Об усилении иранского направления в Генеральном штабе ЦАХАЛа

Министр обороны Израиля Нафтали Беннет заявил 18 февраля этого года, что появились признаки того, что Иран рассматривает возможность сокращения своего присутствия в Сирии. «Я могу сообщить вам, что мы выявили первые признаки ослабления и переоценки Ираном политики в Сирии», – заявил Н.Беннет на конференции по военным технологиям New-Tech 2020 в Тель-Авиве. По его словам, иранцы «посылают силы, чтобы попытаться там закрепиться и измотать нас, но мы можем превратить недостаток в преимущество. У нас есть превосходные разведывательные и оперативные возможности, и мы громко и ясно говорим Ирану: уйди из Сирии! Тебе здесь нечего искать».

Н.Беннет сказал, что Израиль меняет стратегию борьбы с иранским режимом. «Мы переходим от оборонительной стратегии к наступательной, чтобы ослабить, изнурить, подавить, разрушить голову осьминога и ослабить его щупальца. И мы только начали», – отметил он. Относительно акций протестов в Иране, израильский министр сказал, что «на иранской улице персы говорят аятоллам: «Хватит тратить наши деньги и проливать нашу кровь в [ненужных] приключениях» и добавил, – «земля в Иране горит, тлеющие угли не гаснут, они светятся»[i].

В тот же день в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) объявили о «значительных изменениях» в составе Генерального штаба, в том числе о создании нового иранского управления и реструктуризации существующих подразделений. Соответствующие изменения в многолетнем плане развития (на иврите называется «Тнуфа», что можно перевести как «Размах» или «Импульс») Вооруженных сил Израиля, одобренные министром обороны Нафтали Беннетом, вступят в силу этим летом, об этом сообщил пресс-секретарь ЦАХАЛа Хидай Зильберман[ii].

А.Кохави представил высшим армейским офицерам основные аспекты своего плана «Тнуфа» на прошлой неделе. План призван служить всеобъемлющим руководством по планированию и развитию ЦАХАЛа в течение следующих пяти лет. Он продолжает пятилетний план «Гидеон», разработанный предшественником А.Кохави генерал-лейтенантом Гади Айзенкотом.

План предусматривает крупномасштабные закупки новых ракет, БПЛА, бронетехники, батарей ПВО, вертолетов и кораблей, а также модернизацию существующего оборудования. На это потребуется немало средств и значительного увеличения бюджета, что еще более осложняется в виду отсутствия полноценного функционирующего правительства.

Руководящий принцип плана «Тнуфа» заключается в том, максимально воспользоваться областями, в которых ЦАХАЛ имеет превосходство над своими врагами – авиацией, разведкой и технологиями, – чтобы гарантировать постоянное и значительное преимущество израильских военных над противниками, особенно Ираном и «Хизбаллой».

Военные планируют использовать это превосходство, чтобы как можно быстрее выиграть любую будущую войну, понимая, что чем дольше тянется конфликт, тем больше результат будет выглядеть как проигрыш, независимо от того, кто победит на поле битвы.

Для решения задачи израильская армия должна значительно улучшить свою способность идентифицировать вражеские цели и наносить удары как можно быстрее. Поэтому план «Тнуфа» включает также повышение качества и количества оборудования и вооружений, а также предоставление этих возможностей большему количеству военнослужащих за счет улучшения коммуникаций и доступности. По словам А.Кохави, «выполнение многолетнего плана «Тнуфа» позволит ЦАХАЛу значительно расширить свои возможности. План повысит летальность израильской армии…, создаст условия для сокращения продолжительности войны».

Что касается озвученных намерений внести изменения в структуру Генштаба ЦАХАЛа, то количество бригадных генералов и генерал-майоров в Генштабе израильской армии (24 офицера) не изменится, несмотря на появление новой должности. Это связано с тем, что нынешний командир Колледжа национальной обороны Израиля генерал-майор Итай Вироб одновременно возглавит Штаб глубины ЦАХАЛа, который отвечает за военные операции за пределами Израиля в глубине территории противника. Генерал-майор Муни Кац, ныне возглавляющий Штаб глубины, покинет свой пост этим летом.

По словам Х.Зильбермана, командир нового Управления по стратегии и Ирану еще не выбран, хотя отборочная комиссия вскоре должна собраться. Формирование подразделения начнется после избрания командира, поэтому его состав пока не определен.

Управление сосредоточится не только на противодействии Израиля «экспансионистским устремлениям Тегерана в ближневосточном регионе», но и на разработке военных стратегических и международных отношений[iii].

В связи с этим подразделение информационных технологий и коммуникаций, которое поддерживает отношения с иностранными военными, будет переведено в новое Управление вместе с подразделением планирования. В настоящее время эти два подразделения входят в состав Управления планирования Генштаба ЦАХАЛа.

