Атомная энергетика: перспективы сотрудничества России и Турции

Правительство Турции планирует 21 февраля объявить тендер на строительство первой в стране атомной электростанции. О своем намерении участвовать в турецком атомном тендере заявили пять иностранных компаний и более десяти турецких холдингов. Среди зарубежных компаний американские фирмы «General Electric» и «Westinghouse», канадский холдинг AECL, корейская компания «Kepco» и российский Атомстройэкспорт. Ожидается, что тендерные предложения будут подготовлены участниками в течение четырех месяцев, и в конце июня правительство и заинтересованные ведомства Турции будут иметь возможность изучить их и назвать победителя торгов для реализации одного из самых значительных проектов в истории турецкой экономики.

На нынешнем этапе руководство Турции, несмотря на неоднозначную реакцию общественных кругов, приняло окончательное решение о формировании в стране новой отрасли экономики – атомной энергетики. Об этом свидетельствует принятый парламентом закон, который определяет основные параметры данного процесса. Это решение было еще раз подтверждено в ходе недавней международной конференции «Ядерная энергетическая арена» в Стамбуле, организованной Центром стратегических технико-экономических исследований (STEAM-Stratejik Teknik Ekonomik Arast?rmalar Merkezi). Выступая на ней, министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер, заявил, что «Турция готова к переходу на ядерную энергетику».

Осуществление проекта строительства АЭС имеет большое значение не только для национальной экономики страны, но и, учитывая острую ситуацию вокруг иранского ядерного досье, окажет существенное влияние на расстановку сил на региональном энергетическом рынке. Это очень хорошо понимают США, которые уделяют этому вопросу повышенное внимание. Об этом свидетельствует поддержка президентом США Дж. Бушем проекта соглашения с Турцией по сотрудничеству в области атомной энергетики. Он направил текст этого документа на рассмотрение в конгресс, назвав его «законодательной основой для ядерного экспорта из США в атомную энергетику Турции». «Я одобряю данное соглашение и принял решение, что его реализация будет способствовать общей обороне и безопасности», — говорится в распоряжении главы американской администрации, адресованном госсекретарю США Кондолизе Райс и министру энергетики Сэмюелу Бодману.

В турецких дипломатических кругах отмечают четкое взаимодействие Вашингтона с ведущими частными компаниями США в процессе конкурентной борьбы за атомный энергетический рынок Турции. Турецкие эксперты обращают внимание на детальную проработку этого вопроса в ходе турецко-американских переговоров на всех уровнях, включая самый высокий, и делают вывод, что политическая конъюнктура будет играть значительную роль при принятии окончательного решения в вопросе о победителе предстоящего тендера. Так, в частности, 16 января в Анкару прибыла делегация во главе с заместителем советника Министерства энергетики США Эдвардом МакГиннисом, который находится в тесном контакте с американскими компаниями – участницами атомного тендера в Турции «General Electric» и «Westinghouse». В ходе визита прошли интенсивные американо-турецкие переговоры относительно развития стратегического партнерства в ядерной области между США и Турцией. По результатам этого визита американский чиновник заявил, что между двумя странами начинается «новый период», США полностью поддерживают развитие атомной энергетики Турции.

Полноправное членство Турции в подконтрольной Вашингтону международной организации Глобальное ядерное энергетическое партнерство (GNEP) станет первым конкретным шагом на пути углубленного сотрудничества между двумя странами в этой области. GNEP была создана по инициативе американской администрации 6 февраля 2006 г. Ее членами являются 19 стран. Турция имеет статус наблюдателя. Впервые предложение Турции о полноправном членстве было направлено в сентябре 2007 г. В ходе визита президента А. Гюля в Вашингтон в январе с.г. это предложение было принято. Наблюдатели отмечают, что Анкара представила Вашингтону программу развития национальной атомной промышленности во время данного визита и, судя по всему, получила одобрение Вашингтона.

Проект развития турецкой национальной ядерной энергетики, одобренный американской стороной, предусматривает, что Тегеран сможет покупать уран у Турции. Эксперты полагают, что таким образом США хотят использовать в будущем Турцию в качестве ядерного энергетического центра для противодействия инициативам России, направленным на создание в рамках МАГАТЭ Центра по обогащению урана в г. Ангарске. Официально США пока не заявили о том, что в Турции планируется создать центр по обогащению урана, однако в турецких СМИ сообщается об этом как о свершившемся факте. Таким образом, США, контролируя турецкий ядерный рычаг, попытается использовать его в качестве инструмента давления не только на Иран, который сам стремится обогащать уран, но и для реализации своих политических, экономических и военных планов на Ближнем и Среднем Востоке.

Необходимо отметить, что динамично развивающаяся южнокорейская компания «Kepco» (к 2015 г. она планирует стать крупнейшим производителем электроэнергии в Азии) также демонстрирует профессиональную активность на зарождающемся турецком атомном энергетическом рынке. По сведениям из деловых кругов Турции, в Анкаре состоялось подписание рамочного соглашения с хорошо известной в России турецкой компанией «Энка» и холдингом «Керсо» об объединении усилий в предстоящем тендере на сооружение атомной электростанции в Турции. Председатель совета директоров Lee Won-gul на анкарском мероприятии заявил, что его компания, «имеющая 30-летний опыт работы в сфере ядерных технологий, полна решимости закрепиться на турецком энергетическом рынке».

Примечательно, что «Кеpсо» поддерживает тесные деловые отношения с некоторыми российскими компаниями, а турецкая «Энка» более 20 лет успешно работает на российском рынке и уже реализовала на нем проекты на общую сумму более 10 млрд долл. США. В частности, именно «Энка» выиграла тендер на реализацию проекта (его стоимость превышает 3 млрд долл. США) строительства аэропорта «Шереметьево-3». Возникает вопрос: почему партнеры России предпринимают попытки договориться о крупном региональном проекте, который не только имеет большое значение с экономической точки зрения, но и сможет оказать существенное влияние в плане реализации геополитических целей ряда государств, а российские компании «на этом поле пока что вне игры»?

Это существенно осложняет задачу российской стороны, представленной компанией «Атомстройэкспорт», которая является одним из мировых лидеров в строительстве АЭС за рубежом. Российские атомщики уже убедительно подтвердили высокую конкурентоспособность своих объектов, сооружаемых и готовящихся к реализации в ряде стран, таких как Китай, Индия, Иран, Болгария, Япония, Марокко, ЮАР, Египет. Думается, что для укрепления российских позиций на открывающемся атомном энергетическом рынке Турции необходимо, наряду с политическим лоббированием данного вопроса, объединение усилий на этом направлении всех представителей российской энергетики в Турции, в первую очередь Газпрома и РАО ЕЭС России. Время для этого еще есть. Только в этом случае мы можем надеяться на положительный ответ на вопрос: «Будет ли атомная энергетика еще одним направлением взаимовыгодного сотрудничества России и Турции?» Важным этапом в этом процессе может стать намеченный на вторую половину февраля визит министра иностранных дел Турции Али Бабаджана в Москву.

52.27MB | MySQL:103 | 0,408sec