Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21-27 января 2008 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в Ираке. Прорыв палестинцами 23 января границы между сектором Газа и Египтом значительно осложнил ситуацию в «треугольнике» палестинцы — Египет – Израиль. Иракский премьер-министр Н. аль-Малики 25 января провозгласил «решительное наступление» с целью разгрома группировки «Каида аль-Джихад в Ираке».

27 января в Каире состоялось внеочередное совещание глав внешнеполитических ведомств стран-членов Лиги арабских государств, на котором обсуждались вопросы, связанные с обстановкой вокруг сектора Газа и внутриполитическим кризисом в Ливане.

В зоне палестино-израильского конфликта сохранялась напряженная обстановка. В условиях продолжающейся израильской блокады сектора Газа, его жители, поощряемые руководством ХАМАС, и при прямом содействии исламистских боевиков разрушили значительную часть защитных сооружений, отделяющих палестинский анклав от АРЕ, и 23 января прорвались на египетскую территорию в районе г. Рафах, где стали в больших количествах закупать продовольствие, топливо, различные товары массового потребления и др. По информации различных источников, число палестинцев, побывавших минувшей неделе на территории Египта, составило от 400 до 700 тыс. человек. Президент АРЕ Х. Мубарак заявил, что отдал пограничникам приказ пропускать палестинцев (без оружия) на египетскую территорию, объяснив свои действия тем, что жители Газы голодали. Представитель МИД Египта сообщил, что граница с палестинским анклавом останется открытой, «пока не закончится гуманитарный кризис». В то же время Каир категорически отказался от израильской идеи взять сектор Газа под свой контроль.

Израиль и США выразили свое недовольство ситуацией, сложившейся вокруг сектора Газа, заявив, что Египет должен принять меры по восстановлению порядка на границе с палестинским анклавом. Израильтяне усилили охрану границы с АРЕ, опасаясь проникновения террористов. Совет Безопасности ООН из-за противоречий между его членами не смог принять резолюцию по ситуации вокруг сектора Газа.

После того, как обстановка очень быстро фактически вышла из-под контроля, египетские власти начали принимать меры по наведению хоть какого-то порядка в приграничной зоне, недопущению проникновения палестинцев в глубь территории АРЕ, особенно в Каир и другие крупные города. На северо-восток Синая были переброшены дополнительные подразделения сил безопасности. 25 января египетские пограничники и полицейские попытались перекрыть границу с сектором Газа, но успеха не добились. Представитель ХАМАС заявил, что организация продолжит «разрушать все барьеры». 26 января египтяне вновь предприняли попытку стабилизировать обстановку на границе. Произошли столкновения с палестинцами, в ходе которых 38 египетских военнослужащих и полицейских получили ранения. В Каире назвали эти действия «провокацией». Но в итоге египтяне были вынуждены оставить границу открытой для перехода ее палестинцами. 26 января ХАМАС предложил властям АРЕ вступить в прямые переговоры с целью достижения нормализации обстановки в приграничных районах. Со своей стороны, глава ПНА М. Аббас заявил о готовности взять под контроль пограничную полосу силами подчиненных ему вооруженных формирований. Эту идею поддержал Египет, но она была отвергнута ХАМАС и скептически воспринята в Израиле. 27 января власти АРЕ решили закрыть магазины в приграничной зоне, что резко уменьшило число палестинцев, стремящихся попасть в Египет.

В целом последние события на границе сектора Газа с АРЕ привели к росту авторитета и популярности среди палестинцев движения ХАМАС, продемонстрировавшего свои возможности по выходу из израильской блокады. В то же время эти события продемонстрировали слабость нынешнего египетского режима, который, опасаясь возможных негативных последствий массовых протестных выступлений в поддержку палестинцев со стороны главной оппозиционной силы страны – «братьев-мусульман», не решился на решительные действия по восстановлению порядка на границе с сектором Газа.

