Опыт оперативного применения бундесвером БПЛА «Херон 1» в Мали

Ограниченный контингент ВС Германии присутствует на Африканском континенте с февраля 2013 г. С июня того же года бундесвер принимает участие в Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (MINUSMA). В рамках миссии задачи немецкого контингента сводятся к ведению наземной разведки, организации охраны базы расквартирования и прилегающего района, а также применению беспилотного летательного аппарата «Херон 1» (Heron1) в интересах сил ООН.

По оценкам военных специалистов, использование «Херон 1» является основным вкладом Германии в операцию в Мали. За период с ноября 2016 г. по настоящее время беспилотник налетал более 10 тыс. часов с интенсивностью около 300 летных часов в месяц. Почти ежедневно дрон находится в воздухе с целью поддержки действий наземных подразделений и добывания ценной информации о возможных угрозах при проведении конвоев.

Разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Херон 1» активно используется бундесвером с марта 2010 г. в интересах немецкого воинского контингента в Афганистане. Он оснащен дневной электронно-оптической и инфракрасной видеокамерами. Каждая обладает функцией бесступенчатого масштабирования. Дополнительно имеется видеокамера с телеобъективом.

Согласно оценкам командования ВВС Германии, БПЛА «Херон 1» обладает рядом преимуществ по сравнению с разведывательными самолетами «Торнадо». В отличие от них БПЛА позволяет передавать видеоинформацию в реальном времени не только на наземную станцию управления и операторам оценки обстановки, но и через терминал удаленного видео непосредственно командованию поддерживаемого сухопутного подразделения.

Основываясь на положительном опыте применения БПЛА в Афганистане, в 2015 г. в бундесвере приняли решение о развертывании «Херон-1» также и в Мали. Основная задача – обеспечение своего контингента, действующего с базы «Кемр Кастор» (Camp Castor)  в районе г. Гао.

На начальном этапе продолжительность применения БПЛА определялась периодом с ноября 2016 г. по февраль 2018 г. Для её организации Федеральное ведомство по вооружениям, информационным технологиях и использованию бундесвера (BAAINBw) подписало контракт с компанией Airbus DS Airborne Solutions (ADAS) стоимостью около 90 млн евро. Согласно документу ADAS совместно с израильской компанией-производителем IAI несут ответственность за техническое и материальное обеспечение переданных систем, а бундесвер отвечает за летную эксплуатацию и оценку полученной в ходе операций разведывательной информации.

Решение о применении системы БПЛА «Херон 1» последовало после оценки угроз, размеров контролируемого района и вывода о необходимости использования разведывательного БПЛА с большей продолжительностью полета. Если находящийся на вооружении Сухопутных войск бундесвера БПЛА «Луна» (LUNA) ограничен боевым радиусом в 70 км, то применение «Херон 1» позволило бы увеличить его до 800 км.

Эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов планировалось организовать по аналогии с их применением в Афганистане, для чего развернуть на базе Camp Castor подразделение (эскадрилью) в составе трех планеров «Херон 1» и двух наземных станций управления.

 

Этап развертывания

 

Военное ведомство Германии приступило к подготовке миссии уже в ноябре 2015 г. Работы велись сразу по трем направлениям: создание инфраструктуры, формирование кадрового состава будущего подразделения, а также получение разрешительных документов и организация взаимодействия с руководством миссии MINUSMA.

Достижение первичной готовности системы «Херон 1» было назначено на 1 ноября 2016 г. Начало эксплуатации в режиме полной оперативной готовности – с 1 февраля 2017 г.

Отправка грузов из Германии всеми видами транспорта стартовала 2 сентября 2016 г. Общий объем материальных средств составил около 150 морских контейнеров. В состав имущества входили: электрогенераторы, климатические установки, покрытие для взлетно-посадочной полосы (ВПП), тяжелая строительная техника, включая 40 тонный подъемный кран.

Особенностью этой части операции стало значительное расстояние, более 4300 км по прямой, из Германии до Мали. Грузы, в основном, шли по морю через порт Дакар в Сенегале. Крупногабаритное оборудование, перебрасываемое по воздуху, не могло доставляться напрямую в Гао, аэродром которого не принимал  крупнофюзеляжные самолеты типов Ан-124 или «Аэробус» A310. Доставка в конечную точку маршрута проводилась автомобильным транспортом из Бамако по сильно поврежденной дороге протяженностью более 1200 км и под постоянной угрозой нападения.

С целью обеспечения инфраструктурных требований для системы «Херон 1» в Camp Castor залили бетоном около 9 000 кв. м ангаров и складских помещений, а также проложили сеть необходимых трубопроводов и канализации. В результате появилось около 600 кв. м жилых помещений и дополнительные 570 кв. м охраняемых рабочих мест, предлагающих как персоналу ВВС Германии, так и технико-логистическому персоналу ADAS необходимую инфраструктуру для бесперебойной работы.

