Проблемы студенческой молодежи в Южном Курдистане

В середине января текущего года на несколько дней была приостановлена работа Сулейманийского университета. Поводом для бойкота вуза студентами стали перебои в энерго-, газо- и водоснабжении. Однако в ходе студенческих волнений студенты выдвинули ряд дополнительных требований, вызванных недовольством властями.

Значительная часть студенчества Южного Курдистана настроена весьма критически в отношении властей региона. При этом резкое увеличение абсолютного количества и удельного веса образованной молодежи, являющееся для Курдистана новым феноменом, может усложнить внутриполитическую обстановку в самом Южном Курдистане. Сегодня в Курдистане рост количества получившей высшее образование молодежи резко опережает процесс создания для нее рабочих мест. Подготовка специалистов в курдских университетах происходит в настоящее время без учета потребностей рынка труда. Обучение осуществляется по однотипным специальностям, происходит неоправданное дублирование в подготовке определенного вида специалистов. Это объясняется двумя причинами.

Первая. Курдские университеты не могут удовлетворить спрос рынка труда по значительному увеличению количества специалистов технического профиля — инженеров, строителей, программистов и т.п. Да и массовая подготовка таких специалистов в стенах классических университетов вряд ли возможна. В Курдистане существует огромная потребность в инженерно-технических кадрах, и курдские власти понимают необходимость создания отдельного технологического университета, который бы начал массовый выпуск курдских инженерно-технических работников. Создание подобного вуза планировалось в Сулеймании.

Вторая. В настоящее время основной целью курдских университетов является интеллектуализация курдского общества, создания широкого слоя граждан, имеющих национальное высшее образование, т.е. «воспитанных» в университетах по-курдски. В Южном Курдистане на 10 тыс. населения приходится менее 100 студентов вузов, что является весьма низким показателем. При этом за последние несколько лет количество студентов в Курдистане выросло в 1,5 раза.

Одним из основных недостатков системы высшего образования является низкая академическая мобильность, «замкнутость», обусловленная раздробленностью Южного Курдистана. Подавляющее большинство студентов курдских университетов — выпускники средних учебных заведений соответствующих провинций.

В Курдистане наблюдается весьма высокий уровень монополизации политической и экономической жизни. Фактически две крупнейшие и полномасштабные монополии Курдистана контролируют все сферы региона. Высокая монополизация в экономической сфере препятствует развитию мелкого и среднего бизнеса, который смог бы взрастить многочисленные предприятия, абсорбирующую получившую образование молодежь. Резкое увеличение доходов курдских администраций, фактически курдских политико-экономических монополий, за счет денег преимущественно неэкономического происхождения (помощь американцев за политическую лояльность, трансферты из иракского бюджета, монополия на все виды деятельности, в том числе и внешнюю торговлю, контроль за транзитной торговлей) не сопровождается соответствующим развитием гражданско-политических и, что самое главное, экономических институтов — многочисленных предприятий и обслуживающих их структур. Высокие доходы расходуются крайне неэффективно. Строительный бум и резкий рост потребления в основном обеспечивается не предприятиями Южного Курдистана. Основные подряды получают, как правило, турецкие фирмы. Хотя в последнее время наблюдается зарождение курдского бизнеса, тем не менее его рост недостаточен для того, чтобы переварить всех выпускников университетов.

Подобная импорто-потребительская ориентация экономики Иракского Курдистана таит в себе опасность консервации отсталости, препятствует созданию национальной промышленности.

Монополизация политической жизни создает питательную почву для непотизма, а также препятствует смене не справляющихся со своими обязанностями чиновников и управленцев.

Все это стало причиной высокого уровня безработицы и низкого уровня вертикальной мобильности. Кроме того, среди населения Иракского Курдистана весьма распространены патерналистские настроения. Последние 15 лет курды в основном жили за счет зарубежной помощи. В целом в Ираке тоже, благодаря наличию значительных нефтяных запасов, был распространена патерналистская модель.

Таким образом, налицо факторы, которые могут привести к росту социального недовольства одной из самых мобильных групп населения — молодежи, и соответственно, к осложнению социально-политической обстановки. При этом следует отметить, что значительный удельный вес выпускников гуманитарных направлений лишь усугубляет ситуацию, так как именно эта часть населения является наиболее экстремистской, требовательной, но в то же время зависимой, и ориентирована на перераспределение.

