Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (28 января – 3 февраля 2008 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили вокруг сектора Газа и в Ираке. 3 февраля египетские пограничники закрыли последние бреши в заграждениях на границе АРЕ с сектором Газа и прекратили неконтролируемый доступ палестинцев на территорию Египта. В Багдаде 1 февраля совершены два крупнейших за последние месяцы террористических акта.

Напряженность обстановки на границе сектора Газа с Египтом на минувшей неделе заметно снизилась. Для восстановления порядка в приграничных районах власти АРЕ перебросили на Синай до 20 тыс. полицейских. Египтяне возвели вдоль границы с палестинским анклавом заграждения из колючей проволки, решеток и плит, установили препятствия для въезда на территорию АРЕ автомашин. В Каире заявили, что на границе с сектором Газа со временем будет сооружена новая, более прочная заградительная стена, что, «прежде всего, необходимо для обеспечения национальной безопасности Египта, а также выполнения международных обязательств».

После прорыва границы палестинцами 23 января египетские спецслужбы задержали в пограничном городе Рафах и на Синайском полуострове более ста вооруженных человек из сектора Газа, часть из которых намеревалась совершить теракты на израильской территории.

В Каире египетские представители провели переговоры по ситуации на границе Египта с сектором Газа раздельно с главой ПНА М. Аббасом и лидерами ХАМАС Х. Машаалем и М. аз-Захаром. Причем, если глава ПНА М. Аббас был принят президентом АРЕ Х. Мубараком, то делегация исламистов вела переговоры на более низком уровне. Причем руководство ХАМАС «сурово предупредили» о недопустимости в будущем попыток прорыва египетской границы. М. Аббас после встречи с Мубараком заявил, что категорически отвергает предложение ХАМАС о совместном контроле над пограничным переходом Рафах, который в соответствии с международными соглашениями должен управляться силами ПНА при участии представителей Евросоюза. Инициативу Аббаса о восстановлении контроля палестинской администрации над КПП на границе с Египтом поддержали АРЕ, ЛАГ, США и Евросоюз, а Израиль «не собирается мешать» реализации данной инициативы. Со своей стороны, руководство ХАМАС продолжает настаивать на сохранении своего контроля над границей с Египтом, но, по словам М. аз-Захара, не исключает участия в этом деле представителей ПНА.

Одним из главных на переговорах делегации ХАМАС с египетскими властями был вопрос о возможности поставок в сектор Газа топлива и электроэнергии из АРЕ с тем, чтобы ликвидировать зависимость палестинского анклава от Израиля. В самом Израиле приветствовали стремление исламистов разорвать экономические отношения с еврейским государством.

Ситуация в Ираке остается очень сложной. Совершенные в Багдаде 1 февраля крупные теракты унесли жизни 100 человек, а свыше 150 получили ранения. Продолжающаяся активность экстремистских сил, особенно в северных районах страны, сохраняющиеся серьезные противоречия между ведущими политическими силами Ирака по вопросам достижения национального согласия и распределения природных богатств, обострение арабско-курдских противоречий свидетельствуют о том, что положение дел в стране по-прежнему далеко от стабильного.

Президент СШа Дж. Буш, выступая перед Конгрессом с ежегодным докладом «О положении страны», в разделе, касающемся Ирака, подчеркнул, что главная задача Вашингтона на иракском направлении в 2008 г. «заключается в сохранении и приумножении достижений, завоеванных в 2007 году», и начале реализации следующего этапа американской стратегии, когда войска США перейдут «от руководства военными операциями к взаимодействию с иракскими силами и в конечном итоге к миссии по прикрытию». Что же касается масштабов и сроков сокращения численности иракской группировки ВС США, то, по словам Буша, это будет зависеть от развития ситуации в стране. Одновременно глава американской администрации признал, что хотя силы «Аль-Каиды», а также других противников в Ираке и понесли ощутимые потери, но пока «еще не разгромлены», а «впереди ожидаются ожесточенные сражения». Между тем высокопоставленные деятели в Пентагоне не исключают того, что запланированные темпы вывода войск из Ирака могут замедлиться. Возможна и приостановка этого процесса. Американские военные считают, что быстрое сокращение численности иракской группировки может привести к утере достижений, достигнутых в Ираке за последние несколько месяцев.

