Ливия в повестке саммита Африканского союза

На открывшемся 9 февраля в Аддис-Абебе 33-м саммите Африканского союза (АС) тема Ливии заняла особое место. Как заблаговременно анонсировали организаторы мероприятия и председательствующая в этот раз на саммите Южно-Африканская Республика, ливийский вопрос был впервые отдельно вынесен на сегмент высокого политического уровня. Одновременно,  основная техническая дискуссия по выработке реальных решений прошла за закрытыми дверями саммита, в формате Совета мира и безопасности АС.

С момента своего создания в 2002 году Африканский союз прошел различные этапы эволюции и сегодня выступает не просто инструментом торгово-экономической интеграции, но и демонстрирует амбиции политического лидерства. Он объединяет 55 государств-членов, которые с каждым годом все сильнее демонстрируют свою политическую решимость и волю решать внутренние конфликты на континенте своими силами, без внешнего посредничества. Эта концепция своего рода континентального суверенитета обретает некую институциональную основу в подходах национальных элит. Она по сути предлагает новый подход «поиска африканских решений для африканских проблем». Пример Ливии особенно показателен, поскольку он наиболее характерно демонстрирует неэффективность или скорее контрпродуктивность внешнего вмешательства, о чем на саммите прямо заявили не только национальные делегации, но и высокие функционеры ООН во главе с генсекретарем А.Гутерришем.

О многом говорит высокий представительский уровень участия африканских делегаций на нынешнем саммите в Эфиопии — на нем присутствовали 39 глав государств и правительств, и только 16 стран-членов на уровне министров.

Нынешний саммит и ливийская повестка дали ясно понять, что Африканский союз всерьез рассматривается национальными политическими элитами как мощный политический рычаг влияния на локальные региональные конфликты, c прицелом на более глобальную роль некоего арбитра в масштабах континента, по аналогии с Евросоюзом.

Позитивный миротворческий опыт недавних лет, включая Центрально-Африканскую Республику, Южный Судан и, наконец, содействие в мирном транзите власти в Судане, придаёт этим растущим амбициям африканских лидеров большую уверенность. Президент ЮАР, взявший в Аддис Абебе 9 февраля в свои руки бразды председательства в Африканском союзе на предстоящий год, четко обозначил приоритет усиления работы на треке миротворчества. Фокус усилий — Ливия и Южный Судан.

Но это не только внутренний взгляд — политический вес и влияние Африканского союза в мировой повестке действительно выросло. Это открыто признал и принявший участие в нынешнем саммите Афросоюза Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш, прямо заявивший о важности более субстантивного вовлечения Африканского союза и о негативном воздействии со стороны внешних игроков в ливийский конфликт.

В конкретном плане генеральный секретарь ООН всецело поддержал инициативу Африканского союза по созыву в Африке нового форума по будущем политическому объединению и мирному процессу в Ливии. Более того, А.Гутерриш пригласил Африканский союз делегировать своих представителей в состав всех без исключения шести рабочих групп по меж-ливийскому диалогу, которые были запущены после Берлинской международной конференции по Ливии в января с.г. Наконец, генсек ООН предложил Африканскому союзу назначить своего постоянного представителя при миссии ООН в Триполи для координации на местах.

Все эти вышеназванные инициативы со стороны руководства ООН на саммите в Эфиопии говорят об одном — стремлении максимально вовлечь Африканский союз в решение ливийского конфликта, и осознании того, что без его участия наладить межливийский диалог будет очень непросто.

Нужно понимать, что времени для разбега не так много, и посредничество Африканского союза на данном этапе  можно будет считать состоявшимся и эффективным , если сработают их главные требования — немедленное прекращение огня и внешнего вмешательства.

Вопрос в том, хватит ли Африканскому союзу влияния и авторитета, чтобы примирить кланы и группы влияния, и удержать мир на длительный период. А это поможет в перспективе нейтрализовать внешнее посредничество и вмешательство со стороны всех крупных игроков, включая западные страны и региональных участников (Турция, ОАЭ).

Первая попытка по следам Берлинской международной конференции по Ливии собрать под эгидой ООН встречу в межливийском формате, без внешних посредников, чтобы договориться о прекращении огня, провалилась в начале февраля. Теперь ООН планирует второй раунд консультаций на 18 февраля, приглашая на этот раз Африканский союз в качества посредника.

Перемирие — цель вполне  достижимая, по крайней мере, на какой-то временной отрезок. В ней тактически заинтересованы и сами участники конфликта, истощенные длительной войной. Однако, главная роль, отводимая Африканскому союзу, заключается в том, чтобы обеспечить выполнение сторонами условий перемирия. Именно здесь главная сложность. Несмотря на позитивный и уверенный тон заявлений в Аддис-Абебе председателя Совета мира и безопасности Африканского союза С.Чергуя, миссия весьма амбициозная. Одно дело — сформировать в рамках АС некий орган высокого уровня по Ливии для регулярного обмена информацией и т.д. Другое дело — взятые Афросоюзом конкретные обязательства развернуть миссии военных наблюдателей для мониторинга ситуации после достижения договорённости о прекращении огня, которые выполнить будет не просто.

Скептицизм относительно новой роли Африканского союза в ливийском урегулировании разделяется многими экспертами. Особенно на фоне дальнейшего ухудшения военно-политической ситуации в Ливии после Берлинской конференции. Во-первых, в случае полноценного миротворчества, Африканский союз должен будет выделить серьёзные финансовые ресурса на миротворческие миссии, мониторинг и т.д. С учётом запуска летом 2020 года амбиционного и давно ожидаемого проекта Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA), на который сегодня брошены основные ресурсы АС, бюджета на ливийскую инициативу  может просто не хватить. До конца марта заработает секретариат нового торгового объединения, что уже потребует привлечения больших финансовых средств. Во-вторых, внутренние политические разногласия среди африканских лидеров по Ливии и по поставленным целям по-прежнему велики. Единую, консолидированную позицию Африканского союза по чувствительным вопросам ливийского конфликта все ещё предстоит сформировать.

52.22MB | MySQL:103 | 0,487sec