Пакистанский прорыв в Давосе

Давос даровал президенту Пакистана Первезу Мушаррафу уникальную возможность – с трибуны мировой общественной площадки открыто объяснить миру особенности переходного этапа от военной к гражданской форме правления, причины и внутреннюю необходимость принятия таких непопулярных мер, как введение режима чрезвычайного положения, перенос даты всеобщих парламентских выборов, и, наконец, рассказать миру о реальном положении, представить свое видение, а также место, роль и переживаемые страной трудности в борьбе с терроризмом и т.д. Мировые массмедия в последние месяцы выдавали информацию о Пакистане, напоминающую сводки военных действий.

П. Мушарраф открыто шел на разговор, объясняя и продвигая позиции своей администрации по злободневным вопросам. И добился значительных результатов. Две основные проблемы волновал мир в первую очередь: демократия и борьба с терроризмом.

Первой задачей П. Мушарраф поставил для себя убедить мировую общественность и прежде всего средства массовой информации не «красить Пакистан в черный цвет». «Западная пресса дает негативное восприятие демократии.., искажая факты защиты прав человека в Пакистане, демократической ситуации и борьбы с терроризмом», заявлял Мушарраф, и «…нельзя судить о положении дел в Пакистане, применяя к нему свою собственную систему» [1].

Вопросы построения демократического общества всегда носили желаемый характер, учитывая, что большую часть истории страны, начиная с 1947 г. у власти стояли военные или военно-гражданские администрации. Современное видение переходного этапа к дальнейшему развитию гражданских институтов П. Мушарраф объясняет «стремлением к сосуществованию путем управления политическими вопросами во имя стабильности и благополучия людей» [2].

Основной смысл демократии, по мнению П. Мушаррафа, заключается в «предоставлении политических, финансовых, административных возможностей людям, включая женщин, и меньшинствам» [3].

Одним из основных институтов демократического общества является его избирательная система. Согласно конституции Пакистана, срок полномочий Национальной ассамблеи/НА (нижней палаты парламента) истек 15 ноября 2007 г. Нижняя палата парламента была распущена. 16 ноября 2007 г. к своим обязанностям на трехмесячный период приступило переходное правительство во главе с премьер-министром Сумро. Всеобщие парламентские выборы, согласно Конституции, должны быть проведены в течение 90 дней с момента роспуска НА. Но еще 3 ноября из-за конфликта с судебной властью П. Мушарраф ввел в стране режим чрезвычайного положения, который стал самым кратким в истории страны – 15 декабря он уже был отменен. Но именно возможность переноса всеобщих парламентских выборов на неопределенный срок рассматривалась западными союзниками Пакистана, с одной стороны, как отход от трансформации военно-гражданской к гражданской форме правления, а с другой стороны, как нежелание генерала-президента П. Мушаррафа выпускать из рук армейскую составляющую свой личной власти.

Но жизнь все равно внесла коррективы в расписание выборов – убийство 27 декабря 2007 г. Б. Бхутто, председателя крупнейшей оппозиционной Пакистанской народной партии, лидера оппозиции, заставило власти перенести дату всеобщих парламентских выборов на 18 февраля с.г.

Столь неожиданные события конца декабря 2007 г. внесли смятение в стан пакистанской политической оппозиции, она еще не успела «слепить» единого лидера или реальных лидеров с четкой стратегией и программой действий. Единственно, что объединяет оппонентов П. Мушаррафа и правящую Мусульманскую лигу Пакистана (Каид-и Азама)/ ПМЛ (К) – это ярое недовольство действующим президентом, возглавляющим страну с 14 октября 1999 г.

На выборах 2002 г., проходивших при ограниченном участии политических партий, преимущественные позиции занимала Пакистанская мусульманская лига (Каид-и Азам), созданная в срочном порядке за несколько месяцев до начала кампании. Это обстоятельство в значительной степени позволило ее членам занять доминирующие кресла в правительстве. Сегодня избирательная палитра крайне разнообразна, и, главное, появилось намного больше возможностей в отсутствии Б. Бхутто, главного претендента на пост премьер-министра.