27 января в Иерусалиме состоялась встреча премьер-министра Израиля Э. Ольмерта с главой ПНА М. Аббасом, на которой обсуждались вопросы, связанные с последними событиями вокруг сектора Газа. Израильское правительство по решению Верховного суда страны 27 января решило возобновить поставки топлива в палестинский анклав. Между тем палестинские боевики из Газы продолжили, хотя и с меньшей интенсивность, ракетные и минометные обстрелы приграничных районов Израиля.

Правительство Ирака и командование американских войск в этой стране предпринимают шаги по ликвидации опорных баз иракского филиала «Аль-Каиды» в северной провинции Найнава. В этот регион срочно перебрасываются дополнительные силы иракской армии и полиции, в т. ч. танковые и вертолетные подразделения, которые при поддержке ВС США должны провести операции по разгрому боевиков. По словам главы правительства Ирака Н. аль-Малики, речь идет о последнем «решительном наступлении» против экстремистов и их пособников. Согласно оценке американских разведслужб, провинция Найнава и ее центр г. Мосул являются «стратегическим центром тяжести «Аль-Каиды»» на иракской территории.

22 января парламент Ирака принял решение об изменении государственного флага страны. Как известно, прежний флаг был утвержден при режиме С. Хусейна. Это решение вызывало неоднозначную реакцию в стране. Так, суннитские группировки в провинции Анбар, ведущие борьбу с «Аль-Каидой» на стороне американских войск, заявили, об отказе поднимать новый флаг на своей территории.

Иракскому парламенту не удается утвердить бюджет на 2008 г. В числе наиболее острых вопросов, затрудняющих его принятие, — размеры финансирования курдской автономии. Так, курдские представители настаивают на выделении им 17 проц бюджетных средств, в то время как их оппоненты предлагают лишь 12 проц. Не согласован вопрос и о финансировании курдских вооруженных формирований «пешмерга». Курды говорят о 101 тыс. бойцов (76 тыс. в местных частях и 25 тыс. — в подчинении министерства обороны Ирака). Однако источники, близкие к Н. аль-Малики, утверждают, что численность курдских боевых сил не должна превышать 30 тыс. чел. Курды согласны на сокращение своих отрядов, но не в столь больших размерах.

По информации СМИ, международная «шестерка» (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) подготовила проект новой резолюции Совета Безопасности ООН по ядерной программе Ирана. Документ, в частности, вводит запрет на зарубежные поездки иранских чиновников и иных специалистов, имеющих отношение к атомной программе ИРИ, замораживание их счетов. Впервые вводится положение о запрете поставок Ирану продукции и технологий двойного назначения. Предполагается, что проект новой резолюции будет внесен на рассмотрение СБ ООН в начале февраля. Глава МИД ИРИ М. Моттаки считает, что этот документ должен быть рассмотрен в Совете Безопасности лишь после того, как МАГАТЭ обсудит в марте доклад руководителя Агентства М. аль-Барадея об иранском ядерном досье. В Тегеране также заявляют, что никакие международные санкции, направленные против ИРИ, не заставят иранцев остановить реализацию национальной ядерной программы.

23-24 января в южных районах Ирана прошли учения сухопутных войск и ВВС Армии ИРИ «Тандер-6», на которых отрабатывались вопросы отражения нападения на страну условного противника. В ходе учения большое внимание уделялось действиям наземных и авиационных сил ПВО, уничтожению бронетехники, особенно с использованием боевых вертолетов, нанесению массированных ракетных и артиллерийских ударов по вражеским войскам, действиям подразделений спецназа в тылу противника.

Иран заявил о своем намерении к 2012 г. выйти на европейский газовый рынок, в т. ч. посредством транспортировки газа по трубопроводу «Набукко», проект создания которого инициирован США с целью осуществления газовых поставок в Европу из Центральной Азии в обход территории России.