Президентский совет Ирака утвердил 3 февраля закон, позволяющий рядовым функционерам бывшей правящей партии Баас вновь вернуться на работу в госструктуры или оформить пенсии. Закон был утвержден президентским советом, несмотря на возражения одного из вице-президентов — суннита Т. аль-Хашими.

На прошедшей неделе были опубликованы доклады британских и американских экспертов, которые в резко негативном свете показывают ситуацию, складывающуюся в Афганистане. Так, британские специалисты считают, что эта страна находится на грани гуманитарной катастрофы по причине «кризиса политики Запада» по отношению к ней. В докладе же американских экспертов говорится об опасности превращения Афганистана в «несостоявшееся государство» из-за политического кризиса и развала государственных структур. В результате, по мнению составителей документа, «усилия НАТО за последние шесть лет поставлены под угрозу», а их провал означал бы «стратегическое поражение США в борьбе против экстремизма, способствовал бы дестабилизации соседнего Пакистана и поставил бы под угрозу будущее НАТО». Подобная ситуация сложилась из-за активизации боевиков, падения интереса мирового сообществ, сокращения доверия к Западу со стороны афганского населения, роста региональной напряженности. Оба доклада рекомендуют Вашингтону усилить борьбу против движения «Талибан» и других афганских вооруженных группировок, преодолеть «нежелание» западноевропейских союзников в вопросе о направлении в Афганистан дополнительных сил, «удвоить усилия по ускорению экономического развития страны», активизировать борьбу с наркобизнесом и «сделать афганское правительство более эффективным». Также рекомендуется привлечь к выработке решений по афганской проблеме такие страны как Россия, Китай, Индия, Иран и Пакистан.

Госсекретарь США К. Райс также опасается углубления конфликта в Афганистане в случае, если не будут преодолены разногласия между нынешним правительством в Кабуле и силами западной коалиции, пытающейся восстановить порядок в стране. По мнению К. Райс, странам Запада необходимо найти способы «лучшей поддержки» афганского правительства.

В условиях сложной военной обстановки в Афганистане, особенно в южных районах страны, США усиливают давление на своих европейских союзников по НАТО с тем, чтобы они направили сюда дополнительные воинские контингенты. Речь, в частности, идет о 7,5 военнослужащих. Причем правительство Канада заявило, что отзовет свои войска из Афганистана (2,5 тыс. чел.) если другие члены Североатлантического альянса не пришлют в эту страну дополнительные силы. В настоящее время на афганской территории в составе коалиционных сил находятся 54 тыс. солдат и офицеров из 26 стран, из них 27 тыс. чел. — американские.

Со своей стороны, президент Афганистана Х. Карзай высказал сомнение относительно необходимости дальнейшего расширения иностранного военного присутствия в стране, заявив, что это не является «правильным ответом на создавшуюся ситуацию». В этой связи Карзай подчеркнул, что упор следует сделать на развитие национальных сил безопасности.

Не снижается уровень напряженности и насилия в западных районах Пакистана, прилегающих к границе с Афганистаном. Здесь не прекращаются боестолкновения подразделений правительственной армии с отрядами боевиков местных племен, связанных с движением «Талибан» и «Аль-Каидой».

Официальный представитель американского госдепартамента в своем заявлении подчеркнул, что Вашингтон и Исламабад имеют общие взгляды на борьбу с терроризмом, а США «очень тесно» сотрудничают с правительством Пакистана в борьбе с экстремистами и террористами, «часть из которых скрывается на пакистанской территории». Вместе с тем, у американцев сильную озабоченность вызывает ситуация в зоне племен, в особенности в Северном и Южном Вазиристане.

