты из «Кахоль-лаван». Причем там партии удалось набрать более 40 % голосов, в то время как блок Б.Нетаньяху приблизился к 20 %. В нынешних условиях Ликуд  рискует ухудшить свое положение по итогам подсчета голосов в городе, а как следствие, и в стране в целом из-за недовольства договором об усыновлении с Россией, который не учитывает ЛГБТ-пары, в то время как этот факт пытается использовать «Кахоль-лаван». Данная тема также важна в контексте борьбы за голоса именно в Тель-Авиве.

На контрасте интерес партии и лично премьер-министра связан с общиной эфиопских евреев фалашмура. Для них разработан план переезда в Израиль порядка 60 семей (около 400 человек) с целью воссоединения с родственниками уже проживающими в государстве. В СМИ сообщается, что за инициативой стоял лично Б.Нетаньяху. В настоящее время проект находится на рассмотрении министерства юстиции. При этом в ряде источников указывается, что прибыть они должны до мартовских выборов. Помимо этого в рамках улучшения имиджа партии предполагается работа комиссии, которая будет изучать статистику действий полиции в отношении насилия в эфиопском секторе.

Наконец, на периферии остаются сообщения о ситуации с общиной индийских евреев Бней-Менаше, которые также хотели бы переехать в Израиль. Вопрос о них широко обсуждается с 2012 г. и несколько раз был включен в повестку для встреч Б.Нетаньяху с контрпартнером из Индии Н.Моди. Вместе с тем на фоне выборов и всего миграционного курса Ликуд фигурирует лишь их запрос на переезд без реакции правительства, да и Нью-Дели не фигурирует в качестве важного для посещения пункта в контексте предвыборной борьбы. Впрочем, изредка Б.Нетаньяху все же вспоминает о стране в своих социальных сетях, но вне контекста запросов Бней-Менаше, которые на выборах серьезно изменить расклад, на его взгляд, судя по всему, не смогут.

В целом предвыборная программа партии Б.Нетаньяху строится на том, чтобы привлечь дополнительные голоса, не случайно одним из ее хедлайнов оказался тезис о 200 тыс. голосов, которых партии не хватает для победы. Набирать их планируется за счет колеблющихся избирателей из правого лагеря, а также секторов электората, ранее не охваченных Ликудом. В этой связи к выходцам из СССР/СНГ добавился эфиопский сегмент. Помимо этого, значение имеет работа с обращениями населения конкретных городов, особенно тех, где партия главы правительства уступила конкурентам. В этой связи особую роль приобретает Тель-Авив, среди запросов жителей которого решение проблемы инфильтрантов. Надо отметить, что организации, борющиеся за права мигрантов, позиции Ликуд серьезно ухудшить не смогут, поскольку целевую аудиторию партии не составляют, а конкурентов Б.Нетаньяху эта тема всерьез не заботит. А вот НКО, подобные Israeli Immigration Policy Center, в целом могут дать, как минимум, дополнительный шанс для распространения идей партии, среди тех, кого они могут интересовать.

С одной стороны, такой поворот предвыборной платформы можно считать удачным, поскольку Ликуд таким образом отрывается от «Кахоль-лаван», чьи лидеры по-прежнему сосредоточены на проблемах безопасности и попытке показать несостоятельность Б.Нетаньяху. С другой стороны, обращение к теме насилия в эфиопском секторе и реакции полиции, которую зачастую считают непропорциональной, актуализирует ту же тему для израильских арабов. И если партия не будет проводить аналогичную кампанию в этой среде, она рискует усилить Объединенный арабский список. Особую опасность развертыванию дискуссии здесь придают и заявления главы ПНА М.Аббаса, упрекающего Б.Нетаньяху в том, что для поддержки своих политических устремлений он намеренно привозит в Израиль «русских» и эфиопов.

52.25MB | MySQL:103 | 0,539sec