Сложной остается внутриполитическая обстановка в Пакистане. В Южном Вазиристнае вблизи границы с Афганистаном не прекращаются бои правительственных сил боевиками племенных формирований, поддерживающими движение «Талибан». Всего в районах, прилегающих к афганской границе, размещено до 100 тыс. военнослужащих правительственной армии. Влиятельная группа отставных пакистанских военных предложила президенту страны П. Мушаррафу уйти в отставку, что, по их мнению, поможет продвижению демократических процессов и противостоянию с воинствующими религиозными группировками.

На прошедшей неделе П. Мушарраф совершил поездку в Западную Европу, посетив Бельгию (встреча с руководством Евросоюза), Францию, Швейцарию (экономический форум в Давосе) и Великобританию. Основной целью этого турне стало разъяснение европейским политикам особенностей нынешней ситуации в Пакистане и убеждение их в том, что назначенные на 18 февраля парламентские выборы пройдут в «свободной и справедливой» атмосфере, хотя ряд гражданских свобод придется ограничить для предотвращения «насилия и анархии».

Президент П. Мушарраф в очередной раз отверг настойчивую просьбу США предоставить подразделениям американского спецназа из состава группировки ВС США в Афганистане действовать против боевиков движения «Талибан» на пакистанской территории. Тем не менее, Вашингтон намерен и в дальнейшем оказывать Исламабаду различную помощь в борьбе с терроризмом.

Пакистан продолжает наращивать свою военную мощь. В стране начато серийное производство истребителя JF-17, разработанного совместно с Китаем. 25 января прошло успешное испытание баллистической ракеты «Шахин-1», способной нести ядерный заряд. Ракета имеет дальность полета до 675 км, и была запущена с железнодорожной пусковой установки.

22 января в Аравийском море началось совместное учение ВМС Саудовской Аравии и Пакистана «Насим аль-Бахр». Это девятое по счету учение этой серии. Помимо боевых кораблей и морской авиации в нем участвуют подразделения морского спецназа. Особе внимание уделяется вопросам борьбы с терроризмом на море, проводке конвоев с транспортными судами, решению задач противовоздушной, противолодочной и противоминной обороны, ведению морской разведки.

Сложная обстановка сохраняется в Ливане. Правящая коалиция и оппозиционные силы все еще далеки от урегулирования затяжного внутриполитического кризиса, что способствует усилению напряженности в стране, ухудшает экономическую ситуацию. В христианской части Бейрута 25 января совершен теракт, в результате чего погибли 11 чел., в т. ч. офицер Сил внутренней безопасности В. Эйд, занимавшийся вопросами борьбы с терроризмом. В столице 27 января произошли столкновения армии с демонстрантами-шиитами. Премьер-министр Ливана Ф. ас-Синьора на прошедшей неделе посетил Египет и Саудовскую Аравию, где провел переговоры по ситуации в стране с президентом Х. Мубараком и королем Абдаллой.

В составе ВС Ливана создается Командование специальных операций (КСО), в состав которого передаются элитные части и подразделения, в т. ч. воздушно-штурмовой полк, полк «коммандос», подразделение морских «коммандос», специальное подразделение военной разведки по борьбе с саботажем и терроризмом. Общая численность формирований КСО первоначально составит 5 тыс. чел. с возможным последующим увеличением. Создание нового командования объясняется местными военными особыми, ассиметричными угрозами безопасности страны – наличием в Ливане неправительственных вооруженных формирований и экстремистских группировок, в т. ч. в лагерях палестинских беженцев. Считается, что силы КСО лучше справятся с подобными угрозами, чем «обычные» армейские части.

