Ближневосточная политика Н. Саркози: первые итоги

Заключение контрактов на 15-20 млрд евро и достижение договоренностей о возможности заключения сделок на сумму, превышающую 100 млрд евро, стало одним из главных итогов новой ближневосточной политики Парижа, которую уже восемь месяцев реализует президент Франции Николя Саркози. Среди основных черт этой политики необходимо в первую очередь отметить прагматизм, стремление играть важную роль на всех треках ближневосточного направления, намерение расширить географию сотрудничества за счет стран, не относящихся к традиционным партнерам Франции в регионе, стремление подкрепить французскую политику военным присутствием в регионе, желание оказать всемерную поддержку французскому бизнесу, в частности, путем повсеместного предложения содействовать в строительстве атомных реакторов. Эти характерные черты наглядно проявились в ходе контактов, которые провел Саркози с ближневосточными лидерами после его избрания на пост президента.

Реализацию своей ближневосточной политики Саркози начал в июле 2007 г. с турне по Алжиру и Тунису. Именно там французский президент озвучил основные контуры своей инициативы, касающейся создания Средиземноморского союза, призванного объединить страны региона с тем, чтобы сделать Средиземное море «самым чистым в мире», а регион — «зоной развития, безопасности и диалога между культурами».

С 22 по 24 октября 2007 г. состоялся государственный визит Саркози в Марокко. Его главным итогом стало подписание примерно 15 контрактов на общую сумму 3 млрд евро. Самый крупный из числа подписанных контрактов касается строительства высокоскоростной железнодорожной линии между Танжером и Касабланкой. Стоимость проекта оценивается в 2 млрд евро. Стороны подписали также очень перспективную декларацию о намерениях относительно сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии. Речь идет о возможности строительства АЭС в районе города Сафи на юго-западе Марокко. Рамочное соглашение на этот счет может быть подписано в ближайшие дни. Компания «Арева» уже заявила о своей заинтересованности в марокканском проекте, и в частности, в совместной добыче урана, который является побочным продуктом при добыче фосфатов.

В декабре президенты Франции и АНДР вновь встретились в Алжире. 4 декабря стороны парафировали серию соглашений, касающихся сотрудничества в сфере использования атомной энергии в мирных целях, нефтехимии и добычи природного газа. Первое соглашение охватывает все возможные направления сотрудничества, и в частности, фундаментальные научные исследования, передачу технологий, подготовку кадров, производство электроэнергии (понятно, что это направление реализуется путем строительства АЭС), разведку и добычу урана на территории Алжира. Оно стало первым соглашением подобного рода, заключенным Францией с арабо-мусульманской страной. Предполагается, что это соглашение может повлечь за собой подписание серии контрактов, стоимость которых пока невозможно предугадать. По данным французских источников, речь идет, в частности, о подготовке около 2 тыс. алжирских специалистов в области атомной энергетики. Ранее, до присоединения Алжира к Договору о нераспространении ядерного оружия, западные страны отказывались сотрудничать с Алжиром в вопросах подготовки кадров. Стоимость других, уже оформленных сделок составила порядка 6 млрд евро.

10-15 декабря 2007 г. Саркози принимал в Париже лидера ливийской революции Муамара Каддафи. Этот визит увенчался подписанием десятка контрактов и соглашений на сумму свыше 10 млрд евро. Наиболее дорогими сделками стали договоренности о покупке 21 «Аэробуса» различных модификаций, а также «одного или нескольких атомных реакторов».

