Американские эксперты о геополитической ситуации в Йемене и в регионе Африканского Рога. Часть 2

По мнению американского эксперта, в течение последних десяти лет район Африканского Рога вступил в период трансформации, отмеченный новым этапом межрегиональной активности. Монархии Персидского залива (особенно Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар), а также Турция и Египет, движимые экономическими и геополитическими интересами, становятся исключительно важными акторами как в регионе, так и в прилегающем к нему морском пространстве. Регион Африканского Рога является торговыми и инвестиционными воротами на Черный континент, обладающий огромным потенциалом, что привлекает к нему внимание как старых, так и новых игроков. Государства ССАГПЗ постарались капитализировать экономический бум в странах Африканского Рога, инвестируя в недвижимость, инфраструктуру и строительство местных африканских государств. Одновременно они стали эксплуатировать сельскохозяйственный потенциал этих стран, особенно Эфиопии. Компания Dubai Ports (DP) World приобрела несколько грузовых портов и контейнерных терминалов в регионе: Доралех (Джибути), Ассэб (Эритрея), Кисмайо (Сомали), Берберу (Сомалиленд). В последние годы аравийские монархии инвестировали в экономику государств Африканского Рога (главным образом, в Эфиопию и Судан) 13 млрд долларов. Одновременно 6,6 млрд долларов были распределены в качестве помощи в рамках программ развития.

По убеждению автора, увеличивать свое присутствие в регионе аравийские монархии побуждают не только ожидание экономических прибылей, но и геополитические соображения. В течение последнего десятилетия аравийские монархии стали рассматривать этот регион как «интегральную часть своего периметра безопасности». Изначально этому способствовал рост морского пиратства. Затем к этому добавились еще несколько факторов: усилившаяся активность Ирана в регионе; экспансия террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России); конфликт в Йемене; колебания во внешней политике США и наметившийся упадок в американской гегемонии. Ответом на эти вызовы стали большая независимость и наступательный характер внешней политики аравийских монархий, а также ее более широкий географический охват.

По мнению Д.Калабрезе, на сложную ситуацию в регионе оказывают влияния два фактора соперничества между различными коалициями ближневосточных государств.  Во-первых, конфликт между Саудовской Аравией и Ираном. Во-вторых, напряженные отношения между «аравийской четверкой»  (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Египет) с одной стороны и коалиции Катара и Турции с другой. Эти противоречия породили серию прокси-конфликтов в регионе.  На Африканском Роге соперничающие силы конкурируют друг с другом за порты, военные базы и потенциальных союзников. В свою очередь государства Африканского Рога стремятся извлечь выгоду из этого соперничества ближневосточных держав. Джон Калабрезе отмечает, что аравийские монархии успешно используют в регионе «дипломатию чековой книжки».  Автор убежден в том, что саудовская и эмиратская дипломатия сыграла положительную роль  в заключении мирного соглашения между Эфиопией и Эритреей в июле 2018 года и в интенсификации диалога между Эритреей и Джибути. Катар также вел миротворческую дипломатию в Судане (Дарфур), Эритрее и Джибути.

Несмотря на это, дипломатические усилия государств Персидского залива в регионе часто были окрашены в тона соперничества между КСА и ОАЭ с одной стороны и Катаром с другой и принимали вид «игры с нулевым результатом». Эритрея и Судан были участниками коалиции, ведущей войну против хоуситов в Йемене. КСА и ОАЭ оказали помощь Переходному военному совету в Судане, отстранившему от власти президента Омара аль-Башира, флиртовавшему с Турцией и Катаром. Когда Джибути, Сомалиленд и Эритрея продемонстрировали свою лояльность коалиции КСА и ОАЭ, Катар вывел своих наблюдателей с джибутийско-эритрейской границы. Когда правительство Сомали продемонстрировало свой нейтралитет в споре между Саудовской Аравией и Катаром, КСА и ОАЭ прекратили финансовую поддержку бюджета этой страны. Участники двух противостоящих коалиций обхаживают различные регионы (федеральные штаты) в Сомали, подрывая перспективы воссоединения этого государства. Они часто поддерживали негосударственных акторов в Судане, Южном Судане, Сомали и Эфиопии, что вело к внутриполитической напряженности в этих странах. Противостоящие друг другу ближневосточные государства стремятся обзавестись военными базами в странах Африканского Рога. ОАЭ заполучила порты в Ассэбе (Эритрея) и Бербере (Сомалиленд), союзная Катару Турция открыла военную базу в Могадишо (Сомали).