Приложение

О саудовско-американских отношениях

В основе отношений Королевства Саудовская Аравия (КСА) и Соединенных Штатов лежит обширный комплекс взаимных интересов, что объясняет их прочность, несмотря на имеющиеся между двумя государствами проблемы и трудности. Как в Эр-Рияде, так и в Вашингтоне считают, что поддержание саудовско-американского стратегического партнерства отвечает долгосрочным политическим, экономическим и военным интересам двух стран. Отношения между КСА и США оказывают существенное воздействие на развитие ситуации в ближневосточном регионе, положение дел на мировом рынке нефти и отношения Америки с мусульманским миром. Все это было подтверждено в ходе визита в президента США Дж. Буша в Саудовское королевство в январе 2008 г.

Не секрет, что правящая в КСА династия Саудидов традиционно считает прозападную, в первую очередь проамериканскую ориентацию своей политики одним из факторов, способствующих сохранению своего режима. Саудовцы прекрасно понимают, что, не взирая на все заявления и настойчивые советы вашингтонских политиков о необходимости углубления и расширения демократических процессов на Ближнем Востоке, на деле США вовсе не заинтересованы в «раскачивании» внутриполитической ситуации в КСА, т. к. это может привести к трудно предсказуемым последствиям для всего Ближнего Востока и не только для этого региона. Именно поэтому американцы всячески заинтересованы в поддержании стабильности в королевстве.

Руководство Саудовской Аравии отдает себе отчет в том, что страна, несмотря на прилагаемые колоссальные усилия и громадные финансовые затраты, в обозримой перспективе не сможет довести свои военные, военно-экономические и научно-технические возможности до уровня, позволяющего самостоятельно обеспечить гарантированную защиту королевства от возможных посягательств извне. Не в состоянии саудовцы и создать вооруженные силы, которые обладали бы неоспоримым превосходством над армией Ирана — главного регионального соперника КСА. Отсюда и насущная долговременная потребность во внешнем гаранте национальной и военной безопасности страны, которыми реально являются и на перспективу останутся Соединенные Штаты.

На протяжении последних 50 лет США являются основным партнером Саудовской Аравии в сфере военного и военно-технического сотрудничества, поставляя саудовцам крупные партии вооружения и военной техники, в т. ч. самые современные их образцы, В итоге в настоящее время до 85 проц вооружения королевских ВС – американского производства. Американцы оказывают содействие в подготовке национальных военных кадров, строительстве различных военных объектов, предприятий оборонной промышленности. Без преувеличения, огромна роль специалистов США в обслуживании поставляемой техники. Проводятся мероприятия по унификации систем управления, связи и разведки армий двух государств. Эр-Рияд пытается уменьшить столь сильную зависимость от Вашингтона, но пока без особых результатов.

Рассчитывают в Эр-Рияде и на содействие Вашингтона в обеспечении безопасности королевства в условиях сохранения террористической опасности как внутреннего, так и внешнего происхождения.

Вместе с тем, длительный, прочный, имеющий стратегическое значение фактический союз с США, наряду со своими неоспоримыми позитивными для саудовцев факторами, одновременно ослабляет авторитет родины ислама, как в мусульманском мире, так и, отчасти, положение режима внутри страны. Но другого выбора у саудовцев на сегодняшний день просто нет.

Отношение США к Саудовской Аравии следует рассматривать в контексте общей политики Вашингтона в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом. Эти регионы американцы считают сферой своих жизненно важных интересов, причем во многом исходя из их значимости для экономической и энергетической безопасности США, а также политической и военно-стратегической роли этого района мира в современных международных отношениях. Для Вашингтона немаловажное значение имеют политическое влияние Эр-Рияда в арабском и исламском мире, огромные финансовые возможности саудовцев, стабильность в целом политического режима в КСА.

Большое значение для США, и последние события это подтверждают, имеет позиция КСА по вопросам уровня добычи нефти и цен на нее, что объясняется как важностью в этом деле самой Саудовской Аравии – крупнейшего производителя «черного золота», так и ее ведущей ролью в ОПЕК.

Очень существенным для Вашингтона обстоятельством является и то, что «исламская внешнеполитическая стратегия» Эр-Рияда на сегодняшний день находит определенную стыковку с интересами США, которые другие претенденты на роль лидера мусульманского мира считают неприемлемыми.