Президент П. Мушарраф, провозглашая курс национального консенсуса, заявил с трибуны Давоса о готовности работать с коалиционным правительство, а также о стремлении сотрудничать «с любым будущим премьер-министром, избранным в качестве главы правительства, который будет свободен в своих действиях при формировании правительства и выполнении его основных функций». А в качестве одного из элементов перехода к демократической форме правления он видит «передачу власти политической партии, которая наберет большинство голосов в парламенте» [4].

Но одним из решающих факторов на пути к формированию нового политического большинства в парламенте является избирательная кампания, подразделяемая на две основные составляющие: процедура выборов и избирательная комиссия. П. Мушарраф неоднократно подчеркивал проведение «свободных, честных и открытых выборов», отвергая все сомнения в обманах и подтасовках результатов. С другой стороны, «принят ряд поправок к соответствующим правовым нормам», избирательным комиссиям/ ИК предоставлены «все полномочия на местах для работы в мирной и беспристрастной атмосфере», а председатели ИК прошли профессиональную подготовку с тем, чтобы объявить результаты выборов в присутствии доверенных лиц кандидатов». Предприняты меры административного характера для обеспечения законного перехода власти гражданскому правительству.

П. Мушарраф неоднократно подчеркивал приоритетную цель при переходе к демократической форме правления — «совершенствование системы государственного управления, которая направлена на дальнейшее развитие межконфессиональной гармонии». В Пакистане вертикаль федеральной власти венчается избранным составом центрального правительства. «Стабильное и прогрессивное правительство в Пакистане является необходимым условием для адекватного реагирования на вызовы современности, такие как быстрый экономический рост, а также проблемы терроризма и экстремизма» [5].

Две основные составляющие – экономическая стратегия, в основу которой положены политика дерегулирования, приватизация и либерализация, успешно проводимая в жизнь бывшим премьер-министром Шаукат Азизом, и относительная политическая стабильность за годы правления П. Мушаррафа, за исключением 2007 г., способствовали экономическому росту Пакистана. Сегодня рост ВВП составляет 7%. И в целом, в течение всего периода правления администраций П. Мушаррафа, за исключением последнего квартала 2007 г., основные показатели отражают устойчивую тенденцию экономического развития и темпов прироста. И одно из свидетельств этого — деловая активность 700 иностранных компаний или совместных предприятий на пакистанском рынке. В то же время в Давосе П. Мушарраф неоднократно обращался к мировой общественности с призывом шире открыть рынки для пакистанских товаров [6].

События 2007 г. замедлили приток иностранных инвестиций, а многие декларированные тендеры, в частности, в сфере инфраструктуры, так и остались на бумаге. На сегодняшний день ни одна из иностранных компаний не проявила заинтересованность в строительстве даже скоростной транспортной магистрали, соединяющей Равалпинди со столицей страны Исламабадом.

Несмотря на значительные экономические показатели Пакистана, в целом они, по мнению президента П.Мушаррафа недостаточно высоки, так как еще не решены такие проблемы современности, как бедность части населения (приближается к 160 млн человек), неграмотность, отсутствие должной медицинской помощи и т.д. в некоторых районах Пакистана [7].

Практика террористов-смертников в Пакистане, по мнению П. Мушаррафа, является как раз порождением «бедности и неграмотности» молодых людей. Боевики дезориентируют юношей от имени ислама, толкая их на самоубийственный теракт, мотивируя эти действия вечным счастьем на небесах. И то, что они делают, ничего не имеет общего с исламом, который учит терпению и примирению с ближними [8].

Истоки современного терроризма в Пакистане, по мнению П. Мушаррафа, уходят в далекие 80-е годы, когда Пакистан столкнулся с многочисленными кардинальными переменами в регионе после окончания афганской войны и вывода советских войск из этой страны. «Вместо того чтобы оставить страну один на один в борьбе с терроризмом и экстремизмом, Запад должен был оказать помощь. И сегодня он не имеет права повторять ошибки прошлых лет», — заявил президент П. Мушарраф.