Наличие нескольких университетов делает в целом доступным получение высшего образование и может рассматриваться в качестве одного из механизмов активизации «социальных лифтов», однако в Курдистане этот фактор почти не играет никакой роли.

Из-за низкого уровня выполнения курдскими властями своих публичных функций в Курдистане весьма распространено мнение о коррупции властей. Особенно это мнение широко распространено среди учащейся молодежи.

Следует отметить, что недовольство курдской молодежи вполне осознается и властями Курдистана. Даже средства массовой информации, близкие к правящим партиям, нередко публикуют материалы, в которых резко выражается это недовольство. Так, в одной из статей в газете Soma, близкой к Патриотическому союзу Курдистана, посвященной проблемам молодежи в Чамчамале (до создания единого РегПК Чамчамал находился в зоне управления ПСК) [1], где в августе 2006 г. прошли массовые антиправительственные акции протеста по поводу нехватки топлива и электричества, в которых участвовала преимущественно молодежь, в частности, говорилось следующее: молодежь разочарована политикой властей и перспективами жизни. Молодежь жалуется на безработицу, отсутствие жилья и молодежной инфраструктуры (библиотеки, парки, кафетерии и т.д.), из-за чего не происходит социализации молодежи, и т.п., поэтому среди молодых людей очень популярна идея эмиграции в Европу [2]. При этом в статье цитировались молодые люди, утверждавшие, что власти не предпринимают никаких конкретных действий для решения проблем молодежи и предотвращения эмиграции в Европу.

Примечательно, что в той же газете под рубрикой «Слово на улице», в которой приводились ответы на вопросы корреспондентов не подобранных специально респондентов (на улице), было опубликовано мнение восьми респондентов – жителей Чамчамала на вопрос: почему молодые курды мигрируют на Запад? Примечательно, что почти все ответы были критичными по отношению к властям (1 нейтральный ответ).

Подавляющее большинство курдской молодежи, за исключением детей высокопоставленных партийно-бюрократических деятелей и новых курдских магнатов (которые, как правило, весьма близки друг другу), не видит перед собой никаких перспектив. При этом в настоящее время все проблемы, в том числе и эта, затушевываются поиском нового места Курдистана в Ираке и созданием государственных институтов и полноценных властных структур в Курдистане, что подразумевает необходимость единства населения Южного Курдистана с целью предотвращения возможность использования многочисленными «врагами» проблем для дискредитации «курдского демократического эксперимента».

Поэтому в уже упоминавшейся статье примечательно одно пронизанное экономизмом и несколько «непатриотичное» высказывание одного из представителей молодежи, которое в последнее время широко распространяется в Курдистане: «Местная власть должна успокоить молодежь, поскольку она (молодежь) является будущим региона (Курдистана). Многие из молодых чувствуют слабую связь с регионом, они видят, что власти плохо служат им. Если они (курдские власти) хотят построить сильную курдскую нацию, они должны очаровать нас Курдистаном».

Таким образом, курды, еще не получив полноценную государственность, создав национальные курдские структуры и институты, о которых мечтало много поколений курдского народа, перманентно отстаивая свою национальную идентичность, уже начинают заявлять о том, что им не нужен просто Курдистан как административно-территориальное образование курдов, а им нужен Курдистан, который будет им выгоден экономически.

Недовольство властями молодежи и студенчества нередко выливается в различные антиправительственные выступления – в Сулеймании и Эрбиле. При этом, как правило, экономические и политические требования молодежи переплетаются. Так, во время антиправительственных демонстраций в Сулеймании в ноябре 2005 г. курдские студенты, выступая под лозунгами «разрушить здание РегПК», «где уселись воры», протестовали против нехватки электричества, топлива, воды и жилья, а также против вмешательства властей в университетские дела и угрожали не принять участие в общеиракских выборах в декабре 2005 г. Нередко при проведении антиправительственных акций протестов по экономическим причинам молодежь также играет ведущую роль.

