Будущее ближневосточного курса Германии в свете планируемой отставки А.Крамп-Карренбауэр

На текущей неделе стало известно о намерении А.Крамп-Карренбауэр, считавшейся преемницей федерального канцлера А.Меркель, оставить пост председателя старшей коалиционной партии ХДС, а также отказаться от претензий на должность главы правительства в будущем. Пока она продолжает исполнять все возложенные на нее обязанности, включая руководство оборонным ведомством. Однако сложившиеся обстоятельства немецкие эксперты рассматривают как серьезный кризис в правительстве. Спровоцирован он был итогами выборов премьер-министра федеральной земли Тюрингия, когда за кандидатуру в итоге победившего Т.Кеммериха (СвДП) проголосовали не только его однопартийцы  и оппозиционная «Альтернатива для Германии», но и представители ХДС. Последнее было сделано в нарушение инструкций председателя партии А.Крамп-Карренбауэр, другими словами, продемонстрировало отсутствие лояльности к ней.

В широком смысле этот раскол означает, что обеспечить преемственность курса, в том числе в ближневосточных делах, в процессе транзита власти будет сложно. Более того, под сомнение ставится сама возможность сохранения за ХДС текущих позиций, а потому встает вопрос о новом лидере, который возглавит партию, а затем станет подходящим претендентом на ключевой в стране пост. И значение здесь имеют не только сами политические взгляды кандидата, но  и то, какую коалицию в будущем он будет выстраивать, в условиях усиления оппозиции справа и слева.

Одним из явных фаворитов в данном случае считается Ф.Мерц. Его отличительной особенностью является близость к АдГ, что, как опасается большинство немецких обозревателей, приведет к крену и самой ХДС. При этом стоит напомнить, что «Альтернатива для Германии» старательно развивает израильскую повестку дня, в том числе в парламенте, пытаясь таким образом найти и союзников в ближневосточной стране. Ф.Мерц, прежде возглавлявший парламентскую фракцию ХДС/ХСС в Бундестаге, активно интересовался Израилем в первом 10-летии 2000-х гг. В частности, в 2001 г. он совершил визит в Иерусалим, координированный Фондом К.Аденауэра. Одновременно с этим в интервью того периода он заявлял, что не считает проявлением антисемитизма критику Израиля, хотя в силу принятия рабочего определения этого понятия International Holocaust Remembrance Alliance, в Европе сейчас заметно продвижение обратной тенденции.

Поскольку в политической карьере Ф.Мерца был опыт заседания в Европарламенте, то для него большое значение имеет обеспечение общеевропейского единства. Особенно это касается миграционного кризиса. Также, рассуждая о консенсусном принятии решений в рядах Евросоюза, он нередко упрекал Венгрию, которая воспринимается Израилем как игрок, способствующий продвижению его интересов именно за счет подрыва общей позиции, не отличающейся благосклонностью к стране.

Возвращаясь к миграции, Ф. Мерц, судя по записям, сделанным ранее в твиттере, оценивает роль Турции, скорее, негативно, в то время как заметна симпатия к курдам. Применительно к последним претенденту на пост лидера ХДС свойственна риторика, близкая к израильской, когда там звучали упреки в адрес ЕС об оставлении союзников в опасности. В целом же, судя по интервью политика, основной задачей во внешнеполитической деятельности и особенно на ближневосточном направлении он называет необходимость «показать готовность взять на себя большую ответственность».

Второй явный претендент на пост председателя партии, а затем и федерального канцлера – А.Лашет. В отношении Израиля его курс выглядит более определенным. Так, в качестве премьер-министра земли Северный Рейн – Вестфалия он посещал государство, общался лично с Б.Нетаньяху по вопросам укрепления контактов в сфере экономики, политики и технологий. При этом А.Лашет сознательно отказался от возможности посещения палестинских территорий. Помимо этого А.Лашет уделяет много внимания теме мемориализации Холокоста, политик выступал с заявлением, в котором приносил извинения за преступления против евреев в годы Катастрофы. Противники даже пытались упрекнуть его в особых связях, которые он стремиться выстроить между своей федеральной землей и ближневосточным государством. Соответственно, его усиление может привести к тому, что данная практика распространиться с федеральной земли до масштабов страны.

Также, с точки зрения А.Лашета, важно сохранить нынешнюю коалицию до истечения срока полномочий правительства, что означает и консенсус по вопросу экспорта вооружений, под чем можно понимать призыв к младшим партнерам – СДПГ быть более умеренными при выдвижении требований. Проблему беженцев в повестке дня ХДС политик считает переоцененной. В том, что касается международных институтов, то ему свойственен больший акцент на выстраивании сотрудничества под эгидой ООН. И здесь заметен повод для разногласий с Израилем, который не доволен линией организации и ее специализированных учреждений по палестинской проблеме. Также не стоит ожидать солидаризации с США по иранской тематике, а потому особые отношения с Израилем, вероятно, будут касаться главным образом двустороннего трека.

В целом, можно говорить о том, что, по меньшей мере, на нынешнем этапе соперники за пост председателя ХДС, а в будущем и федерального канцлера, делают акцент на внутренней политике, отодвигая на второй план все, включая ситуацию на Ближнем Востоке. Объясняется это тем, что пока им важно обеспечить поддержку избирателей, в то время как текущие, в том числе внешнеполитические задачи будут реализовывать действующие министры, среди которых продолжающая исполнять обязанности А.Крамп-Карренбауэр. Если все же оценивать перспективы ближневосточного вектора внешней политики ФРГ, то пока заметных свидетельств отхода от общих установок партии кандидаты не демонстрируют. Подобные риски связываются главным образом с тем, какие союзы в случае победы будут выстраивать А.Лашет и Ф.Мерц с другими партиями. Так, первый вполне может обеспечить преемственность, в то время как второй наоборот заложить фундамент для реформирования за счет сближения с АдГ, которое, в свою очередь, влечет ужесточение миграционной политики.  Впрочем, есть еще фактор неожиданности, заключающийся в том, что рассмотренные кандидаты не единственные претенденты на высокий пост, да и полный список их пока не известен.

52.28MB | MySQL:103 | 0,497sec