Последние дни декабря Саркози провел в Египте. Там он встретился, в частности, с президентом АРЕ Хосни Мубараком. Центральное место на переговорах заняла ситуация в Ливане. Из Каира последовал ряд важных заявлений Саркози относительно Сирии, о которых будет рассказано ниже. Там же он сделал несколько заявлений, показавших намерение Франции и впредь играть активную роль в процессе ближневосточного урегулирования. В частности, он призвал своих «израильских друзей» помочь в создании «современного, демократического и независимого палестинского государства». «Я уже неоднократно говорил, что для Израиля настало время сделать шаги, которые позволили бы доказать возможность достижения мира. Среди этих шагов — прекращение колонизации. Наша позиция по отношению к Израилю постоянна. Мы — его верные друзья, но это не значит — все позволяющие друзья», — заявил он. «Я хотел бы, чтобы эти слова услышали во всех арабских столицах. Это — моя постоянная позиция», — подчеркнул Саркози.

В ходе переговоров в Каире Саркози подтвердил готовность Франции участвовать в реализации атомной программы АРЕ, однако никаких конкретных договоренностей на этот счет достигнуто не было. Пока же Франция является пятым по значимости (3 млрд евро) зарубежным инвестором в Египте. В АРЕ действуют 95 предприятий с участием французского капитала, на которых работают 40 тысяч человек.

4 января с.г. Саркози встретился в Акабе с королем Иордании Абдаллой II. В ходе переговоров обсуждались вопросы ближневосточного урегулирования и ливанская проблема. Стороны не сообщили каких-либо других деталей встречи.

Во второй декаде января Саркози отправился в поездку по странам Персидского залива. 14 января в Саудовской Аравии он заявил, что Франция «стремится быть не только стратегическим экономическим партнером королевства, но и партнером политическим». Общим для двух стран, полагает он, является их стремление «сделать все, чтобы избежать столкновения цивилизаций, религиозной войны». По словам Саркози, «в ближайшие недели и месяцы» Франция и Саудовская Аравия подпишут «серьезные контракты, гражданские и военные», на сумму до 40 млрд евро.

Уже 15 января Франция и ОАЭ подписали соглашение, согласно которому она получит военную базу в Абу-Даби, где на постоянной основе разместятся до 500 французских военнослужащих. Таким образом, Франция получит доступ в стратегически важный Ормузский пролив, через который проходит до 40% мировой транспортировки нефтепродуктов. Предусмотрено, что на базе уже в 2009 г. будут представлены все три вида вооруженных сил — сухопутные войска, ВВС и ВМС. Эта база станет первой, которую откроет Франция после завершения эпохи колониализма. Причем вся инфраструктура базы — аэродром, причальный комплекс — будет создана на средства ОАЭ. Одно это подтверждает, что Франция готова участвовать в обеспечении безопасности ОАЭ от иранской угрозы, которую эта страна считает вполне реальной.

Впрочем, даже без базы военное сотрудничество между ОАЭ и Францией развивается очень динамично. Ежегодно корабли ВМС Франции осуществляют до 30 заходов в порты ОАЭ, дважды в год специфику полетов в зоне Персидского залива осваивают пилоты французских ВВС. По линии сухопутных войск ежегодно проводится до 25 совместных учений.

Другим итогом визита Саркози в ОАЭ стало подписание соглашения о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии. Оно предусматривает строительство двух реакторов EPR для выработки электричества и опреснения воды.

Еще одним остановочным пунктом Саркози в зоне Персидского залива стал Катар. Еще в сентябре 2007 г. стороны договорились, что Франция откроет в 2011 г. филиал своего престижного военного училища в Сен-Сир, где будут обучаться курсанты из стран Залива. В ходе визита Саркози стороны подписали контракт на 470 млн евро по электрификации Катара, а также протоколы соглашений относительно сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии и совместной добычи газа. Стороны также обсудили возможности заключения контрактов на сумму 6,3 млрд евро в сферах наземного транспорта, гражданской авиации, строительства, энергетики, водо- и электроснабжения, подготовки кадров и военно-технического сотрудничества.

