Доклад американских экспертов о торговле людьми в Судане

По данным базирующегося в США Африканского центра исследований проблем правосудия и мира (Тhe US-based African Centre for Justice and Peace Studies, или ACJPS), Судан пока не достиг ощутимого прогресса в борьбе с торговлей людьми. Ему также следует прекратить относиться к жертвам как к преступникам. В своем докладе «Судан: переходное правительство должно принять эффективный и ориентированный на жертвы подход к борьбе с торговлей людьми» (Sudan: The Transitional government must adopt an effective and victim centered approach to combat trafficking in persons) Африканский центр исследований проблем правосудия и мира сообщает о том, что, несмотря на то, что Хартум ратифицировал и внедрил протокол ООН о торговле людьми еще в 2014 году, это не улучшило ситуацию в сфере борьбе с торговлей людьми[i].    Переходное правительство Судана, как подчеркивается в докладе, должно укрепить правопорядок в стране, с тем, чтобы расследования подобных случаев было эффективным и приводило к арестам виновных и их судебному преследованию.

Миллионы людей в Хартуме подвергаются риску торговли людьми, в том числе беженцы, просители убежища и мигранты из стран Африканского Рога, особенно молодежь из Эритреи, спасающаяся от призыва на военную службу, и эфиопы, спасающиеся от бесконечных междоусобных конфликтов и нищеты. Это в дополнение к тысячам суданских молодых людей, которые не видят никаких перспектив в Судане из-за ухудшения экономических условий и высокого уровня безработицы, и вместо этого предпочитают мигрировать в Европу и страны Персидского залива в поисках лучшей жизни. По данным Международной организации по миграции на 2019 год, Судан был на пятом месте среди  африканских стран с наибольшим количеством людей, эмигрирующих за рубеж.

В докладе о торговле людьми за 2019 год (USDOS – US Department of State: 2019 Trafficking in Persons Report: Sudan), который был представлен Государственным департаментом США, указывается, что эритрейцы представляют собой самое большое число жертв торговли людьми в Судане, причем главным образом на востоке страны, в результате действий торговцев людьми, которые ориентированы на постоянный приток беженцев и просителей убежища[ii]. В частности, в докладе указывается, что суданские торговцы людьми вынуждают эфиопских женщин работать в частных домах в качестве прислуги и заниматься проституцией в Хартуме и других городах Судана, манипулируя долгами и другими формами принуждения, в то время как сомалийцы представляют собой значительную часть незаконно ввезенных лиц, которые становятся или могут стать жертвами торговли людьми.

В докладе также отмечается, что некоторые представители военного ведомства Судана  принудительно завербовывали несовершеннолетних молодых людей и предоставляли им поддельные документы для того, чтобы затем переправлять их воевать в качестве комбатантов в Йемен. В июне 2019 года Африканский центр исследований проблем правосудия и мира опубликовал доклад об участии военных несовершеннолетнего возраста в жестоком разгоне сидячих забастовок мирных демонстрантов, выступающих за демократию, в Хартуме. Большинство из них были одеты в форму суданских Сил быстрого реагирования, которые также обвиняются в грубых нарушениях прав человека в отношении гражданского населения в Дарфуре. Напомним, что статья 14 Закона «О суданских вооруженных силах» запрещает вербовку несовершеннолетних в качестве комбатантов.

На характер торговли людьми в Судане в значительной степени влияет географическое положение страны, которое обеспечивает ключевую дорогу как для регулярных, так и для нерегулярных мигрантов, особенно на Ближний Восток и в Европу. Дарфур по-прежнему является предпочтительным маршрутом для суданцев и мигрантов, пытающихся добраться через Ливию в Европу, поскольку сохраняющаяся нестабильность в регионе позволяет торговцам людьми действовать безнаказанно.

Усилия правительства Судана по борьбе с торговлей людьми

Судан является участником протокола ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. На национальном уровне Судан в 2014 году принял закон «О борьбе с торговлей людьми» (закон «О торговле людьми»), который криминализирует большинство форм торговли людьми и предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 3-х лет до пожизненного заключения и смертной казни. Однако этот закон подвергся критике за то, что он не предусматривает уголовной ответственности за торговлю детьми в целях сексуальной эксплуатации, когда нет очевидных доказательств их принуждения. Закон «О торговле людьми» также предусматривает уголовную ответственность за сексуальную эксплуатацию, но не определяет, что конкретно может считаться эксплуатацией.

Хотя торговля людьми попирает основные права человека на свободную жизнь и человеческое достоинство, коверкая судьбы людей, это преступление в Судане не относят к «наиболее тяжким преступлениям» и не выносят по нему смертный приговор. Смертная казнь, предусмотренная в статье 9 Закона «О торговле людьми», нарушает право на жизнь, предусмотренное в региональных и международных договорах о правах человека, ратифицированных Суданом. Закон «О торговле людьми» предусматривает создание Национальной комиссии по борьбе с торговлей людьми (Тhe National Commission on Combating Human Trafficking или NCCHT), которая является высшим органом по решению этой проблемы. NCCHT было поручено разработать национальную стратегию по устранению причин торговли людьми. В ноябре 2017 года  она приступил к осуществлению первого в Судане «Национального плана действий по борьбе с торговлей людьми». Согласно информации   Африканского центра исследований проблем правосудия и мира, на данный момент существует нехватка ресурсов, необходимых для обеспечения успешного претворения в жизнь этого плана действий. Необходимо, чтобы переходное правительство Судана  могло выделять достаточно ресурсов на осуществление мер, направленных на повышение эффективности деятельности NCCHT.

