Оценки китайских специалистов оснащения ВВС Кувейта новыми образцами авиационной техники

По информации китайских источников, 23 декабря в летно-испытательном центре (ЛИЦ) авиационного подразделения группы Leonardo в Турин-Казелле (Италия) начались летные испытания первого серийного многоцелевого истребителя «Тайфун», предназначенного для ВВС Кувейта. Оснащенный измерительным оборудованием самолет ISPA-6 (Instrumented Series Production Aircraft) стал первым истребителем «Тайфун» стандарта P3Eb, оборудованным радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Captor E-Scan. Китайские специалисты отмечают, что на текущий момент заказанные ВВС Кувейта истребители стандарта P3Eb обладают самыми широкими возможностями по сравнению с другими произведенными до настоящего времени самолетами данного типа.

По информации из китайских источников, Министерство обороны Кувейта 5 апреля 2016 года подписало с группой Leonardo, представлявшей консорциум Eurofighter, контракт на поставку 28 многоцелевых самолетов «Тайфун». В рамках соглашения ВВС Кувейта будут поставлены 22 одноместных и 6 двухместных самолетов «Тайфун» конфигурации «Транш-3», собранных на предприятии Leonardo в Казелле (Италия). Соглашение с МО Кувейта также включает услуги по обеспечению применения «Тайфун», в т.ч. проектирование и строительство инфраструктуры на авиабазе Аль-Салем в Кувейте, и начальное обслуживание техники в течение трех лет (с опционом на пять лет), поставку оборудования и тренажеров для подготовки пилотов в Кувейте. Поставки самолетов начнутся в 2020 году и завершатся в 2023 году. Так, Кувейт станет восьмым оператором «Тайфун».

Китайские специалисты отмечают, что истребители ВВС Кувейта получат самые последние возможности в рамках программы модернизации «Тайфун», включая РЛС с АФАР Captor-E и несколько новинок. В частности, «Тайфун» ВВС Кувейта получат крылатые ракеты «Шторм Шэдоу» и ПТУР «Бримстоун», а также другие вооружения класса «воздух-земля», которые расширяют многофункциональность и повышают их огневую мощь. Кроме того, конфигурация предусматривает интеграцию подвесных контейнеров целеуказания «Снайпер-ATP», контейнера боевой подготовки DRS-Cubic ACMI P5, усовершенствование систем навигации.

С другой стороны, 17 февраля Airbus Helicopters опровергла сообщение Минобороны Кувейта об отказе кувейтского военного ведомства от приемки первых двух многоцелевых вертолетов H-225M «Каракал» из-за обнаруженных технических неисправностей. Компания заявила, что не получала подобных уведомлений. Как сообщает Jane’s Defence Weekly, 12 февраля Министерство обороны Кувейта объявило в ответе на запрос национальных законодателей, что формирует «специализированную техническую комиссию» для выяснения причин, по которой первая пара вертолетов H-225M не может быть принята у компании Airbus и устранения данных недостатков. Министерство обороны добавило, что помимо создания комиссии, оно приостановило все поставки «до завершения проверки проблемы и получения отчета изготовителя о неисправностях, обнаруженных у некоторых вертолетов». Министерство примет «соответствующее решение» о возобновлении поставок только после того, как получит заверения в том, что в будущем такие проблемы не возникнут.

Китайские специалисты отмечают, что на запрос представитель Airbus Helicopters заявил, что компании известно о заявлении, но она не получали никаких официальных уведомлений от заказчиков и готова оказать ему необходимую поддержку. Известно, что Кувейт принял решение о закупке многоцелевых вертолетов H-225M в середине 2015 года. В августе 2016 года во время визита в Кувейт тогдашнего министра обороны Франции Жана-Ив Ле Дриана Министерство обороны Кувейта подписало с Airbus Helicopters контракт на закупку 30 ед. H-225M «Каракал», а также связанного пакета обслуживания и сопутствующих услуг. Общая стоимость поставки оценивается в 1,19 млрд. долл., включая подготовку экипажей и технического персонала, а также двухгодичное обслуживание. 24 вертолета поступят на вооружение военно-воздушных сил, еще шесть – Национальной гвардии Кувейта для поисково-спасательных операций в боевых условиях, применения на море, медицинской эвакуации. Предполагалось, что поставка первой машины будет выполнена спустя 29 месяцев после подписания контракта, последнего – через 48 месяцев.

В декабре 2017 года Кувейтское информационное агентство сообщило, что документация по сделке была передана в Национальную антикоррупционную комиссию и Государственное аудиторское бюро для оценки. Расследование привело к задержке поставки. Airbus Helicopters объявила о начале летных испытаний первого H-225M для ВС Кувейта в октябре 2019 года. Сложившаяся ситуация не вполне ясна, с учетом того, что Кувейт заявляет об отказе принять вертолеты до завершения расследования причин появления неисправностей, а компания Airbus утверждает, что не получала подобного запроса от Эль-Кувейта.

Таким образом, ситуация с закупками истребителей «Тайфун» имеет перспективу. По данным китайских источников, ВВС Кувейта еще в 2016 г. подписали контракт с европейскими самолетостроителями на поставку 28 истребителей «Тайфун», передача которых была начата только в 2019 г.  Данные истребители были разработаны в конце 1980-х гг. прошлого столетия благодаря кооперации британских, немецких, французских, итальянских и испанских конструкторов в рамках программы «Перспективный европейский истребитель».

Китайские специалисты предполагают, что заказчик в лице Минобороны Кувейта по тем или иным причинам не удовлетворен заказанными вертолетами «Каракал», стремится сформировать благоприятную для себя информационную атмосферу и оказать давление на продавца. При этом производитель вынужден оправдываться и пытаться сгладить проблемы для начала поставки. Тем не менее, высока вероятность наличия других скрытых мотивов, которые не будут раскрыты общественности.

52.21MB | MySQL:103 | 0,470sec