Ирак вступил в четвертый месяц массовых социально-политических протестов, участники которых требуют изменения политической системы, основанной на партийных и конфессиональных квотах, а также искоренения коррупции. Одновременно с осложнением внутриполитической ситуации Ирак оказался в эпицентре ирано-американского противостояния после убийства 3 января командующего спецназом «Аль-Кудс» КСИР генерала Касема Сулеймани и одного из руководителей шиитских вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби» Абу Махди аль-Мухандиса. Ответные меры иранской стороны, в том числе ракетные удары по военной базе Айн аль-Асад и аэродрому в Эрбиле, грозят превратить это ближневосточное государство в площадку для прокси-войны между США и ИРИ. Такое развитие событий категорически не устраивает значительную часть иракской политической элиты, стремящейся сохранить партнерские отношения как с Тегераном, так и с Вашингтоном. В то же время полевые командиры «Аль-Хашд аш-Шааби» и связанный с ним парламентский блок «Фатах», а также некоторые другие шиитские партии полны решимости вывести из Ирака американские войска, рассматривая американское военное присутствие в качестве угрозы суверенитету страны.
Правительственный кризис, начавшийся в конце ноября 2019 года отставкой правительства Аделя Абдель Махди, разрешился 2 февраля назначением премьер-министра, которому президент Ирака Бархам Салех поручил сформировать новый кабинет. Новым главой иракского правительства стал Мухаммед Тауфик Алауи. Новый премьер является представителем шиитской аристократии, двоюродным братом лидера блока «Аль-Иракийя» Айяда Алауи. Биография последнего настолько примечательна, что заслуживает отдельного рассмотрения. В молодости А.Алауи был убежденным сторонником баасистских идей. В 1962-1970 годах, будучи студентом медицинского института в Багдаде, одновременно был боевиком молодежной организации Баас. В 1970-1978 годах будущий диссидент был кадровым сотрудником мухабарата, главной из баасистских спецслужб. При этом, в 1973-1978 годах он находился в Лондоне, где под дипломатическим прикрытием занимался ликвидацией антисаддамовских диссидентов. В конце 1970-х годов Алауи, будучи сторонником левой фракции Баас, разгромленной С.Хусейном в 1979 году, стал невозвращенцем. В декабре 1990 года А.Алауи вместе с бывшим послом Ирака при ООН в 1970-1982 годах Омаром Али аль-Тикрити организовал в Лондоне эмигрантскую антибаасистскую организацию Иракское национальное согласие («Аль-Вифак»). В 1992 году А.Алауи завязывает тесные контакты с ЦРУ США и британской спецслужбой МИ-6. Позже к ним добавляются тесные отношения с саудовскими спецслужбами. В 2004 году А. Аллауи возглавлял временное правительство Ирака.
В отличие от своего родственника Мухаммед Тауфик Аллауи всегда занимал подчеркнуто нейтральную позицию. В годы диктатуры Саддама Хусейна он жил в эмиграции в Великобритании, но не находился на содержании у западных спецслужб. Одновременно даже политические противники не могут упрекнуть его в тесном сотрудничестве с иранцами. Он был министром связи в правительстве Нури аль-Малики, но дважды в 2005 и в 2010 годах подавал в отставку в знак протеста против «сектантской повестки и политического вмешательства в работу его министерства». В другое время такой кандидат идеально подходил бы для Вашингтона, но в нынешний этап вносит свои корректировки.
Основными внутриполитическими силами в Ираке в настоящее время являются проиранские шииты, независимые шииты, курды, сунниты и народное протестное движение. Кроме проиранских шиитов все остальные политические силы стремятся к тому, чтобы сохранить баланс отношений с Ираном и США. При этом все они кроме, пожалуй, курдов, позиционируют себя в качестве патриотов независимого Ирака и против безусловного доминирования Ирана в интересах вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби» и выражающего их политические настроения парламентского блока «Фатах».
Несмотря на пожелания «Аль-Хашд аш-Шааби» президент Ирака Бархам Салех 22 января на международном экономическом форуме в Давосе встретился и провел переговоры с президентом США Дональдом Трампом о развитии стратегических отношений между двумя странами. По мнению ряда иракских наблюдателей, это свидетельствует о том, что Салех является сторонником сохранения американского военного присутствия в стране. Бархам Салех на переговорах с американцами отметил: «У нас немало общих интересов: борьба против экстремизма; стабильность в соседних с Ираком странах; суверенный стабильный Ирак, находящийся в хороших отношениях с соседями и с Соединенными Штатами». В свою очередь Трамп по итогам переговоров сказал: «Мы обсудили многие различные вопросы. Им (иракцам) нравится то, что мы делаем, и они нравятся нам. У нас должны быть хорошие отношения».
Позволим усомниться в том, что иракцам на данном этапе нравится то, что делает Вашингтон, используя иракскую территорию для ударов по своим противникам. В то же время в нынешнем поведении команды Трампа просматривается желание исправить последствия своего неуклюжего поведения в начале января и прийти к деэскалации напряженности. Американцы стараются успокоить Багдад, внушив ему, что не собираются превращать Ирак в поле их битвы с Ираном. Дональд Трамп, стараясь успокоить иракцев, заверил: «Мы довели количество наших военных в Ираке до исторического минимума: пять тысяч человек, и посмотрим, что будет дальше». Речь Салеха в Давосе была хорошо подготовлена с тем, чтобы соблюсти баланс между интересами Ирана, США и различных иракских политических сил. Он, в частности, отметил: «Мы ищем хороших отношений со всеми сторонами. Мы не хотим быть вовлеченными в конфликты, которые были начаты не нами. Ни одна сторона не может указывать нам, с кем мы должны развивать отношения, и не в наших интересах выбирать одного союзника в ущерб другому». Последнее высказывание было инвективой в адрес американцев, побуждающих Багдад сворачивать экономическое сотрудничество с Ираном.
Необходимо отметить, что проиранские политики Ирака не только остро критиковали Б.Салеха за переговоры с Д.Трампом, но и еще до встречи предостерегали от нее. Один из руководителей «Катаиб Хизбалла» написал в своем Твиттере: «Мы убеждаем Бархама Салеха не встречаться с Трампом и дикой толпой, которая его окружает. Если он встретится с ним, это будет негативно воспринято иракцами». Позже этот политик добавил: «Если он (президент Б.Салех — авт) все-таки встретится, мы скажем ему, что ему нежелательно возвращаться и публика потребует его отставки». Сурово осудили президента за его встречу с Трампом известный депутат парламента от фракции «Садикун» («Искренние» — выражает интересы шиитской милиции «Асаиб ахль аль-Хакк») Хасан Салем и бывший министр внутренних дел Мухаммед аль-Гадбан из организации «Бадр». Советник Б.Салеха Ахмед аль-Ясири, близкий к «Аль-Хашд аш-Шааби» после этих переговоров подал в отставку.