О политических факторах, препятствующих сделке между США, афганским правительством и движением «Талибан». Часть 2

Афганский политический фактор

Дипломатическое урегулирование афганского вопроса требует участий всех сторон и не может обойти основного заинтересованного игрока – афганское правительство. Мало того, что из переговоров между США и движением «Талибан» (запрещено в РФ) исключили администрацию президента Афганистана Ашрафа Гани, организаторы также лишили афганское правительство возможности улучшить свои позиции: причиной стали осложнения в ходе президентских выборов[1]. Общеизвестно, что подобное недоброжелательное обращение с партнером может иметь серьезные последствия для урегулирования конфликта.

Несмотря на то, что США обладают значительным преимуществом в плане так называемой «жесткой силы», фактически американское влияние напрямую зависит от международного сотрудничества. В то время как из-за внутренних проблем в руководстве США даже ярые сторонники ставят под сомнение целесообразность сотрудничества, снисходительность американского государства и потенциальный вывод американских войск из Афганистана. Помимо дискредитации Соединенных Штатов как надежного партнера, такие действия ускоряют формирование вооруженных субгосударственных группировок против «Талибана», ведущих подрывную работу. Так, 29 января официальный представитель движения «Талибан» сообщил об уничтожении двух летательных аппаратов и гибели нескольких военнослужащих США в результате нападения талибов на авиабазу в провинции Кундуз[2].

Взяв в руки оружие, уязвимые слои населения демонстрируют растущую нестабильность в государстве, которая напрямую подпитывается ограниченностью в полномочиях официального афганского правительства и упором на вывод с территории страны американских войск. Деятельность подобных групп может разжечь гражданскую войну, выйдя за пределы нынешнего кризиса.

По мнению американских военных теоретиков, при столкновении с противником в Афганистане, главным инструментом наступления являются Силы специальных операций (ССО). Благодаря непрерывной работе американских советников, Афганистан приобрел многочисленные подразделения ССО в Министерстве обороны и Министерстве внутренних дел, в их числе – подразделения коммандос, спецназ и специальные подразделения Главного командования полиции. Особо следует отметить, что такие формирования, как афганские ССО «Ктах-Кхас», считаются хорошо подготовленными и обученными проводить специальные операции совместно с подразделениями ССО США. За время своего существования данные силы превратились из небольших отрядов в полноценные формирования, проводящие специальные операции на территории ИРА. В настоящее время эти подразделения отвечают не только за большинство наступательных совместных операций, но и за 80% операций, которые Афганистан проводит независимо от международной поддержки.

Вместе с тем, США давно осознали важность привлечения сторонников в сельских общинах, хотя в подобных ситуациях также существует риск коррупции и неправомерных действий[3]. Для сравнения, недавно созданные Территориальные силы обороны уже показали себя в действии и оказались обученной, эффективной и вполне подотчетной организацией. Обязательным условием их создания была необходимость заручиться одобрением местных общин и объединение местных добровольцев с офицерами Афганской национальной армии. В результате афганские Территориальные силы обороны находятся в состоянии успешного и устойчивого развития. В случае развертывания организации по штатам военного времени, данная организация будет способна противостоять мятежам, одновременно создавая буферную зону между правительством Кабула и местными автономиями.

Быстрому наращиванию боевых возможностей афганских правительственных сил в значительной степени способствовала работа американских военных советников в 2014 году, поскольку им удалось применить, используемые в ВС США подходы на всех уровнях вплоть до тактического. Кроме того, «Специальное авиакрыло» (Special Mission Wing, SMW) – летная группа, ранее способная выполнять только простые специальные задачи (например, ночные полеты в условиях плохой видимости), расширила свой функционал до выполнения задач по поддержке с воздуха подразделений ССО. В результате, в данный момент афганские подразделения обладают возможностями, которые были невообразимы на ранних стадиях конфликта в ИРА.

