Ситуация в Алжире: январь 2008 года

Основные события января в Алжире разворачивались на антитеррористическом «фронте». 3 января «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКМ) взяла на себя ответственность за теракт, совершенный накануне, в котором погибли четверо полицейских, 12 человек получили ранения. В коммюнике, размещенном на одном из исламистских сайтов, АКМ распространила несколько фотографий смертника, идентифицированного как Абдалла аш-Шаайани. В коммюнике утверждалось, что грузовик, которым управлял камикадзе, был «заряжен» 500 кг взрывчатки. Этот заряд взорвался, когда грузовик врезался в комиссариат полиции в Насирие (провинция Бу-Мердас, 50 км к востоку от Алжира).

8 января глава МВД АНДР Язид Зерхуни объявил, что в связи с активизацией деятельности АКМ столичная полиция переведена на особое положение. Он сообщил, что начавшийся с 2005 г. процесс увеличения численности алжирской полиции в ближайшее время приведет к ее удвоению. По его словам, особые меры безопасности предприняты также вокруг стратегических объектов в Алжирской Сахаре, которые потенциально могут стать мишенями для атак АКМ.

14 января стало известно, что решением генерального секретаря ООН Пан Ги Муна создана специальная независимая комиссия для расследования обстоятельств, при которых были совершены теракты 11 декабря 2007 г. в Алжире. Тогда в результате двух атак с использованием смертников были убиты 41 человек, в том числе 17 сотрудников ООН (14 алжирцев и 3 иностранцев). Ответственность за совершение терактов взяла на себя АКМ. Как заявил в этой связи представитель по печати генсека ООН Мишель Монтас, Пан Ги Мун принял это решение после того, как ознакомился с предварительным заключением Службы безопасности ООН относительно этих терактов. Это заключение останется закрытым для прессы. Комиссия «займется также вопросами общей безопасности сотрудников ООН». В ее состав войдут эксперты из ряда стран мира, не работавшие ранее в системе ООН. Персональный состав комиссии будет известен в ближайшее время.

Алжир отреагировал на решение Пан Ги Муна нервно-негативно. «Мы не понимаем причин, которые вынудили генерального секретаря ООН принять такое одностороннее решение. Мы не сможем положительно отреагировать на него, — заявил премьер-министр Абдельазиз Бельхадем. — Алжирские власти уже провели расследование, и его результаты были представлены ООН». В то же время он дал понять, что, если целью комиссии будет совершенствование безопасности представительств ООН, то ее работе не будет чиниться препятствий.

16 января дипломатический конфликт между ООН и Алжиром получил новое развитие, когда чиновник Программы ООН по развитию Кемаль Дервиш фактически обвинил алжирские власти в том, что теракты 11 декабря стали возможны потому, что были проигнорированы требования представительств ООН в Алжире усилить их охрану. По его словам, официальный запрос на этот счет был направлен алжирским властям еще в апреле 2007 г. Однако власти, убаюкавшие сами себя рассказами об успехах политики «национального примирения», никак не отреагировали на эту просьбу.

Столь же нервной оказалась реакция главы МВД Алжира Язида Зерхуни на решение Пан Ги Муна. «Что может дать еще эта комиссия к тому, что сделали алжирские власти? Разве у нее есть волшебная палочка, с помощью которой нам удастся вытащить исполнителей и организаторов терактов из джебеля (удаленные горно-лесистые районы, в которых скрываются исламисты. — Прим. авт.)», — заявил Зерхуни, ведомство которого, по всей видимости, проигнорировало запрос представительств ООН. Впрочем, одна из его ремарок очень справедлива. «Почему те, кто говорит о независимой комиссии, не предложили свои магические решения в период, когда Алжир в одиночку воевал с терроризмом?», — спросил он.

20 января американское посольство в Алжире предупредило находящихся в АНДР граждан США о возможности терактов. Оно предложило американцам ограничить перемещения по столице страны, а также рекомендовало избегать мест, посещаемых иностранцами. Среди потенциально опасных мест назывались рестораны, ночные клубы, церкви и школы. Несколькими днями ранее МИД Великобритании порекомендовал подданным британской короны отказаться от поездок в Алжир в связи с возможностью совершения там терактов против британских интересов. В обращении отмечалось, что наиболее опасными районами алжирской столицы являются восточный и юго-западный. В случае необходимости перемещения внутри Алжира британцам предлагалось отдавать предпочтение воздушному транспорту.