Отдельное внимание уделили состоянию ВВП и рулежных дорожек. Как оказалось, в Гао они особого качества и не сопоставимы не только с аэродромной сетью Германии, но и аналогичными сооружениями в Мазари-Шариф в Афганистане. На тот момент аэродром в Гао имел две взлетно-посадочные полосы. Главная ВПП с асфальтовым покрытием выветрилась настолько, что ООН с 2015 г. планировала её полный ремонт. Вторая ВПП твердой поверхности не имела и состояла из латерита, железосодержащего гравиеподобного камня, который требовалось регулярно укатывать.

Изначально, из-за сильного выветривания приняли решение выполнять полеты исключительно с латеритной ВПП. Однако через три недели на пропеллерах БПЛА развились значительные повреждения, возникавшие от крупнозернистой каменной крошки, поднимавшейся при взлете и посадке. Исходя из этого, было решено перейти на основную ВПП, несмотря на состояние её поверхности. В итоге оказалось, что эксплуатация требующей санации асфальтовой ВПП для полетов несет меньше рисков, чем предполагалось ранее. Урон от частиц был минимальным. Ремонт жесткой ВПП запланировали на октябрь 2017 г. с перспективой разрешения полетов в Гао для более крупных транспортных самолетов.

Параллельно проходило формирование кадрового состава эскадрильи «Херон 1». По сравнению с аналогичным подразделением в Афганистане его численность планировалось почти удвоить. Согласно расчетам ВВС бундесвера, только так гарантировалось выполнение плановых полетов до 12 часов в сутки шесть дней в неделю, не подвергая персонал чрезмерным нагрузкам.

Численный рост личного состава эскадрильи представлял серьезный вызов перед лицом текущих обязательств и постоянных оперативных задач. Вместе с тем, за период с апреля 2016 г. по сентябрь 2017 г. ВВС Германии удалось подготовить 30 новых пилотов (командиров дистанционно управляемых летательных аппаратов) и операторов сенсорных систем для БПЛА «Херон 1».

Для обеспечения безопасной эксплуатации дрона и легитимизации его предстоящего применения в бесполетной зоне на востоке Мали за несколько недель до первого вылета состоялись интенсивные координационные переговоры с ответственными лицами миссию ООН и специалистами ВС Франции. С тех пор система БПЛА «Херон 1» использует воздушное пространство только после предварительного получения необходимых согласований: сначала со штаб-квартирой MINUSMA в Бамако, затем от  компетентного французского командования в Лионе, ответственного за использование воздушного пространства над Мали.

Как отмечают немецкие специалисты, оформление заданий в штаб-квартире миссии ООН включает набор бюрократических процедур, выполнение которых требует значительных усилий до, во время и намного более после полета. В оперативном отношении из-за важности выполняемых задач немецкая эскадрилья «Херон 1» подчинена военному командованию миссии ООН и получает задачи из её штаб-квартиры. При этом, после утверждения ООН плана использования «Херон 1» командир немецкого контингента MINUSMA в рамках национальных полномочий имеет право отклонить миссию, которая не соответствует мандату, полученному от бундестага ФРГ.

 

Начало полетов и наращивание возможностей

 

В конечном итоге, бундесверу удалось выдержать временной график. Первый полет БПЛА «Херон 1» состоялся и прошел успешно 1 ноября 2016 г.

При этом, в первые месяцы эксплуатации системы передача полученных сведений и необходимых для работы данных осуществлялась на дальность визирования (квазиоптической видимости) и достигала 250 км. В дальнейшем, с момента достижения полной оперативной готовности 1 февраля 2017 г., «Херон 1», используя спутниковые каналы передачи данных, применялся по всей зоне ответственности MINUSMA, что соответствует оперативному радиусу около 900 км.

Система БПЛА «Херон 1» используется в Мали для решения следующих задач:

  • ведение разведки и наблюдения днем и ночью;
  • разведка вооруженных и террористических формирований и их деятельности;
  • сбор сведений для формирования общей картины обстановки, выбор и анализ целей;
  • поддержка наземных войск ООН;
  • сопровождение конвоев;
  • поддержка при катастрофах;
  • поддержка сил полиции и гражданских организаций ООН.

Поскольку эффективность оперативного применения разведывательной системы во многом зависит от качества оценки добытых сведений, командование ВВС бундесвера решило разгрузить личный состав оценщиков, к тому моменту уже сильно задействованный в миссиях за рубежом. Для этого отказались от проведения оценки на месте, как в Афганистане. По спутниковым каналам связи видеоданные и аэрофотоснимки из Гао передаются в 51-ю разведывательную эскадру ВВС бундесвера (г. Ягель, земля Шлезвиг-Гольштейн). Процесс передачи и оценки происходит в режиме близком к реальному времени. На месте (в Гао) специалисты в Германии поддерживались бельгийским офицером связи. В его обязанности входит составление похожего на дневник отчета о миссии, который сразу после окончания полета для целевой оценки также передается в Ягель.

По оценкам экспертов, определенным этапом в использовании БПЛА «Херон 1» стало завершение ремонта ВПП в октябре 2018 г. Благодаря новой поверхности полосы, повреждения винтов и фюзеляжа планера от камней сведены к минимуму. Общая безопасность полетов также повысилась: теперь ВПП намного лучше защищена от экстремальных погодных явлений, особенно в сезон дождей. Запрет на проведение полетов рассматривается, как исключение. Федеральное ведомство (BAAINBw) и компания ADAS 12 декабря 2018 г. продлили договор в отношении использования БПЛА «Херон 1» в Мали на следующие 17 месяцев, до мая 2020 г.