1 февраля в Пакистане проведено очередное (второе за последние две недели) испытание ракетной техники. На этот раз был осуществлен пуск новой модификации баллистической ракеты «Гаури» («Хатф-5»), способной нести ядерный заряд. Ракета имеет дальность полета до 1300 км. На испытании присутствовали президент страны П. Мушарраф и высшие военные руководители Пакистана.

В Израиле 31 января был опубликован окончательный вариант доклада официальной комиссии (Комиссии Винограда) по расследованию событий, связанных со Второй ливанской войной летом 2006 г. В документе дается оценка действий правительства и военного руководства страны перед и во время военных действий. Комиссия назвала войну «большой и серьезной упущенной возможностью», указав, что она слишком дорого обошлась Израилю. Особо отмечено, что «полувоенная организация сумела на протяжении нескольких недель сопротивляться самой мощной армии Ближнего Востока», а ракеты «Хизбаллы» продолжали обстреливать израильскую территорию на протяжении всего периода военных действий, тогда как вооруженные силы Израиля «не сумели ответить на это эффективным образом». Акценты критики в документе смещены в сторону высшего военного руководства, которое, по мнению авторов доклада, оказывало давление на правительство, чтобы начать войну против «Хизбаллы», хотя для этого не была проведена необходимая всесторонняя подготовка. В целом комиссия Винограда, воздержавшись от персональных выводов и кадровых рекомендаций, возложила ответственность за произошедшее летом 2006 г. сразу на все тогдашнее военно-политическое руководство страны и его предшественников. В связи с публикацией доклада правые оппозиционные партии потребовали немедленной отставки премьер-министра Э. Ольмерта, однако руководители партий, входящих в правительственную коалицию, имеющую большинство мест в Кнессете (парламенте) заявили, что остаются в составе кабинета министров.

Президент США Дж. Буш в докладе «О положении страны» обвинил Иран в действиях, дестабилизирующих обстановку на Ближнем Востоке, и призвал Тегеран приостановить работы по обогащению урана, а также прекратить поддержку терроризма.

Представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Х. Солана заявил, что позиция ЕС по иранской ядерной программе основывается как на диалоге, так и на давлении на Тегеран через Совет Безопасности ООН. Солана назвал Иран «ключевой страной Ближнего Востока», с которой европейцы хотели бы поддерживать конструктивные отношения, однако при этом они «сталкиваются с трудностями». Действия ИРИ в Ливане Солана оценил как «дестабилизирующие». Он также подверг критике иранскую позицию по палестинской проблеме. По мнению Соланы, «даже подозрение на то, что Иран продолжает разрабатывать ядерное оружие может дестабилизировать Ближний Восток».

По заявлению представителей МИД ИРИ, китайские банки под давлением США в связи с иранской ядерной программой приостановили на четыре месяца контакты с банками Ирана.

1 февраля правительство Йемена и мятежные шиитские племена на северо-западе страны при посредничестве Катара в очередной раз договорились о прекращении огня.

Правительство Судана дало согласие на подписание соглашения, которое определит основные вопросы, связанные с размещением в Дарфуре совместных миротворческих сил ООН и Африканского союза.

Приложение

О британском военном присутствии в Ираке

Руководство Великобритании рассматривает Ирак в качестве одного из важнейших внешнеполитических приоритетов Соединенного королевства и уделяет иракской проблеме и ее военной составляющей постоянное пристальное внимание.

Великобритания стала главным союзником США по Ираку еще в период подготовки войны с целью свержения режима С. Хусейна в этой стране. В военных действиях в марте-апреле 2003 г. участвовали 46 тыс. британских военнослужащих в составе соединений и частей сухопутных войск, ВВС и ВМС. При этом британские войска действовали на юге Ирака, преимущественно в районе городов Басра, Умм-Каср и полуострова Фао.