Уже сегодня студенчество Южного Курдистана представляет определенную политическую силу. И его роль будет все более возрастать. При этом наиболее заметно недовольство и более громкий голос студенчества в Сулеймании – историческом центре курдского национализма, наиболее либеральной области Курдистана. Наименьшая роль студенчества наблюдается в консервативном Дохуке.

Курдские лидеры прекрасно понимают неминуемое повышение роли студенчества Курдистана. В настоящее время ведущие партии Курдистана, ДПК и ПСК, управляют основной массой курдского студенчества через созданные при этих партиях студенческие союзы. Однако даже в этих союзах то и дело выражают недовольство деятельностью курдских властей. Власти Южного Курдистана заявляют на это, что никто не вправе препятствовать критиковать недостатки властей Курдистана, однако, по их мнению, эта критика «должна осуществляться в предусмотренных законом рамках. Никто не должен препятствовать демонстрациям, но нельзя осуществлять поджоги или наносить ущерб правительственным учреждениям». Имеются в виду участившиеся в последнее время выступления курдской молодежи, которые сопровождаются и актами насилия. Трудно не согласиться с властями Курдистана, что протесты должны осуществляться в предусмотренных законом рамках. Однако при существующей ныне монополизации политической жизни Курдистана все протесты, демонстрации и т.п. не имеют никакого значения и не могут ничего изменить. Даже выборы служат лишь формальным одобрением списка, подготовленного курдскими политическими монополиями.

Курдские власти, реагируя на критику молодежи, отмечают ее некоторую правомерность, считая, однако, что масштабы недостатков сильно преувеличиваются в силу радикализма и максимализма студенчества. А существующие проблемы объясняют недостатком опыта государственного управления: «Мы никогда не имели таких проблем, как электричество, дороги и водное хозяйство в горах. Это вопросы, с которыми мы впервые столкнулись, когда вернулись с гор» [3].

Однако значительная часть населения Курдистана не согласна с властями. В последние годы все больше людей говорят о том, что система власти в Курдистане полностью коррупционна, что проблемы возникают не только и не столько из-за отсутствия опыта управления. Тема коррупции стала одним из важнейших вопросов общественной жизни Курдистана.

Понимая растущую роль курдской молодежи, а также зная о ее растущем недовольстве, курдские власти пытаются направить это недовольство в конструктивное русло, создавая организации, которые смогли бы выражать чаяния молодежи, доводить их до властей, предотвращая, таким образом, радикализацию молодежи. Речь идет о попытках создания в Курдистане «молодежного парламента» (МП). Предполагается, что создаваемые «неправительственные» молодежные организации должны заниматься в первую очередь социальными проблемами молодежи, лоббировать в курдской власти принятие решений, направленных на преодоление безработицы среди молодежи, недостатка жилья, предотвращения эмиграции молодежи от безысходности в Европу, «конструктивную политизацию» молодежи.

Таким образом, развитие массового высшего образования в Южном Курдистане в ближайшее время выведет на политическую жизнь Курдистана новую мобильную силу – курдское студенчество и образованную молодежь. Эта сила отличается радикализмом. С одной стороны, радикализм образованной молодежи направлен на требование от курдских властей создания независимого курдского государства. Курдские власти используют эти требования на переговорах с Багдадом и Вашингтоном, заявляя, что «народ требует независимости».

Однако параллельно среди курдской образованной молодежи усиливается недовольство курдскими властями, ведущими политическими партиями. Курдская молодежь требует свое место «под солнцем», а власти пока не могут ответить на этот вызов, сочетающий в себе социальные, политические и экономические элементы.

1. Ali Anwar (Chamchamal). Disenchanted youth. Chamchamal youth lament their hardships. // Soma, 2006, № 14, 6.10 – 19.10.

2. Там же. Южнокурдистанская молодежь платит несколько тысяч долларов за то, чтобы ее лишь доставили в какую-либо европейскую страну. При этом количество желающих выехать из Южного Курдистана не уменьшается. (Kurdish youth continue to seek lives elsewhere. Their disappointment in Kurdistan compels them to flee the region, illegally. // Kurdish Globe, 24.04.2007. – No.106.)

3. Barzani urges Kurds to go to ballot boxes. // Hewler Globe, December 6, 2005. – No. 35.

52.31MB | MySQL:103 | 0,495sec