По мнению начальника Генштаба Авива Кохави, точно так же, как за наблюдение и борьбу с «Хизбаллой» отвечает командующий Северным военным округом генерал-майор Амир Барам, а за борьбу с ХАМАСом – командующий Южным военным округом генерал-майор Херци Халеви, должен быть генерал-майор, ответственный за Иран. «Мы хотим просыпаться каждое утро, и чтобы Иран уже не стоял во главе нашей высшей радости», – сказал Х.Зильберман, ссылаясь на строчку из 137-го псалма, которая говорит о важности Иерусалима.

Новое управление будет отвечать только за противодействие Ирану, а не подконтрольным ему силам, таким как ливанская шиитская организация «Хизбалла», которая останется в ведении Северного военного округа ЦАХАЛа.

В настоящее время иранской угрозой занимаются различные военные подразделения: военная разведка (АМАН), Оперативное управление, Управление планирования, ВВС и др. «Это укрепит нашу стратегию, потому что теперь за нее будет отвечать генерал-майор», – сказал Х.Зильберман. По его словам, командир этого нового иранского управления будет подчиняться непосредственно начальнику Генштаба ЦАХАЛа.

В рамках этой реструктуризации нынешнее Управление планирования Генштаба ЦАХАЛа будет преобразовано и переименовано в Управление проектирования сил (Force Design Directorate). Ему будет поручено наблюдать за разработкой новых боевых и оружейных технологий, в частности тактики и техник, которые требуют сотрудничества между различными военными подразделениями – область, которую А.Кохави считает очень важной.

План А.Кохави «Тнуфа» направлен на решение этой задачи, предполагая гораздо более интегрированные вооруженные силы. «Появилось много изменений, и за них кто-то должен отвечать», – сказал Х.Зильберман.

Новое Управление проектирования сил будет дополнять существующую систему, в которой каждое подразделение вооруженных сил отвечает за разработку и реализацию своей собственной тактики, с учетом, например, методов, используемых воздушными и наземными силами. По словам пресс-секретаря ЦАХАЛа, «наращивание сил хорошо происходит внутри родов войск, но между ними ситуация не такая хорошая». Командир Управления проектирования сил также сможет сотрудничать с Министерством обороны и его подрядчиками в разработке и приобретении нового вооружения и техники.

Что касается решения усилить иранское направление в Генштабе ЦАХАЛа, то, похоже, оно основано на рекомендации Управления военной разведки (АМАНа) израильскому правительству усилить атаки ЦАХАЛа по иранским позициям в Сирии, чтобы, воспользовавшись ликвидацией Касема Сулеймани, изгнать иранцев из страны. При этом рекомендация основана на выводах ежегодной оценки разведывательных данных: вероятность начала войны с Ираном в результате ухудшения ситуации и эскалации невелика и зависит также от Израиля.

Шмуэль Эвен, старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (INSS), анализируя рекомендацию АМАНа, делает иной вывод: Израиль не должен усиливать удары по иранцам в Сирии сверх того, что необходимо для его явно стратегических потребностей, таких как предотвращение поставок стратегического оружия и срыв военного закрепления Ирана на сирийской территории, что может угрожать безопасности Израиля.

Ш.Эвен напоминает, что один из компонентов стратегии безопасности Израиля состоит в том, чтобы увеличить интервалы между войнами и тем временем вести «войну между войнами», чтобы уменьшить возможности противника и дать Израилю преимущество в случае начала войны. На первый взгляд, рекомендация АМАНа соответствует этой логике, но на самом деле выгоды от полномасштабной войны против иранского военного присутствия в Сирии могут быть перечеркнуты опасностями. Кроме того, риски начала войны должны рассматриваться комплексно, принимая во внимание нестабильность на палестинской арене и возможность того, что Израиль может невольно оказаться втянутым в конфликт между Соединенными Штатами и Ираном. Поэтому Израиль не должен усиливать атаки на иранцев в Сирии сверх того, что необходимо для определенных стратегических нужд. Учитывая вышесказанное, полагает эксперт INSS, добиваться в настоящее время вывода всех иранских сил и их союзников из Сирии необходимо политическими средствами. Например, Израиль с помощью России и США должен участвовать в формировании ситуации в Сирии и добиваться от Вашингтона гарантий того, что любое снятие санкций с Ирана будет обусловлено прекращением его подрывной и военной деятельности за пределами иранских границ[iv].

[i] Bennett says Israel is seeing ‘first signs’ of Iran rethinking its Syria strategy // JNS. 18.02.2020 — https://www.jns.org/bennett-says-israel-is-seeing-first-signs-of-iran-rethinking-its-syria-strategy/

[ii] In shakeup, IDF to create new general position to counter Iran // The Times of Israel. 18.02.2020 — https://www.timesofisrael.com/in-shakeup-idf-to-create-new-general-position-to-counter-iran/

[iii] IDF to launch new Iran-focused directorate // Ynet. 18.02.2020 — https://www.ynetnews.com/article/Bk300jtYm8

[iv] Military Intelligence Directorate Recommends Stepping Up Attacks on the Iranians in Syria — A Different View // INSS. 13.02.2020 — https://www.inss.org.il/publication/the-israeli-intelligence-recommendation/?offset=1&posts=2302

53.21MB | MySQL:103 | 0,522sec