В Гао, на базе Camp Castor, в январе 2019 г. в интересах эскадрильи «Херон 1» установлены два специальных контейнера, которые используются для оценки и архивирования видеоматериалов. На их основе выполняются первичные этапы реализации возможности совместного разведывательного наблюдения и рекогносцировки (Joint Intelligence Surveillance and Reconnaissance, JISR), которые обеспечивают значительно лучшее управление данными и более стабильную их передачу в Германию. Утверждается, что в результате удалось значительно увеличить качество передаваемого «видео сырья» и изображений в Ягель. Это облегчает оценку поступающих материалов в Германии и приводит к лучшему конечному продукту для миссии ООН.

Персонал эскадрильи «Херон» в Гао также был усилен. Немецкий специалист по оценке аэрофотоснимков на месте поддерживается бельгийским и канадским коллегами. Они не только ведут дневник (отчет) выполняемых разведывательных миссий, но и консультируют экипаж БПЛА в отношении  предварительного зондирования целей, что позволяет отсылать в Ягель более полноценные исходные информационные материалы.

 

Вызовы и особенности логистики

 

Согласно публикациям, в ходе применения БПЛА «Херон 1» основными вызовами, требующими от личного состава немецкого контингента постоянного учета и преодоления, являются местный климат, организация тылового снабжения и обеспечения безопасности.

Климатические условия в Мали представляют собой особый вызов для любой технической системы. Общеизвестны максимальные температуры в пределах 50°C в мае, а также грозы в сезон дождей с июля по сентябрь. Местный грозой фронт может достигать в диаметре несколько сотен километров. Он приносит с собой видимые электрические разряды, пыльные бури со скоростью ветра более 90 км/ч и последующие сильные дожди, которые заливают весь лагерь и размывают бетонные поверхности.

Подобные погодные явления в сезон дождей существенно ограничивают полеты и требуют постоянного и тесного контакта с синоптиком на месте и ответственным оперативным офицером миссии. Такое взаимодействие с одной стороны позволяет в короткие сроки подготовить БПЛА к вылету, а с другой держать его на безопасном расстоянии далеко за пределами в ожидании возможности безопасной посадки.

Наряду с ограничениями для полетов высокие температуры, пыль и большие скорости ветра становятся серьезной проблемой для летательного аппарата, его подсистем, технической периферии на земле и, не в последнюю очередь, для привлекаемого личного состава. Хотя временно подобные значительные температуры или пылевые нагрузки имели место и в Афганистане, по оценкам военнослужащих бундесвера, условия в Мали воздействуют на современную технику и людей гораздо сильнее.

Несмотря на общие высокие результаты разведки и надежность команды «Херон», наряду с климатическими условиями существуют другие вызовы, которые требуется учитывать и преодолевать.

В частности, обеспечение контингента на базе в Camp Castor осуществляется, прежде всего, по наземным дорогам. Учитывая, что Гао расположен примерно в 1200 км к востоку от Бамако и в 400 км к северо-западу от Ниамей – это достаточно проблематично. Большинство главных дорог в Мали находятся в худшем состоянии, чем грунтовые дороги в Европе. К этому добавляются нападения на автоколонны ООН. В итоге движение конвоя в Гао из Бамако может продолжаться до трех недель. При этом, зачастую из-за состояния дорог или как следствие нападения содержимое контейнеров прибывает либо сильно поврежденным, либо уничтоженным. На начальном этапе подобное положение приводило к задержкам в обеспечении эскадрильи топливом.

В дополнение к сложностям наземной логистики ситуация с безопасностью остается для миссии ООН чрезвычайно востребованной в целом. Помимо упомянутых атак конвоев вся восточная часть Мали подвергается ударам террористических группировок, сотрясается от боестолкновений между вооруженными бандами или от этнических конфликтов между разными группами населения.

 

Таким образом, несмотря на сложные климатические условия и общую напряженную обстановку в Мали БПЛА «Херон 1» активно используется ВВС Германии для ведения оперативной воздушной разведки в интересах своего зарубежного военного контингента и миссии ООН в целом.

Конструкция летательного аппарата и установленные на нем сенсорные устройства демонстрируют высокую эксплуатационную надежность. Технический персонал компании ADAS, военнослужащие бундесвера и их союзники работают посменно в круглосуточном режиме. БПЛА «Херон 1» в интересах операции MINUSMA используется по шесть дней в неделю, со средним налетом около 12 часов. Доступность БПЛА превышает 90 процентов.

Тактико-технические характеристики системы позволили значительно повысить боевые возможности и безопасность поддерживаемых подразделений бундесвера и международных сил ООН. Учитывая высокую заинтересованность миссии ООН в дальнейшем использовании БПЛА «Херон 1», можно предположить продление мандата руководством Германии и подписание очередного договора между Федеральным ведомством (BAAINBw) и компанией ADAS.

52.32MB | MySQL:103 | 0,555sec