Неиракские курды в университетах Южного Курдистана

С конца 90-х годов университеты Южного (Иракского Курдистана) стали принимать студентов из других частей Курдистана. Однако до свержения в Ираке баасистского режима этот процесс не имел регулярного и массового характера, университеты каждый случай рассматривали индивидуально.

В 2004 г. Министерство образования Регионального правительства Курдистана (РегПК) в Сулеймании выделило в Сулейманийском университете 5% бесплатных мест для курдов других частей Курдистана. Эта квота сохранялась и в последующие годы. Речь идет даже об ее увеличении.

С этого времени курды активно начали стремиться на учебу в Иракский Курдистан. В 2004 г. в Сулейманийском университете уже обучались около 100 студентов из других частей Курдистана, в основном из Сирии и Ирана. Большинство граждан Сирии бежали в Южный Курдистан и получили возможность учиться там в университетах после восстания в марте 2004 г. Они получают стипендию, размер которой вдвое превышает размер стипендии для граждан Ирака. Эрбильский университет лишь в 2004 г. принял 120 студентов из Сирии и 70 — из Ирана. По состоянию на начало 2006 г., в Южном Курдистане обучались 250 студентов из Турецкого Курдистана. По данным ректора Эрбильского университета М. Садыка, в 2005 г. в этом вузе обучались около 500 студентов из других частей Курдистана.

Уже в 2007 г. в университеты Южного Курдистана были приняты 320 человек из-за пределов Иракского Курдистана. При этом большинство зачисленных в вузы являлись выходцами из Турецкого Курдистана. Также в вузы Южного Курдистана поступает значительное число абитуриентов из Сирийского и Иранского Курдистана. Зачисление абитуриентов из-за пределов Иракского Курдистана происходит в основном на основе анкетных данных. Студенты из-за пределов Иракского Курдистана первый год посвящают изучению курдского языка. В 2007 г. лишь из Турции в университеты Южного Курдистана приехали учиться около 400 человек.(1)

Курды из других частей Курдистана весьма высоко оценивают возможность “учиться по-курдски и жить как курды”, чего они лишены в своих странах. Примечательно, что, по словам М. Садыка, иракские курды надеются, что эти студенты станут мостом между всеми частями Курдистана. Более того, как заявил М. Садык, руководство не считает курдов из других частей Курдистана иностранными студентами.

Представители Дохукского университета также отметили, что этот вуз открыт для всех курдских студентов. Они критикуют Турцию за непризнание дипломов вузов Южного Курдистана, отмечая, что турецкие власти должны обеспечить для курдов обучение на курдском языке.

В созданном в 2005 г. Эрбиле Курдистанском университете (обучение в нем проходит на английском языке), который в ближайшие годы, по-видимому, станет одним из ведущих высших учебных заведений не только Ирака, но и всего Ближнего и Среднего Востока, также выделены места для курдов из других частей Курдистана. Примечательно, что об этом было объявлено еще на стадии подготовки создания нового университета.

Иранские власти беспокоит приток в университеты Южного Курдистана иранских курдов. Они прекрасно понимают, что эти университеты станут базой для подготовки националистически настроенной курдской интеллигенции Ирана (и не только Ирана), слоя интеллектуалов и панкурдских деятелей. Следует отметить, что курды из других частей Курдистана, приехавшие учиться в Южный Курдистан, как правило, уже настроены панкурдски и отличаются высоким политическим самосознанием. При этом их национализм будет базироваться не на каких-то сомнительных теориях, а на практике Южного Курдистана. Курды, имея самоуправление, живут значительно лучше, нежели находясь под властью (гнетом) соседних народов. Поэтому для предотвращения потока иранских курдов в университеты Южного Курдистана заместитель министра образования Ирана заявил, что дипломы, полученные гражданами Ирана в университетах Иракского Курдистана, не будут признаваться в Иране(2). Причем иранский замминистра заявил о непризнании дипломов именно университетов Южного Курдистана, а не всех иракских университетов.

Беспокоит поток “своих” молодых граждан в университеты Южного Курдистана и турецкие власти. Турция также не признает дипломы, полученные в университетах Южного Курдистана, считая, что полученное в них образование неравнозначно турецкому высшему образованию.

Турецкие власти начал беспокоить растущий поток абитуриентов из Турецкого Курдистана в Южный Курдистан. Как писала турецкая газета Milliyet, выходцы из “юго-восточных” районов Турции (так называют Северный Курдистан) предпочитают получать образование в Южном Курдистане в связи с географической близостью, а также оказываемой властями Курдистана поддержкой. Обучение для студентов из других частей Курдистана, как и для граждан Ирака, бесплатно. При этом им ежемесячно выплачивается стипендия в размере 150 долларов США(3).