Наиболее сложно в указанный период развивались отношения между Парижем и Дамаском. Возможно, это случилось потому, что у Франции в настоящее время нет особых экономических интересов в Сирии, однако они присутствуют в Ливане, который никак не может избрать своего президента, и, как считают на Западе, во многом это происходит из-за соответствующей политики Дамаска. Сразу после избрания Саркози отказался от политики своего предшественника Ширака, который приостановил все контакты с Сирией после убийства в 2005 г. премьер-министра Ливана Рафика Харири. В Дамаске дважды побывал генеральный секретарь канцелярии Саркози, в начале ноябре в Стамбуле прошла встреча глав МИДов двух стран. В конце ноября состоялся телефонный разговор между Н. Саркози и Б. Асадом.

Ситуация изменилась после того, как в декабре, будучи с визитом в Каире, Саркози заявил, что «для Сирии настало время доказать фактами то, что она не прекращает делать в своих заявлениях». «Сейчас мы ждем от Сирии дела, а не речи», — сказал президент Франции.

В Ливане западные страны поддерживают парламентское антисирийское большинство, в то время как оппозиция пользуется поддержкой Дамаска и Тегерана. Стороны считают наиболее удобным для всех кандидатом в президенты командующего ливанской армией Мишеля Слеймана, однако оппозиция требует, чтобы до выборов президента были разделены портфели в будущем кабинете министров. Против этого категорически выступает ливанское большинство.

Одновременно Саркози заявил о приостановлении каких-либо дипломатических контактов с Дамаском до тех пор, пока не будет избран президент Ливана. Он предупредил, что «Франция разблокирует кредиты, необходимые для ускорения начала работы Международного уголовного суда», которому поручено судить лиц, ответственных за убийство Харири.

В ответ Сирия заявила, что приостанавливает сотрудничество с Францией в вопросах урегулирования ливанского кризиса. В целом представляется, что на сирийском треке Париж будет действовать согласованно с другими западными столицами, обвиняющими Сирию во всех бедах, с которыми сталкивается Ливан. Тем не менее он более гибко подходит к проблеме. Уже 12 января с.г. в Эр-Рияде Саркози заявил о готовности нормализовать отношения с Сирией «сразу после того, как в Ливане будет достигнут конкретный результат».

И в завершение несколько совсем «свежих» новостей. Как бы подтверждая тезис о многовекторности внешней политики Франции, Саркози объявил 18 января, что Франция примет очередную международную конференцию по оказанию помощи Афганистану. Дата проведения конференции еще не установлена. Предыдущее мероприятие такого рода прошло в Берлине в январе 2007 г.

23 января Саркози принял в Париже министра обороны Израиля Эхуда Барака. В ходе переговоров обсуждалась главным образом ситуация в секторе Газы, возникшая после того, как сотни тысяч палестинцев взяли штурмом границу с Египтом. Словно забыв заявления, сделанные ранее в Каире — или думая, что их забыли в Израиле, — Саркози утверждал, что «глубоко привержен безопасности Израиля» и что это — «постоянная позиция» Франции.

В целом, ставшее характерным для Парижа в последнее время стремление повсеместно предлагать свои атомные реакторы понятно. Оно обусловлено главным — придать новый мощный импульс развитию французской экономики и не уступить конкурентам из США и России. Экологи из «Гринпис» уже назвали это стремление проявлением «индустриального неоколониализма», благодаря которому ближневосточные страны рискуют попасть в технологическую и энергетическую зависимость от Франции и группы «Арева». Согласно справедливому замечанию «Гринпис», «продавать реакторы типа EPR Марокко или Алжиру — странам, залитым солнцем, — это попахивает скорее индустриальным неоколониализмом, продавать же такие реакторы Ливии — это еще более безответственно, учитывая риски, связанные с возможным распространением атомного оружия». Впрочем, многие наблюдатели сходятся во мнении, что «любовь» к АЭС у арабских стран возникла во многом благодаря иранской ядерной программе, которая провоцирует на аналогичные шаги соседей Ирана. Все это чревато непредсказуемыми последствиями для и без того конфликтного региона.

62.87MB | MySQL:102 | 0,559sec