Основные события в Марокко: январь 2008 года

Наиболее громкое событие января в Марокко произошло 4 числа, когда антитеррористический трибунал в Сале после года работы вынес приговор по делу участников террористической группы «Ансар аль-Махди». 51 человек из числа участников группы получили наказания в виде тюремного заключения сроком от 2 до 25 лет. Главарь группы Хасан Хаттаб получил 25-летний срок. Столько же — его заместитель Ясин аль-Уардини, бывший кадровый военный. Среди осужденных участников группы фигурировали, в частности, два имама (они получили по 15 лет каждый), а также шесть бывших военнослужащих и четверо бывших жандармов.

Согласно обвинительному акту, участники группы обвинялись в «создании преступного сообщества с целью подготовки и совершения терактов, а также в серьезном нарушении общественного порядка». Под этими мало что значащими словами скрывается многое. В частности, установлено, что участники группы намеревались прибегнуть к партизанским методам действий, опираясь на базу, которую они планировали создать в труднодоступной горнолесистой местности в горах Риф. В серьезность этих намерений легко поверить, вспомнив, что четверть участников группы имели военную подготовку. Их целью было свержение существующего режима и установление в стране исламского государства. Процесс над участниками группы стартовал еще 26 января 2007 г.

8 января Министерство юстиции Марокко объявило, что со времени совершения терактов в Касабланке 16 мая 2003 г. за тюремную решетку по приговорам судов были направлены 900 исламистов. Эти данные значительно отличаются от заявлений представителей различных исламистских организаций страны, утверждающих, что за решеткой находятся в настоящее время несколько тысяч исламистов.

23 января интересная новость, касающаяся Марокко, пришла из Ирака. Там американский Центр по борьбе с терроризмом (аналитическая структура, созданная Пентагоном) предал гласности «список Синджара». Этот документ назван по имени населенного пункта в 350 км к северу от Багдада, где в сентябре 2007 г. американские военные в ходе одной из операций обнаружили в компьютере одного из террористов поименный список иностранных джихадистов, проникших в Ирак через Сирию с августа 2006 по август 2007 г. В списке свыше 600 имен. Из него следует, что более трети джихадистов, прибывших в указанный период в Ирак, — выходцы из стран Магриба, в частности, ливийцы — 18,8%, алжирцы —7,2%, марокканцы — 6,1%, тунисцы — 5,5%. Порядка 60% приехавших в Ирак заявили о своем желании стать смертниками, остальные — «простыми» джихадистами. Еще одна интересная деталь: анализ дат и мест пересечения сирийской границы говорит о том, что многие из новоявленных джихадистов следовали на «священную войну» группами.

Главным внешнеполитическим событием декабря стало решение Рабата вернуть своего представителя в Мадрид. Посол Марокко в испанской столице был отозван в знак протеста против визита короля Испании Хуана Карлоса в испанские анклавы Сеута и Мелилья, где он побывал 5-6 ноября прошлого года. Давая согласие на возвращение посла, Рабат 5 января не выдвигал каких-либо условий. Последнее обстоятельство выглядит странно, если вспомнить, каким громким был предыдущий жест Марокко, которое считает эти города «оккупированными» Испанией. Последняя отказывается обсуждать статус анклавов, ставших испанскими в 1580 и 1496 гг. соответственно.

7-8 января близ Нью-Йорка прошел очередной, третий раунд переговоров между Марокко и сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО при посредничестве ООН. От него никто ничего не ждал, поскольку стороны придерживаются диаметрально противоположных позиций относительно перспектив западносахарского урегулирования.

В январе было объявлено о нескольких громких успехах марокканских спецслужб в сфере борьбы с наркотрафиком. Как объявил 18 января «официальный источник», в 2007 г. таможенники марокканского порта Танжер побили все «рекорды», изъяв из преступного оборота 35 тонн гашиша. Это на 26% превышает показатель 2006 г. Наркотические вещества были изъяты в ходе 309 операций, когда аресту были подвергнуты 437 человек, в том числе 78 испанцев, 61 француз и 22 португальца. Почти половина захватов пришлась на июль, август и сентябрь. По существующей в Марокко практике, автотранспорт, на котором перевозились наркотики, изымается в пользу государства и затем продается на рынке. Только на этой операции таможня Танжера заработала 5,5 млн евро.

30 января было объявлено, что всего за три дня марокканские спецслужбы захватили в районе Тетуана более 24 тонн каннабиса — «мягкого» наркотика типа индийской конопли.

Еще одна январская новость, касающаяся Марокко, пришла из Израиля. Там израильский журналист Шмуэль Сегев выпустил в издательстве «Матар» книгу «Марокканская связь», посвященную сотрудничеству спецслужб Марокко и Израиля. Одна из сенсаций книги касается известного марокканского оппозиционера Мехди бен Барки, похищенного в 1965 г. средь бела дня в центре Парижа и после этого бесследно сгинувшего. По версии израильского журналиста, самый именитый марокканский оппозиционер был сначала похищен, а затем убит «самим» Ахмедом Длими, бывшим вторым лицом в марокканских спецслужбах. Его тело якобы похоронено в одном из пригородов Парижа возле одной из автомагистралей.

