О третьих внеочередных парламентских выборах в Израиле. Часть 13

ЦИК вновь проиграл в БАГАЦе

Практически постоянно, после подачи партийных списков кандидатов на выборы в Кнессет, в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) поступают практически одни и те же запросы на запрет участия в выборах от противников одних и тех же партий, обычно находящихся на противоположных полюсах израильской политики. Так на досрочных выборах состоявшихся четыре месяца назад ультралевая партия МЕРЕЦ требовала запретить участие в выборах ультраправому списку «Оцма иегудит», утверждая, что речь идет о движении, пропагандирующем расизм и насилие. «Оцма иегудит», в свою очередь, требовала запретить Объединенному арабскому списку участвовать в выборах, мотивируя это тем, что кандидаты от этого списка встречались с террористами. В итоге обе партии, с частичными ограничениями были допущены к выборам.

На нынешних выборах ситуация практически повторилось, с небольшими изменениями. Так после регистрации подданых списков 15 января, уже 29 января, ЦИК рассмотрела апелляции, поданные против участия различных депутатов и предвыборных списков.

Так партия НДИ, а также депутат Кнессета Офир Кац потребовали запретить участвовать в выборах депутату от Объединенного арабского списка Хибе Язбек, которая в прошлом высказывала поддержку действиям террористов. Депутат Кнессета Ицик Шмули (Авода) требовал отстранить от выборов партию «Мишпат цедек» во главе с Ларисой Амир, а «Оцма иегудит» требовал запретить баллотироваться Объединенному арабскому списку.

Стоит иметь в виду, что ЦИК в Израиле, это не постоянно действующий орган, он формируется в течение 60 дней с момента начала работы очередного созыва Кнессета. В состав ЦИК входят 37 членов, назначаемых фракциями Кнессета пропорционально количеству полученных мандатов. Председатель комиссии назначается Верховным судом Израиля из числа входящих в него судей. Срок полномочий очередного состава ЦИК истекает в момент утверждения нового состава Кнессета. В полномочия ЦИК входят все вопросы, связанные с организацией парламентских выборов, включая порядок голосования, количество и расположение избирательных участков, допуск партий и отдельных кандидатов к участию в выборах, подсчет голосов, публикацию результатов выборов и выдачу мандатов избранным депутатам Кнессета.

В этой связи ЦИК более чем политизированный орган, решения которого, в основном принимаются исходя и политических пристрастий депутатов Кнессета последнего созыва. Поэтому и в этот раз, рассмотрев все поданные запросы, ЦИК удовлетворил их частично, путем голосования части своих членов.

Так ЦИК наложила запрет на участие депутата Кнессета Хибы Язбек (Объединенный арабский список) в выборах в Кнессет 23-го созыва. 27 членов комиссии голосовали за, 7 – против. Это решение было принято вопреки мнению юридического советника правительства Авихая Мандельблита, считавшего, что нет достаточных оснований для ее отстранения от выборов.

ЦИК так же запретил партии «Мишпат цедек» баллотироваться в Кнессет. 13 представителей левоцентристских партий проголосовали тогда за запрет, остальные участники комиссии в основном отсутствовали в зале заседания. Инициатива отстранить партию Ларисы Амир (жену Игаля Амира, осужденного на пожизненное заключение за убийство премьер-министра Израиля Ицхака Рабина) от выборов принадлежала партии Авода.

Это решение ЦИК также противоречило позиции юридического советника правительства Авихая Мандельблита, который пришел к выводу, что нет оснований для отстранения партии от выборов. По его словам, даже если некоторые из высказываний активистов партии являются возмутительными, особенно после убийства премьер-министра Ицхака Рабина, это не является достаточным основанием для их отстранения от выборов.

Комментируя решение ЦИК, Лариса Амир написала в своем Facebook: «Мерзко, но зато наглядно: все правые и религиозные трусливо сбежали с голосования по поводу запрета нашей партии, оставив решение в руках левого меньшинства. Против нас проголосовали 13 из 35 членов Кнессета: Авода, «Кахоль-лаван» и НДИ, в то время как представители Ликуда, «Ямины» и харедимных партий прогуливались в лобби. Ничего нового: все решения у нас принимаются левыми, а правые потом жалуются, что их преследуют и не дают приблизиться к власти. С 1977 года народ выбирает правых, а получает… Вы спросите, почему? Нам нечего ожидать от так называемого «национально-религиозного лагеря», кроме очередного предательства. Поэтому нам и пришлось создать свою партию. Разумеется, мы не собираемся сдаваться. Продолжим в БАГАЦе. Даже юридическому советнику правительства пришлось признать, что для запрета нашей партии нет ни одного формального повода. А попытки замалчивания только показывают, что им есть чего бояться».