Однако в отличие от иранских властей Турция понимает, что запрет на признание дипломов южнокурдистанских вузов вряд ли сможет предотвратить поток турецких курдов в Южный Курдистан. Поэтому Турция предполагает создать в Южном Курдистане турецкий вуз(4), который, по ее мнению, смог бы стать центром притяжении для курдов Турции, Ирана и Сирии, уезжающих в Южный Курдистан на обучение, а также для местных жителей. Таким образом, Турция, по-видимому, предполагает оказывать определенное влияние при подготовке курдской молодежи, в том числе из других частей Курдистана, которая, как правило, увлечена курдским национализмом. Турция понимает, что бороться с процессом создания системы высшего образования и подготовки национальных курдских кадров запретительными мерами бессмысленно, и поэтому попытается усилить свое идеологическое влияние.

В этом контексте примечательно заявление известного турецкого политического деятеля, лидера Народно-Республиканской партии Дениза Байкала, считающегося среди патриотически настроенных курдов одним из наиболее антикурдских политиков Турции. В середине ноября 2007 г., в разгар осложнения отношений между Турцией и властями Южного Курдистана в связи с ситуацией вокруг возможной военной интервенции Турции в Иракский Курдистан под предлогом необходимости уничтожения баз Партии рабочих Курдистана (ПРК), Д. Байкал заявил: “Проблема ПРК не может быть решена лишь трансграничными операциями. Мы должны также обучать курдских студентов в Турции, создавать теле- и радиостанции, которые бы вещали по-курдски на Северный Ирак”.

Однако ряд турецких обозревателей считают, что, увлекшись экономическими отношениями в “Северном Ираке”, политической обстановкой вокруг этого региона и поддержкой дискредитированных туркоманских организаций, Турция упустила вопросы сотрудничества в гуманитарной и культурной сфере, под которым турки в первую очередь понимают усиление информационно-пропагандистского влияния Турции на Южный Курдистан.

Бездействие турецких властей на этом направлении компенсировалось организациями, близкими к известному турецкому исламскому деятелю, последователю Саида Нурси (Курди), Фетхуллаху Гюлену (род. в 1942 г. в Эрзуруме, в настоящее время проживает в США). В Южном Курдистане с 1993 г. ими было создано несколько турецких школ(5). Первой турецкой школой, учрежденной структурами Ф. Гюлена в Южном Курдистане, был колледж Is?k, затем также в Эрбиле были созданы колледж Nilьfer (1994), начальная школа Is?k (2005) и детский сад Is?k. В Сулеймании были созданы колледж имени Салахэддина Эйюби (1996), лицей для девочек (последняя ступень средней школы, 1998), начальная школа (2006). В 2007 г. был открыт лицей в Киркуке. В 2008 г. планируется открыть еще одну школу в Киркуке, а также школу в Дохуке. Всего в турецких школах в Южном Курдистане, по состоянию на конец 2007 г., обучались около 2,2 тыс. детей(6), хотя годом ранее это число составляло 1650(7). В настоящее время структурами Гюлена планируется создание в Южном Курдистане университета.

Турецкие школы в Южном Курдистане, в которых обучение идет на английском, турецком, курдском (сорани) и арабском языках, считаются одними из наиболее престижных. Они пользуются большой популярностью среди курдской элиты (в них обучаются и родственники Масуда Барзани и Джалала Талабани)(8) и особенно среди туркоманского населения Курдистана, которое имеет преимущества при приеме в эти учебные заведения. При этом ряд курдских деятелей считают, что деятельность этих школ направлена на формирование у курдской молодежи протурецкого и пантюркистского мировоззрения с сильной исламистской окраской, что подрывает безопасность Курдистана. Примечательно, что в этих школах не изучается текст гимна Курдистана.