По версии Сегева, которая во многом совпадает с известными фактами, «29 октября 1965 г. Бен Барка прибыл в Париж из Женевы, имея в кармане алжирский дипломатический паспорт». «Он оставил свой багаж на квартире марокканского еврея Джо Оханны, а затем направился пешком в пивную «Липп», где у него была назначена встреча с французским журналистом. Его «перехватили» двое французских полицейских в штатском, усадили в арендованную автомашину и отвезли на виллу в одном из южных пригородов Парижа», — пишет Сегев. По его версии, «мы точно знаем, что 1 ноября Бен Барка был еще жив, генерал Длими не хотел его убивать, а лишь хотел выбить из него признание относительно его намерения свергнуть короля Хасана II».

«У Бен Барки были связаны лодыжки и руки за спиной. Длими силой периодически засовывал его голову в бак с водой. В один из таких моментов он нажал слишком сильно на сонную артерию и таким образом задушил его, — утверждает Сегев. — Тут же в Париж прибыл глава МВД Марокко генерал Мохамед Уфкир. Именно он организовал погребение тела Бен Бакри на одной из стройплощадок, где его закатали в бетон. Ранее бытовала версия, что в роли убийцы Бен Барки выступил Уфкир. Он, а также его заместитель впоследствии предадут своего хозяина Хасана II и получат за предательство по заслугам».

Версия Сегева представляется достаточно правдоподобной. Предисловие к его книге написал бывший шеф израильской разведки Мосад Эфраим Халеви. Сам Сегев подчеркивает, что не имел доступа к архивам израильской разведки, которые до сих пор закрыты. Бывший капитан военной разведки Израиля, затем — корреспондент израильской газеты «Маарив» в Париже утверждает, что сохранил тесные связи с высокопоставленными представителями израильской разведки.

Опять-таки по версии Сегева, Мосад помог марокканским спецслужбам выйти на Бен Барку. «Он много ездил по миру, и в Женеве регулярно использовал для отправки корреспонденции один и тот же почтовый ящик. Мосад подсказал эту деталь Длими», — утверждает Сегев, а марокканским спецслужбам оставалось только наладить перлюстрацию корреспонденции Бен Барки, чтобы знать о его намерениях.

Еще одна небезынтересная деталь: Сегев утверждает, что в 1960 г. Бен Барка встречался с высокопоставленным сотрудником Мосада. Он просил у него помощи — деньгами и оружием — для свержения марокканского режима, однако получил отказ. Основатель Израиля Давил Бен-Гурион якобы предупредил марокканского монарха об этом.

По версии Сегева, после начала «войны в песках» в 1963 г. между Марокко и Алжиром тогдашний шеф Мосада Меир Амит с фальшивым паспортом въехал в Марокко. В Марракеше его принял король Хасан II, которому Амит заявил: «Мы можем и мы хотим вам помочь». После этого в Марокко были направлены из Израиля военные инструкторы, которые готовили офицеров марокканской армии, обучали марокканских пилотов, организовывали марокканские спецслужбы, следили за ходом строительных работ по возведению фортификационных сооружений на мароккано-алжирской границе. Израиль через Иран продавал Марокко оружие, включая французские танки AMX-13. В 1965 г. Израиль вел разведку арабского саммита в Касабланке и заранее смог обнаружить подготовку армий арабских стран к войне 1967 г.

Отдельный раздел книги посвящен переговорам между королем Хасаном II и представителями Мосадf, которые предшествовали секретной встрече в Марокко главы МИДа Израиля Моше Даяна и вице-премьер-министра Египта Хасана ат-Туами. Именно на этой встрече, по версии автора, была подготовлена поездка Анвара Садата в Иерусалим в 1977 г.

Почему спустя 42 года после смерти Бен Барки ему уделяется столько много внимания? Дело в том, что к нему как ни к кому другому справедливо относится старое выражение: «он умер, а «дело» его живет». Подтверждение этого служит инцидент от 22 октября прошлого года, совпавший с первым днем визита в Марокко президента Франции Николя Саркози. По странной случайности (а может, и далеко неслучайно) в тот день французский судья Патрик Рамаэль выписал международные мандаты на арест пяти марокканцев, которые, по данным следствия, причастны к бесследному исчезновению Бен Барки.

Это решение повергло в шок марокканский махзен (местное название близкой ко дворцу правящей элиты. — Прим. авт.). Один из пяти мандатов был выписан на имя всемогущего (в марокканских реалиях) командующего королевской жандармерией генерала Хосни Бенслимана, второй — на имя Абделькадера Кадири, в свое время занимавшего пост главы Генеральной дирекции исследований и документации (военная разведка). Третий мандат выписан на имя Милуда Тунси (боевой псевдоним — Ларби Штуки). Этот человек был участником спецгруппы, выкравшей оппозиционера. Четвертый и пятый мандаты выписаны в отношении Бубкера Хасуни и Абдельхака Ашааши — двух бывших агентов одного из наиболее засекреченных подразделений марокканских спецслужб «Каб-1».

В целом, складывается впечатление, что «дело Бен Барки» вытягивается на поверхность всякий раз, когда кому-то необходимо добиться чего-либо от Марокко. Остается только подождать, чтобы понять, что и кому нужно от Рабата сейчас.

62.85MB | MySQL:102 | 0,649sec