После войны иракская территория была разделена на зоны контроля оккупационных войск, и британской армии досталась зона «Юго-Восток», в которую вошли четыре провинции: Басра, Ди-Кар, Майсан и Мутанна. Численность контингента ВС Великобритании в Ираке уже в мае 2003 г. была сокращена почти в три раза — до 18 тыс. чел. В дальнейшем Лондон продолжал сокращать свое военное присутствие в этой стране: в 2004 г. – 8,6 тыс., в 2005 г. – 8,5 тыс., в 2006 г. – 7,2 тыс., в начале 2007 г. — 5,5 тыс. и в настоящее время ок. 5 тыс. чел. Вместе с англичанами и под их командованием на юге Ирака действуют подразделения ВС Австралии (870 чел.), Дании (55 чел.), Румынии (550 чел.) и Чехии (100 чел.). Помимо сухопутного контингента в боевых действиях против боевиков антиправительственных вооруженных группировок активно задействованы британские ВВС (истребители-бомбардировщики «Торнадо»), которые наносят удары по противнику и ведут воздушную разведку, причем не только на юге страны, но и в районе Багдада, в центральной и северо-восточной частях Ирака. Английская военно-транспортная авиация участвует в переброске личного состава и различных грузов для коалиционных сил. Английские ВМС патрулируют в северной части Персидского залива. Расходы по содержанию британских войск в Ираке составили в 2006/2007 финансовом году свыше 956 млн фунтов стерлингов, а на 2007/2008 год на эти цели выделено 955 млн фунтов стерлингов.

По оценкам британского военного командования, политическая ситуация и положение дел в сфере безопасности в зоне «Юго-Восток» изначально существенным образом отличались от других районов Ирака. Так, население в этом регионе по своему национальному (арабы) и конфессиональному (мусульмане-шииты) составу было преимущественно однородным. Именно поэтому здесь почти не было столкновений между шиитами и суннитами, не отмечалось действий иракского филиала «Аль-Каиды» (суннитская группировка), да и в целом повстанческая и террористическая деятельность не была столь масштабной как в Багдаде, западных, центральных и северных районах страны. Вместе с тем, на юге очень активно проявляют себя различные шиитские партии и группировки, большинство из которых имеет собственные вооруженные формирования. Эти группировки ведут борьбу, в т. ч. силовую, за установление контроля над отдельными провинциями, особенно теми, где имеются месторождения нефти, а также инфраструктура по ее переработке и транспортировке. Прежде всего, речь идет о двух крупнейших организациях: «Армии Махди» во главе с М. ас-Садром и Высшем исламском совете Ирака (до 2007 г. – Высший совет исламской революции в Ираке) во главе с А. А. аль-Хакимом. Также в регионе, прежде всего в Басре и прилегающих к городу районах, действует большое число организованных преступных группировок. Таким образом, обстановку в зоне ответственности британских войск никоим образом нельзя назвать стабильной и спокойной.

В первые месяцы после окончания войны ВС Великобритании решали задачи по нормализации ситуации на юге Ирака, участвовали в организации новых местных органов власти, восстановлении инфраструктуры, прежде всего систем водо- и электроснабжения, дорог, оказывали содействие в налаживании медицинского обслуживания населения и работы образовательных учреждений. Однако постепенно на первый план стали выходить задачи по обеспечению безопасности и оказанию помощи в создании новых иракских армии и полиции.

Следует особо отметить, что британские войска и подчиненные им подразделения других стран коалиции в силу своей малочисленности оказались не в состоянии оказывать эффективное воздействие на ситуацию в зоне своей ответственности. По признанию самих британских военных, они чаще всего «не участвовали в событиях», не вмешивались в «разборки» между местными вооруженными группировками и мафиозными кланами. Число войсковых операций, проведенных англичанами, невелико. К числу наиболее крупных можно отнести операцию в августе 2004 г. против боевиков «Армии Махди» в Басре и ряде других районах зоны «Юго-Восток». Серьезный конфликт имел место в Басре в 2005 г., когда британские спецназовцы штурмом взяли полицейский участок в Басре, где находились их арестованные сослуживцы, что вызвало резкое недовольство местных властей. В сентябре 2006 г. – марте 2007 г. британское командование при участии иракской армии и МВД провело «Операцию Синбад», направленную на улучшение ситуации в Басре. Особое внимание в ходе этого мероприятия уделялось улучшению работы местной полиции, выявлению сторонников боевиков, проникших в ее ряды, снижению уровня насилия в городе. Однако в конечном итоге положение в городе заметно улучшить не удалось.