В то же время неоспоримым остается факт, что системные проблемы не обходят стороной и афганские силовые структуры[4]. Примечательно, что борьба за власть и коррупция представляют собой постоянные препятствия для развития ИРА. По мнению американских экспертов, со стороны США прогрессу в основном мешает тенденция к уменьшению численности войск. Более того, даже если предотвращение распада афганского государства и препятствие расширению возможностей международных террористических организаций останутся приоритетами Соединенных Штатов, дипломатическое урегулирование все равно не будет возможным без большей самостоятельности Афганистана. Аналогичным образом, решение о продолжении помощи афганскому правительству внешними силами не должно опираться на перспективу бессрочного размещения на территории страны зарубежных инструкторов.

Рассматривая непосредственно политический аспект проблемы, напомним, что 1 февраля с очередным визитом в Кабул прибыл спецпредставитель США по вопросам афганского урегулирования Залмай Халилзад. В ходе визита в афганскую столицу дипломат встретился с президентом ИРА Мохаммад Ашрафом Гани и проинформировал его о недавних американо-талибских переговорах в Дохе[5]. Халилзад отметил, что на данный момент в диалоге c повстанческим движением не было достигнуто значительного прогресса. «Мы ждем от талибов четкого ответа по поводу прекращения огня или сокращения насилия, основанного на работающем механизме, приемлемом для народа Афганистана и правительства США», – подчеркнул он.

Кроме того, американский дипломат провел встречу с главой исполнительной власти Абдуллой Абдуллой. Последний подчеркнул, что мир является основной потребностью афганского народа и на мирных переговорах должны быть учтены интересы всех слоев общества. Напомним, что ранее спецпредставитель США посетил Исламабад, где обсудил продвижение афганского мирного процесса с пакистанскими властями. Кроме того, на этой неделе дипломат совершил визит в Брюссель, где доложил руководству НАТО о ходе переговоров с талибами. Между тем в афганских политических кругах наметились крупные разногласия, связанные с мирным процессом. В частности,  Абдулла Абдулла, экс-президент Хамид Карзай и другие политики обвинили президента Ашрафа Гани в попытках монополизировать диалог с вооружённой оппозицией[6].

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы акцентировать внимание на следующих обстоятельствах, препятствующих сделке США, афганского правительства и движения «Талибан»:

1.Ретроспективный анализ долгосрочного партнерства США с другими государствами в области безопасности демонстрирует многочисленные потенциальные пути для совершенствования взаимодействия между США и Афганистаном, но только в перспективе.

  1. Скептицизм в отношении дальнейшего вовлечения внешних игроков в дела Афганистана будет более конструктивно использован для упреждающего надзора.
  2. Условия финансирования играют центральную роль в предотвращении неправомерного использования афганских ССО, но, в то же время,  материальной поддержки крайне не хватает обычным подразделениям.
  3. Соответственно, противодействие коррупции зависит от усилий по поддержке программ под руководством Афганистана.
  4. На данном этапе разрешения афганского вопроса американским политикам приходится выбирать между двусторонними переговорами, которые показывают сомнительные признаки успеха, и продолжением деятельности военных советников, которая не является панацеей, но представляет условие для консолидации достижений ключевых афганских сил и принуждения «Талибана» к отказу от вооруженной борьбы в пользу политического компромисса.

6. Вывод внешних сил с территории Афганистана до того, как все условия с «Талибаном» будут обговорены

[1]              https://www.nytimes.com/2020/02/11/world/asia/afghanistan-taliban-peace-deal.html

[2]              https://www.france24.com/en/20200101-local-officials-say-taliban-attacks-kill-more-than-20-afghan-security-forces-insurgents-war-afghanistan

[3]              https://www.worldbank.org/en/country/afghanistan/overview

[4]              https://www.bbc.com/news/world-asia-51430867

[5]              https://www.nytimes.com/2020/02/11/world/asia/afghanistan-taliban-peace-deal.html

[6]              https://www.aljazeera.com/news/2020/02/afghan-president-pompeo-reports-progress-taliban-talks-200212033459051.html

52.23MB | MySQL:103 | 0,491sec