Африканский центр исследований проблем правосудия и мира также сообщает о том, что согласно их наблюдениям за деятельностью суданских судов, уровень судебного преследования подозреваемых в торговле людьми все еще остается низким. Например, в период с июля по сентябрь 2019 года официально было зарегистрировано всего 7 случаев торговли людьми (хотя на деле таких случаев гораздо больше). Как замечается в докладе, низкий уровень судебного преследования может быть связан с отсутствием знаний о преступлении торговли людьми среди сотрудников правоохранительных органов, которые часто путают преступление торговли людьми с незаконным ввозом людей, незаконной миграцией и похищением людей. Во-вторых, иностранные жертвы обычно имеют желание покинуть Судан как можно скорее, особенно те, кто находится на пути в Европу или на Ближний Восток, и поэтому не хотят ждать судебных разбирательств.

В 2019 году правительство Судана сообщило о том, что в соответствии с законом о борьбе с торговлей людьми (от 2014 года) в 2019 году были осуждены 45 торговцев людьми. В 2018 году Управление уголовного розыска совместно с Интерполом арестовали подозреваемых в торговле людьми в Хартуме. Однако власти страны не представили никакой дальнейшей информации о результатах этого ареста. К тому же, как отмечает Африканский центр исследований проблем правосудия и мира, эти попытки остановить торговлю людьми в стране наткнулись на еще одну проблему: коррупцию правоохранительных органов Хартума. Бывшее правительство не преследовало и не арестовывало тех сотрудников полиции и пограничной службы, которые содействовали похищению мигрантов, и за денежное вознаграждение разрешали перевозить потенциальных жертв через контрольно-пропускные пункты безопасности или международные границы без каких-либо проблем. В отчете о своем мониторинге Африканский центр исследований проблем правосудия и мира указывается, что торговцы людьми дают взятки сотрудникам пограничной службы, чтобы избежать своего ареста.

Что же касается защиты жертв торговли людьми, то в 2018 году финансируемый правительством институт судебных и правовых наук разработал и распространил стандартные оперативные процедуры для оказания помощи правоохранительным органам, прокурорам и судебным органам в выявлении детей-жертв торговли людьми. К сожалению, усилия правительства по обеспечению их защиты действительно сталкиваются с финансовыми трудностями, но суть проблемы заключается в том, что власти зачастую рассматривают самих жертв как преступников. Мониторинг Африканского центра исследований проблем правосудия и мира  показывает, что сотрудники правоохранительных органов в Судане часто арестовывают жертв торговли людьми наряду с теми, кто действительно виновен, что противоречит положениям «Закона о борьбе с торговлей людьми» от 2014 года[iii]. Они также наказываются за незаконные действия, совершенные непосредственно в результате торговли людьми (например, за проституцию или участие в незаконных военных формированиях – авт.). Жертвы, не имеющие суданского гражданства, заключаются в тюрьмы, их штрафуют за незаконные действия и подвергают депортации в соответствии с иммиграционными законами за якобы «незаконный въезд» в страну. Из-за этого жертвы принудительной проституции, мигранты и беженцы просто боятся сообщать властям о преступлениях, связанных с торговлей людьми.

В связи с незаконным характером торговли людьми и ограниченным вниманием местного населения точные данные по Судану трудно получить. Наиболее полная информация, имеющаяся в настоящее время, поступает от Государственного департамента США, который причисляет Судан к числу стран, правительство которых не в полной мере содействует искоренению такого явления, как торговля людьми. Африканский центр подчеркивает, что сотрудники Службы безопасности Хартума в некоторых случаях даже угрожали арестом журналистам и правозащитникам, если они будут продолжать собирать данные о жертвах и правонарушителях. Полицейские участки и суды представили некоторые данные о торговле людьми в Судане, но их явно недостаточно для составления полной картины о том, что происходит на самом деле.

Какие же меры следует принять переходному правительству Судана (по мнению  Африканского центра исследований проблем правосудия и мира)?

Внести поправки в закон о борьбе с торговлей людьми 2014 года с целью криминализации торговли детьми в целях сексуальной эксплуатации в отсутствие принуждения и дать четкое определение термину «эксплуатация»;

— Обеспечить, чтобы жертвы не подвергались наказанию со стороны властей за незаконные действия, совершенные непосредственно в результате торговли людьми;

— Практическое применение закона «О борьбе с торговлей людьми» в целях содействия активизации усилий по судебному преследованию и осуждению торговцев людьми и соучастников подобного рода  преступлений, а именно определение разницы между теми, кто несет ответственность за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации, и теми, кто занимается незаконным ввозом мигрантов или похищением людей;

— Активизировать усилия по расследованию, судебному преследованию и осуждению должностных лиц, причастных к вербовке и использованию несовершеннолетних в качестве комбатантов, а также прекратить вербовку и их использование во всех военных службах Судана;

— Повысить уровень подготовки сотрудников органов безопасности и разработать единую систему сбора данных и управления информацией в сотрудничестве с международными организациями для более эффективной организации деятельности правоохранительных органов Судана в этом вопросе.

[i] http://www.acjps.org/sudan-the-transitional-government-must-adopt-an-effective-and-victim-centered-approach-to-combat-trafficking-in-persons/

[ii] https://www.ecoi.net/en/document/2010912.html USDOS – US Department of State Annual report on trafficking in persons (covering April 2018 to March 2019): Sudan

Original link: https://www.state.gov/reports/2019-trafficking-in-persons-report-2/sudan/

[iii] https://www.dabangasudan.org/en/all-news/article/sudan-government-must-do-more-to-combat-human-trafficking

52.25MB | MySQL:103 | 0,473sec