Одной из значимых причин относительно «вялого» поведения англичан в Ираке – нежелание нести излишние людские потери. Всего в 2003-2007 гг. здесь погибли 174 британских военнослужащих: в 2003 г. – 53, в 2004 г. – 22, в 2005 г. – 23, в 2006 г. – 29, в 2007 г. – 47. Сказывается и то, что личный состав ВС Великобритании в Ираке «находится на пределе своих возможностей» из-за длительного нахождения в этой стране и «слабой обоснованности его дальнейшего нахождения здесь».

Осенью 2004 г. англичане временно перебросили в район Багдада 850 солдат и офицеров, что позволило американцам направить дополнительные силы в Эль-Фаллуджу, где проводилась крупная операция по освобождению города от боевиков.

Учитывая богатый опыт работы англичан в странах Арабского Востока, именно британский генерал был поставлен во главе специального подразделения коалиционных сил, которое отвечало за переговоры с повстанческими группировками, в т. ч. в западной провинции Анбар, с целью привлечения их к борьбе с «Аль-Каидой» или прекращения вооруженной борьбы против иностранных войск и багдадского правительства.

Всего с 2003 г. по настоящее время британские военные подготовили 30 тыс. иракских военнослужащих и полицейских и этот процесс продолжается. Иракские военные обучаются в английских военно-учебных заведениях. Великобритания поставила иракским силовикам бронированные автомашины, стрелковое оружие, радиостанции, снаряжение для ведения боевых действий в городе, оборудование для обеспечения безопасности в аэропортах.

В сентябре 2006 г. англичане передали под контроль иракских властей провинции Ди-Кар и Мутанна, в апреле 2007 г. – провинцию Майсан, в августе 2007 г. город Басра, а в декабре 2007 г. – одноименную провинцию. При этом контингент ВС Великобритании сохраняет способность в случае необходимости оказывать помощь иракской армии в этих регионах. Не исключена и возможность переброски в Ирак дополнительных сил при резком обострении обстановки в этой стране.

В настоящее время все британские войска размещены в районе аэропорта Басры. Официально на них возложено решение следующих задач: обучение иракских военнослужащих, обеспечение безопасности на иракско-иранской границе, обеспечение безопасности на маршрутах снабжения коалиционных сил, проведение операций против экстремистов и поддержка ВС Ирака. Подчеркнем, что с уходом англичан из Басры число вооруженных нападений на них резко сократилось, однако ситуация в самом городе в сфере безопасности осложнилась.

По заявлению премьер-министра Великобритании Г. Брауна, весной 2008 г. численность войск в Ираке может быть сокращена до 2,5 тыс. чел., а 500 чел. будут обеспечивать их деятельность с территории Кувейта. В этом случае, по мнению экспертов, англичане под Басрой смогут действовать в исключительно режиме «дистанционного наблюдения» (over watch), т. е. покидать свою базу только по запросам о помощи со стороны иракцев, а фактически окажутся в состоянии лишь защищать самих себя в месте постоянной дислокации.

Высшие британские военные неоднократно говорили о необходимости скорейшего вывода войск из Ирака, т. к. это «негативно сказывается на национальной безопасности» Соединенного королевства. Но правительство не идет на такой шаг, заявляя, что войска останутся в Ираке до полной готовности местных сил решать задачи по обеспечению безопасности. При этом ориентировочным сроком вывода британских военных назывался 2012 год.

52.3MB | MySQL:103 | 0,479sec