Вторым важным фактором обстановки в регионе является усиливающееся экономическое присутствие и политическое влияние Китая. Учитывая геополитическое соперничество между КНР и США, оно ведет к риску повторения ситуации «холодной войны». Основными зонами китайских интересов в регионе являются Эфиопия и Джибути. В обоих случаях китайская экономическая активность сосредоточена в четырех главных секторах: портовая инфраструктура, железные и автомобильные дороги, энергетика и телекоммуникации. Китайцы поддержали амбиции руководства Джибути по превращению этого государства в крупнейший коммерческий хаб Африканского Рога. В этих усилиях ключевую роль играет китайская компания China Merchants Port (CM Port). В сотрудничестве с Управлением свободными зонами и компанией Port de Djibouti Société Anonyme, в которой CM Port владеет 23,5 % акций, китайцы развивают многофункциональный порт Доралех и Международную свободную экономическую зону Джибути. Джибути и Эфиопия также подписали соглашение о транспортировке эфиопского природного газа  до экспортного терминала Дамерджог на побережье Красного моря. При этом финансирование в объеме 4 млрд долларов было предоставлено китайской компанией  POLY-GCL Petroleum.

В случае Эфиопии китайцы поддержали амбиции режима Хайле Мариама Дессаленя, а позже администрации Абия Ахмеда по ускоренному экономическому развитию этой страны. В настоящее время Эфиопия является одним из главных партнеров КНР в рамках программы «Один пояс, один путь» и вторым крупнейшим заемщиком китайских кредитов. Американский аналитик отмечает, что Эфиопия превратилась в региональную платформу китайской экспансии. В Аддис-Абебе китайцы построили за 200 млн долларов офисный комплекс и конференц-центр Африканского союза, а также региональную штаб-квартиру агентства Синьхуа, представительство Министерства коммерции КНР и Фонда развития Китай-Африка. В соответствии с программой «Один пояс, один путь» были построены железная дорога Эфиопия-Джибути и водопровод Эфиопия-Джибути. В столице Эфиопии китайцы инвестировали 475 млн долларов в строительство автодорожной сети, включая первые в стране хайвэи за 86 млн долларов. Также было профинансировано строительство терминала в международном аэропорту Аддис-Абебы. В декабре 2019 года Эфиопия запустила свой первый искусственный спутник, на три четверти профинансированный КНР. Запуск был произведен с китайского космодрома в Тайюани (провинция Шаньси) на базе китайской ракеты Long March 4B.

Активизация сотрудничества КНР со странами Африканского Рога привела к росту конкуренции с аравийскими монархиями. Например, китайская компания CM Port вступила в конкуренцию с компанией Dubai Ports (DP) World за контейнерный терминал в Доралехе (Джибути). В результате китайцам удалось вытеснить своих соперников из ОАЭ, так как правительство Джибути отобрало концессию у эмиратовцев и передало ее бизнесменам из КНР. Когда строительство портовых сооружений было закончено, китайские суда получили приоритет при швартовании здесь и более низкие доковые пошлины.

Наконец, очень важным моментом стало появление в Джибути в 2017 году первой за пределами Китая военной базы НОАК, что вызвало большое беспокойство в Вашингтоне. В то же время в Джибути уже существует военная база США. Посол США в этой стране Том Келли отметил, что нахождение в непосредственной близости китайских и американских военных станет «серьезным вызовом». Позднее командующий AFRICOM генерал Томас Вальдхаузер сообщил Конгрессу о том, что, по его мнению, усиливающееся партнерство КНР с Джибути «выходит за пределы допустимого и уменьшает влияние США и их доступ к Красному морю».

Американский эксперт считает, что отчасти укрепление китайских позиций в регионе обусловлено недостатками американской стратегии. Финансовые потоки из стран Персидского залива и их миротворческие усилия внесли свой вклад в укрепление стабильности в регионе Африканского Рога. Финансовая и строительная активность Китая способствует увеличение логистических возможностей и создает предпосылки для экономического роста. Автор считает, что Китай делает свой политический и экономический капитал на том, что интерес США к этому региону в последние годы серьезно уменьшился, а американское вмешательство сводилось только к вопросам безопасности (борьба с «Аль-Каидой» и так далее). Кроме того, имеют место фрустрация и усталость африканских стран от традиционных западных доноров и партнеров. Джибути обратилось к китайским инвестициям, когда не смогло получить их в США и Европе. Определенные надежды у автора вызывает принятая в декабре 2018 года администрацией Трампа новая американская стратегия по отношению к Африке. В ней утверждены цели наращивания торговли и коммерческого взаимодействия со странами африканского континента, выделение помощи и поддержание имиджа США в качестве привилегированного партнера в сфере безопасности.

52.3MB | MySQL:103 | 0,498sec