Первым и неотложным, по мнению главы Пакистана, должно стать урегулирование ситуации в соседнем Афганистане, «уничтожение вооруженных сторонников движения «Талибан» и «Аль-Каиды», так как от решения этой проблемы зависят мир и стабильность в регионе в целом».

Отвечая на вызовы терроризма и экстремизма, П. Мушарраф подчеркнул «важность разработки всеобъемлющей стратегии, включающей военные действия, административные меры и дальнейшее социально-экономическое развитие страны (Пакистана)» [9].

Один из основных вкладов Пакистана в борьбу против терроризма – разработка краткосрочной и долгосрочной военной стратегии по ликвидации военизированных формирований под командованием Байлулаха Мехсуда/ Baitullah Mehsud в южной и западной частях провинции Вазиристан. Со своей стороны, Исламабад также предпринимает превентивные меры, в частности, «по закрытию границ» с соседним Афганистаном. «Мы приняли решение не разрешать иностранцам жить на нашей стороне (границы), что позволяло укрепляться «Аль-Каиде» и боевикам Талибана,.. и убеждены, что и Пакистан и Афганистан не позволят террористическим элементам пересекать границу».

Непросто для П. Мушаррафа было убедить мировую общественность в Давосе, что исламские экстремисты разместились лишь в нескольких населенных пунктах Северо-Западной пограничной провинции/СЗПП, а «не все население зоны пуштунских племен участвует в вооруженном конфликте». Но сам Исламабад расположен всего в нескольких сотнях километрах от Пешавара — столицы СЗПП.

Федеральное правительство со своей стороны также предпринимает ряд мер, направленных на дальнейшую интеграцию зоны племен в современную социальную жизнь страны. Ради достижения этой цели администрация П. Мушаррафа предпринимает усилия по «совершенствованию системы управления, направленной на дальнейшее развитие межконфессиональный и межрелигиозной гармонии» И в первую очередь усилия направлены на становление демократических институтов на низовом уровне, так как, по его мнению, система местного самоуправления работает крайне медленно».

В целом, вопросы борьбы с исламскими экстремистами и террористами являются насущными, но ситуация, по мнению президента П. Мушаррафа, не представляется критической. В то же время она оказывает влияние на мир и безопасность в стране и в регионе.

Основными итогами участия во Всемирном экономическом форуме главы Пакистана можно назвать:

— признание мировой общественностью гражданского президентства П. Мушаррафа после принесения им присяги на верность Конституции при вступлении в должность и ухода с поста командующего сухопутными силами страны 28 ноября 2007 г.;

— прощение кратковременного введения режима чрезвычайного положения с 3 ноября по 15 декабря 2007 г., и, как следствие, приостановку действия отдельных статей Конституции, гарантирующих гражданские права человека и т.д.;

— принятие объяснений президента П. Мушаррафа при подавлении им массовых беспорядков в стране, вызванных убийством 27 декабря экс-премьера Б. Бхутто, лидера оппозиционных сил в стране и т.д., а также объяснений, связанных с переносом даты проведения всеобщих парламентских выборов с 8 января на 18 февраля 2008 г.;

— и, наконец, мир услышал из уст «ключевого союзника США» в борьбе с глобальным терроризмом реальное положение дел в зоне пуштунских племен на границе с Афганистаном.

Подчеркивая важность совместного международного подхода к решению вопросов борьбы с терроризмом и искоренению причин этого явления, П. Мушарраф обратился к мировой общественности с просьбой оказывать дальнейшую помощь развивающимся странам в борьбе с бедностью, неграмотностью и экономической отсталостью.

1. Pakistan Times 25.01.08, www.weforum.org.

2. Pakistan Times 25.01.08, www.weforum.org.

3. Pakistan Times 25.01.08, www.weforum.org.

4. Pakistan Times 25.01.08.

5. www.weforum.org.

6. Dawn 26.01.08.

7. Dawn 26.01.08, www.weforum.org.

8. Dawn 26.01.08.

9. www.weforum.org.

52.23MB | MySQL:103 | 0,462sec