Оценки китайских специалистов процесса поддержания и повышения боевой готовности ВВС Исламской Республики Пакистан

Как известно, на вооружении эскадрилий оперативно-тактической авиации ВВС Исламской Республики Пакистан находится более 100 истребителей JF-17 «Гром» в нескольких модификациях. Данные боевые машины можно отнести к самолетам поколения 3+, поскольку они обладают более развитыми возможностями по сравнению с МиГ-21БИС ВВС Индии.

По данным открытых источников известно, что китайские конструкторы постоянно работают над расширением состава авиационных средств поражения (АСП) для указанного истребителя, поскольку ВВС Пакистана необходим легкий многофункциональный однодвигательный боевой самолет, позволяющий пилоту бороться с воздушными, наземными и надводными целями.

Китайские СМИ сообщают, что в номенклатуру АСП истребителя JF-17 входит сверхзвуковая противокорабельная ракета под обозначением СМ-400AKG, созданная на базе оперативно-тактической ракеты М-20. Подобное решение позволило китайским разработчикам сократить время и затраты на разработку и последующее серийное производство.

По оценкам китайских специалистов, ПКР СМ-400AKG по своим характеристикам сопоставима с российско-индийской разработкой под обозначением «БРАМОС». Основное достоинство СМ-400AKG состоит в постоянной высокой скорости и способности выполнять резкие противозенитные маневры на последнем участке полета.

Кроме того, истребители JF-17 могут быть вооружены более легкими дозвуковыми ПКР (пр-во КНР) под обозначением С-802АК. Известно, что 25 февраля 2020 г. один JF-17 выполнил успешный пуск С-802АК по цели в заданном учебной районе Индийского океана – судно-мишень находилось на удалении 120 км. от места пуска.

По данным открытых источников, ПКР С-802АК обладает максимальной дальностью пуска 180 км, а скорость полета не превышает 0,9 МАХа. Основное достоинство рассматриваемой ПКР состоит в том, что она выполняет полет на предельно малой высоте и способна выполнять маневры  в целях преодоления рубежей ПВО/ПРО корабельной группы вероятного противника. Кроме того, благодаря малой массе ПКР С-802АК один истребитель JF-17 при трех подвесных топливных баках может нести две ракеты указанной модели.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что пакистанские конструкторы крылатых ракет также активно работают над созданием новых боеприпасов для самолетов оперативно-тактической авиации. По данным СМИ КНР, 19 февраля 2020 г. ВВС Пакистана провели успешное испытание новой универсальной крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) под обозначением «РААД-2»  – пуск был выполнен с истребителя  «Мираж-5».

Новая ракета при сопоставимых размерах  с боеприпасом первой модели (длина 4,85 м, диаметр 0,5 м)  обладает увеличенной дальностью пуска с 350 до 550 км. По некоторым данным этот показатель может достигать и 600 км. Вполне очевидно, что для проверки подобной информации необходимо соответствующее время.

Вероятно, что конструкторы ОПК Пакистана применили новый двигатель, а также внедрили более эффективную топливную систему и сменили таковое на более калорийное.

Такой показатель как дальность пуска КР воздушного базирования имеет ключевое значение для ВВС Пакистана, поскольку им необходим эффективный инструмент ядерного сдерживания политических и военных амбиций официального Нью-Дели. Как известно ВС Индии имеют численное превосходство над ВС Пакистана по всем параметрам, однако наличие даже тактического ядерного оружия у официального Исламабада является серьезным доводом для сдерживания агрессии со стороны Индии.

Анализ картографических данных показывает, что от пакистанского города Лахор (имеет ключевое военно-стратегическое значение) до столицы Индии расстояние составляет всего 430 км, а значит большая дальность пуска КРВБ позволит ВВС Пакистана нанести удар по высокоценным объектам в стратегической глубине обороны вероятного противника.

Китайские обозреватели отмечают, что пакистанские конструкторы внесли существенные изменения в конструкцию ракеты, а именно применили Х-образное хвостовое оперение, снижающее радиолокационную заметность ракет, но при этом обеспечивающее высокую управляемость и устойчивость на дозвуковых скоростях полета. Кроме того, пакистанские специалисты перенесли воздухозаборник для турбовентиляторного двигателя на верхнюю плоскость корпуса, что также повлияло на понижение заметности КР для радиолокационных станций вероятного противника.

Необходимо отметить, что корпус КР изготовлен из композитных материалов с последующим нанесением покрытия, поглощающим излучение РЛС, работающим в Х-диапазоне. Анализ фотоматериалов позволяет утверждать, что  форму корпуса ракеты была изменена с целью повышения аэродинамических качеств. Фактически, пакистанские конструкторы и инженеры продемонстрировали способность создания нового авиационного боеприпаса в достаточно сжатые сроки – в течение трех лет, поскольку первый масштабный макет КРВБ «РААД-2» был продемонстрирован только в 2017 г.

Некоторые   китайские аналитики высказывают предположение, что подобные достижения в области разработки новых авиационных средств поражения стали возможны только при содействии предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР. Так, в 2019 г. на профильных выставках в Поднебесной были продемонстрированы высокоэффективные компактные одноразовые турбовентиляторные двигатели серии «AEF», предназначенные для установки в КР и ПКР.

В данном аспекте отметим, что специальные службы ведут активный поиск достоверной информации об участии конкретных китайских компаний в ракетной программе Пакистана. Китайские обозреватели отмечают, что премьер-министр Индии Нарендра Моди требует от Исследовательско-аналитической службы активизации работы по данному аспекту китайско-пакистанского военно-технического сотрудничества.

По данным китайских источников, КРВБ «РААД-2» обладает достаточно высокой точностью, что обеспечено за счет приемника сигнала системы глобального позиционирования «Бэйдоу». Космические аппараты данной системы обеспечивают навигацию в 130 странах мира.

Выбор самолета в качестве носителя КРВБ, как средства нанесения тактического ядерного удара обусловлен гибкостью действий истребителей, поскольку в случае изменения оперативной обстановки пилот может выполнить перенацеливание ракеты. Кроме того истребитель обладает большей боевой устойчивостью в сравнении с долговременными шахтными пусковыми установками или подвижными грунтовыми ракетными комплексами, поскольку их места дислокации первых  и маршруты движения вторых известны заблаговременно.

По мере освоения серийного производства КРВБ «РААД-2» у ВВС Пакистана появится возможность снять с вооружения устаревшие ракеты «Хатф-8», которые обладают дальностью пуска всего 350 км, а также недостаточной точностью.

Китайские специалисты обращают особое внимание на то, что хотя испытательный пуск КРВБ «РААД-2» и был проведен с истребителя «Мираж-5», однако Командование ВВС Пакистана рассчитывает, что разработчикам боеприпаса удастся ввести данное авиационное средство поражения в номенклатуру боеприпасов истребителя JF-17. Представители ВВС Пакистана отмечают, что потенциал упомянутого боевого самолета не раскрыт полностью и он вполне может стать заменой для устаревающих истребителей F-16.

52.2MB | MySQL:103 | 0,474sec