Несмотря на сильную идеологическую составляющую образовательных структур Ф. Гюлена, идея независимости среди курдской молодежи в настоящее время стоит на первом месте. Хотя нынешние лидеры иракских курдов вполне умеренны, среди политической элиты Иракского Курдистана в последние годы широко распространилась уверенность в способности курдов к самоуправлению, т.е. произошло преодоление своеобразного мифа о традиционной неспособности курдов к государствосозидательной жизни и якобы их этнопсихологической обреченности на “повстанческое существование”, неспособность к мирной жизни. Опыт последних лет показал, что, несмотря на все сопутствующие события, этот миф был создан не на анализе опыта свободного существования курдов, а, напротив, на основе отсутствия у курдов условий для созидательного образа жизни. Впервые в истории, и, что самое главное, после нескольких лет самоуправления “курдская периферия” по своему развитию и качеству жизни опережает “метрополию”. В соседних странах не могут не осознавать, что хотя нынешняя курдская элита понимает нереальность создания именно сегодня независимого Курдистана, опережающее развитие иракских курдов по сравнению с остальной частью страны уже стало весьма важным фактом в пользу экономических мотивов для независимости. В настоящее время желание курдов на создание государства обусловлено не только патриотическими порывами, но и реальными материальными выгодами. Немаловажным фактором в формировании и укреплении линии, выражающейся пока в общественном мнении, на необходимость создания курдского государства являются национальная бюрократизация и создание властной элиты. Новая курдская бюрократия и властная элита не могут не хотеть расширения своих полномочий как в вертикальном (повышение органов власти и ведомств в Иракском Курдистане от местного (регионального) уровня до государственного), так и в горизонтальном (пространственное расширение сферы деятельности за счет находящихся вне контроля курдской администрации богатых нефтью южных районов Иракского Курдистана, а в перспективе и “внеиракского Курдистана”) направлении. При этом если ранее курдская политическая элита формировалась, как правило, из полевых командиров, то последние годы предоставили иракским курдам уникальную возможность патриотического гражданского служения нации. Ставшее массовым высшее образование в районах курдских администраций, благодаря университетам в Эрбиле, Сулеймании, Дохуке и Койсанджаке, неизбежно в ближайшие несколько лет выведет в элиту людей, не имеющих никакого опыта военной и национально-освободительной войны и являющихся технократами. Как ни парадоксально, но новая гражданская курдская элита в отличие от предшествующей ей военной элиты будет преимущественно более радикальной в вопросах строительства курдской государственности.

Уже сегодня курдское студенчество настроено радикально в отношении необходимости объявления независимости. Однако следует отметить, что не менее радикально настроено и руководство курдских университетов. Так, Эрбильский университет стал одной из авторитетных трибун полномасштабного обсуждения пути к независимости. В настоящее время в университете проводятся интенсивные исследования и научно-практические конференции по вопросам независимости Курдистана, в которых участвует и политическое руководство региона. Цель этих мероприятий заключается в “апробации идеи независимости Курдистана”, “анализе правовых аспектов этого вопроса”, “обсуждении вызовов, с которыми могут столкнуться курды на пути к независимости”, а также в определении “возможной роли независимого Курдистана на Ближнем и Среднем Востоке”.

При этом подготовка неиракских курдов в университетах Южного Курдистана рассматривается властями региона в первую очередь в общекурдском масштабе. Эти студенты представляются ими как перспективные проводники “мягкой силы” Курдистана. Неслучайно турецкие власти сильно беспокоит резко возросшее в последнее время в ряде приграничных с Ираком районов Турции влияние властей Южного Курдистана, в особенности президента Курдистана Масуда Барзани. Курдский лидер пытается убедить Анкару в необходимости решения курдского вопроса в Турции мирным путем, посредством переговоров, в том числе с властями Курдистана, что весьма негативно воспринимается Анкарой, считающей опасным вовлечение в решение проблем “Юго-Востока” властей Южного Курдистана.

1. Yilmaz, Serpil. Kuzey Irak’ta Fethullah Gьlen ьniversite de kuracak. // Milliyet, 04.11.2007.

2. Kurdistan certificates not accepted in Iran. // Hewler Globe, Nov. 8, 2005. – No. 31.

3. Arslan, Arif. K. Irak’a Turk ogrenci gocu. // Milliyet, 15.01.2008.

4. Mistefa Bizbeng. Tirkiye de li Basure Kurdistane zaningeheke avake. (Турция откроет в Южном Курдистане вуз.) // Peyamner.com, 22.03.2006. http://www.peyamner.com/article.php?id=39732&lang=latin (курд. яз.).

5. Всего в мире организациями Ф.Гюлена учреждено сотни школ (лицеев, колледжей) и несколько университетов, в основном в странах постсоветской Центральной Азии и Закавказье, а также в ряде российских регионов, государствах бывшей Югославии. В целом “империя Гюлена” насчитывает многочисленные организации – крупные компании, медиасруктуры, фонды и т.п.

6. Yilmaz, Serpil. Kuzey Irak’ta Fethullah Gьlen ьniversite de kuracak. // Milliyet, 04.11.2007.

7. Turkish Teachers Teach Iraqi Students. // Today’s Zaman, 05.09.2006.

8. Turkish Teachers Teach Iraqi Students. // Today’s Zaman, 05.09.2006.

52.4MB | MySQL:106 | 1,192sec