Как правила практически все решения ЦИК утвердившего то или иное требование об отстранении от участия в выборах, автоматически передаются на рассмотрение Высшего суда справедливости (БАГАЦ). При этом в большинстве случаев не менее политизированный БАГАЦ, чаще всего имеет свое, отличное от ЦИК  мнение и как правило отклоняет все его решения об отстранении, что в принципе и произошло и в этот раз.

Так 9 февраля, судьи БАГАЦа большинством голосом приняли решение разрешить Хибе Язбек из Объединенного арабского списка участвовать в выборах. Это решение поддержали пятеро судей, против были четверо.

Требование отстранить Хибу Язбек от выборов было выдвинуто фракцией «Наш дом — Израиль» и депутатом Офиром Кацем (Ликуд) в связи с тем, что она публично выражала солидарность с «героями сопротивления» Далаль Муграби (убитой в марте 1978 года во время организованной ею террористической атаки в Тель-Авиве, жертвами которой стали 38 израильтян, включая 13 детей) и Самиром Кунтаром (участником террористического нападения в апреле 1979 года в Нагарии, жертвами которого стали пять израильтян, включая двух детей; ликвидированного в декабре 2015 года в Сирии). Сама Язбек утверждала, что не поддерживает террор, что не мешает ей считать Муграби и Кунтара «героями палестинского сопротивления».

Юридический советник Авихай Мандельблит заявил Верховному суду, что ее слова могут быть истолкованы по-разному. По его словам, их можно рассматривать как идею Израиля как «государства всех граждан». Кроме того, её заявления не достигли «критической массы», которая бы не позволила кому-либо баллотироваться. Председатель БАГАЦа Эстер Хают отметил, что невозможно доказать, что заявления Язбек поддерживают вооруженный конфликт против Государства Израиль и на этом основании оставил ее в списках кандидатов.

В тот же день БАГАЦ огласили свое решение относительно участия партии «Мишпат цедек» во главе с Ларисой Амир в выборах в Кнессет 23-го созыва. Единогласно судьи проголосовали за то, чтобы допустить партию до участия в выборах.

После решения БАГАЦа ЦИК тем не менее удовлетворил иск депутата Кнессета Ицика Шмули (Авода — «Гешер» — МЕРЕЦ) и запретил партии «Мишпат цедек» использовать в своем названии выражение «За свободу Игаля Амира». В ходе заседания Ицик Шмули заявил: «Несмотря на то, что Центризбирком разрешил этой партии баллотироваться, нельзя допустить, чтобы имя убийцы фигурировало на миллионах бюллетеней и загрязняло бы демократический процесс». После длительного обсуждения иск Шмули был удовлетворен.

Таким образом, партия «Мишпат цедек», ратующая за реформу в юридической сфере и за освобождение Игаля Амира, будет баллотироваться. Стоит отметить, что за партию Ларисы Амир не вступились ни Ликуд, ни религиозные сионисты, ни ультраортодоксы – возможно, из опасений, что она «отъест» правые голоса, но не пройдет электоральный барьер. Правый лагерь сейчас действительно нацелен на максимально эффективную мобилизацию своего электората и сведение потерь к минимуму. Вместе с тем, тот факт, что религиозные сионисты оставили за бортом «Оцма иегудит», которая идет на выборы отдельным списком, говорит о том, что сиюминутные политические соображения для них сильнее единства.

Естественно, что все «недовольные» данными решениями партии, тут же воспользовались предоставленной им трибуной, чтобы «осудить» решения БАГАЦ и вновь озвучить, свою политическую платформу. Однако эти высказывания практически никак не влияют на мнение электората, так же как и партии, располагающегося на диаметрально противоположных полюсах политических предпочтений.

52.33MB | MySQL:103 | 0,650sec