29 января алжирские СМИ бодро отрапортовали об уничтожении разработчика терактов 11 декабря. Алжирские «силовики» настигли 28-летнего «эмира» (полевого командира) фаланги «Аль-Фарук» АКМ Абдеррахмана Бузегзу (боевой псевдоним — Абдеррахман Тилали) в 60 км к востоку от Алжира. В момент уничтожения он был за рулем заминированной автомашины, которую планировал использовать для очередного теракта в Алжире. Этот несомненный успех спецслужб был смазан в тот же день, когда очередной смертник взорвал заминированную автомашину близ комиссариата полиции в Тениа (50 км к востоку от Алжира). В результате этого теракта погибли по меньшей мере четыре человека, в том числе трое полицейских, 20 человек получили ранения. Ответственность за этот теракт тут же взяла на себя АКМ.

В январе, как и ранее, одним из главных поставщиков новостей относительно ситуации на мировом рынке нефти оставался министр энергетики и шахт Алжира, президент ОПЕК Шакиб Хелиль. По его оценке, рост цен на углеводороды продолжится до конца марта с.г. и будет определяться политической нестабильностью в Пакистане, эскалацией насилия в Нигерии и сокращением запасов нефти в США. Цены стабилизируются в течение второго триместра.

Тот же Хелиль отправил 8 января из порта Бетиуа близ Алжира в первое плавание алжирский супертанкер «Медсар» водоизмещением 150 тыс. тонн. Этот гигант китайской постройки длиной 333 метра и шириной 60 метров принадлежит совместному предприятию, созданному «дочкой» алжирской СОНАТРАК и японской «Кавасаки шипбилдин ко». Стоимость танкера — 120 млн долларов. Он способен транспортировать 2 млн баррелей нефти и предназначен в первую очередь для поставок углеводородов на рынки США и Юго-Восточной Азии. Именно в США он направился в свое первое плавание.

19 января алжирский премьер заявил о намерении властей полностью отказаться от использования бензина в двигателях автотранспорта и перевести все машины на природный газ. Эта мера в стране, располагающей огромными запасами газа, принесет очевидную выгоду, и в первую очередь, по замыслу разработчиков проекта, будет способствовать снижению затрат на транспортировку товаров первой необходимости.

В январе Алжир, по всей видимости, не имеющий других, более важных проблем, перевел в практическую плоскость «соревнование» за право иметь третью по размерам мечеть после аналогичных сооружений в Мекке и Медине. Сейчас третьей по размерам мечетью является мечеть Хасана II в Касабланке, и это обстоятельство не позволяет кому-то в Алжире спокойно спать. 17 января Алжир объявил, что выбрал подрядчиком для строительства этого сооружения германский консорциум, в который вошли компании «KSP-Engel und Zimmerman GmBH», «Krebs und Kiefer internationalGmBH & Co» и «Krebs und Kiefer & Partners International SARL». Стоимость этого мегапроекта оценивается в 3 млрд долларов. В конкурсе за право стать подрядчиком участвовали также компании из Франции и Великобритании. Проект строительства мечети входит в число так называемых президентских, что достаточно ясно показывает, кто является его инициатором. Предполагается, что в одном из элементов здания Алжир должен стать «впереди планеты всей» — минарет мечети поднимется на высоту 300 метров и станет самым высоким в мире. Мечеть сможет одновременно принять 40 тысяч человек. Еще 80 тысяч могут размещаться на эспланаде. Уже выбрано место строительства — в районе алжирского порта.

В настоящее время в Алжире имеются три мечети, относящиеся к разряду «исторических». Мечеть Джамаа аль-Джадид построена в 1660 г., Джамаа аль-Кабир — в XI в., Кетхауа — в 1794 г. Последняя в колониальный период (1830-1962 гг.) превратилась в католический храм, однако затем вновь была переделана в мечеть.

В январе продолжилась практика захода кораблей ВМФ России в порты Алжира, начало которой было положено в апреле 2006 г. визитом в Алжир большого противолодочного корабля «Калининград» Балтийского флота. На сей раз в порт столицы АНДР зашли средний морской танкер «Иман» и спасательный буксир СБ-36 Черноморского флота. В Средиземном море оба судна участвовали в операции по обеспечению дальнего похода корабельной ударной группы Северного флота во главе с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». ВМФ России заинтересован в использовании портов Алжира в связи с растущим присутствием Андреевского флага в Средиземном море, а также периодическим участием российских кораблей в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия».

52.24MB | MySQL:103 | 0,468sec