КСА и США заинтересованы в достижении практических позитивных результатов в урегулировании арабо-израильского конфликта (хотя здесь подходы сторон существенно различаются), во многом совпадают интересы двух государств в Ливане, саудовцы и американцы выступают против распространения на Ближнем Востоке ядерного оружия, технологий и материалов, необходимых для производства ядерного оружия (намек на Иран).

Вместе с тем в последние годы в саудовско-американских отношениях появились осложнения, затронувшие различные аспекты двусторонних связей, особенно в политической и экономической сферах. Во многом это является следствием различной социально-политической природы режимов, правящих в КСА и США, глубинными расхождениями в подходах ко многим проблемам Ближнего Востока.

После терактов в США в сентябре 2001 г. между Вашингтоном и Эр-Риядом усилились взаимные подозрительность и недоверие. В американской политической элите увеличилось число тех, кто обвиняет саудовский режим в покровительстве международному терроризму, критикует положение с демократическими свободами и правами человека в Саудовской Аравии, выступает против продажи КСА новейших образцов вооружения и др.

В Эр-Рияде болезненно реагировали на растущее американское давление и стали подчеркнуто демонстративно показывать независимость своего внутри- и внешнеполитического курса. Вашингтон обвинили в двойных стандартах при проведении ближневосточной политики, особенно по вопросам арабо-израильского урегулирования, распространения ОМУ, навязчивого проталкивания стандартов западной демократии в арабских странах. Стали сокращаться экономические связи, снизился товарооборот между США и КСА. Войны США в Афганистане и Ираке вызывали рост антиамериканских настроений в КСА, что осложнило положение режима Саудидов внутри страны. Выход из создавшейся ситуации правящие круги Эр-Рияда нашли в более активном балансировании между Западом и Востоком, что способствует как поддержанию внутриполитической стабильности, так и дает возможность для более широкого политического маневрирования, укрепляет авторитет и позиции королевства в регионе и на международной арене.

Рост иранского политического влияния на Ближнем Востоке, усиление шиитского фактора в регионе, наращивание иранской военной мощи, в т. ч. перспектива появления у Тегерана ядерного оружия никоим образом не устраивают саудовское руководство, однако в Эр-Рияде не в меньшей степени опасаются и возможного американо-иранского военного конфликта, который будет иметь самые разрушительные последствия для стран зоны Персидского залива, в т. ч. для КСА. Отсюда осторожность саудовской политики на иранском направлении, стремление найти компромиссные пути решения спорных вопросов с ИРИ, что вызывает недовольство Вашингтона, пытающегося подтолкнуть саудовцев и другие аравийские монархии к более жесткой линии в отношении Ирана. Не спешат в Эр-Рияде оказывать масштабную помощь проамериканскому режиму в Ираке. Саудовцы не верят в прочность положения нынешнего багдадского правительства, рассматривают шиитское большинство иракского руководства как проводника иранского влияния, что также вносит элемент напряженности в отношениях КСА с США.

В заключение отметим, что, несмотря на имеющиеся между Эр-Риядом и Вашингтоном разногласия, порой весьма серьезные и принципиальные, обе страны сохраняют стратегическую общность интересов, «фундамент широкого сотрудничества», заинтересованность в поддержании конструктивного диалога по региональным и мировым политическим и экономическим проблемам. Конечно же, дальнейшее развитие саудовско-американских отношений не будет идти ровно, по прямой линии. Однако при этом, как видится, ни КСА, ни США не будут стремиться к углублению и обострению имеющихся между ними разногласий, а тем более доводить их до кризисной ситуации, но станут прилагать усилия по сглаживанию и преодолению. По словам министра иностранных дел КСА принца С. аль-Фейсала, между двумя странами «имеется больше того, что их связывает, чем того, что разъединяет».

52.34MB | MySQL:103 | 0,436sec