Об очередном резком обострении военно-политической ситуации в Йемене

Организация Объединенных Наций констатирует очередной виток эскалации насилия в Йемене. Об этом заявил 18 февраля  спецпосланник генсека ООН по Йемену Мартин Гриффитс, выступая на заседании Совета Безопасности. «За последние месяцы военная конфронтация серьезно обострилась, — отметил Гриффитс. — Обе стороны обменялись воинствующей риторикой и установили военные цели». По его информации, основные столкновения произошли в районе Нихм провинции Сана, а также в провинциях Эль-Джауф, Мариб и Саада. «Я с сожалением вынужден сообщить о десятках пострадавших среди гражданского населения, росте числа беженцев и уроне, нанесенном школам и больницам», — продолжил представитель ООН. Заместитель постпреда России при ООН Владимир Сафронков напомнил, что в апреле этого года кровопролитной войне в Йемене исполнится 5 лет. «Надо положить конец этому конфликту, — подчеркнул он. — Эта трагическая дата должна побуждать все йеменские стороны включиться во всеобъемлющий политический процесс, нащупать компромиссы по комплексу фундаментальных вопросов урегулирования». В Йемене с августа 2014 года продолжается противостояние между правительственными силами и мятежниками-хоуситами, которые в настоящее время контролируют столицу страны Сану.

Сразу отметим, что ситуация в Йемене не просто обострилась, а самым серьезным образом изменилась. И не в пользу Саудовской Аравии, поведение  которых в общем-то в нынешней ситуации вызывает определенные вопросы.  Но для начала надо напомнить динамику ситуации в провинции Джауф за последние три дня. Если оценивать ее грубо, то эта провинция перешла под полный контроль хоуситов практически без единого выстрела. При этом никаких усилий с точки зрения купирования наступления  мятежников посредством своей авиации саудиты не предприняли. Напомним, что эта провинция граничит с провинцией Саада на севере страны и располагается  на границе с КСА. Такой захват этой провинции случился, как полагают эксперты, во многом  благодаря соглашательской позиции ополчения партии «Ислах» под командованием одного из трех лидеров этой партии Хашима аль-Ахмара. Провинция Джауф (как и Мариб) в некотором роде считалась зоной ответственности именно Саудовской Аравии, которые полностью контролировали и снабжали находящееся там ополчение. Эта провинция входила в так называемый 6-ой военный округ, в нем располагалось 12 бригад общей численностью 82 тыс. человек, на содержание которых Эр-Эрияд тратил ежемесячно порядка 10,5 млрд йеменских риалов. Каждый солдат получал ежемесячное жалованье в размере 2000 саудовских риалов, а офицерские оклады варьируются от 3500  до 4500 риалов в зависимости от ранга офицера.  Кроме того, бригады правительственной армии  в этой провинции получали «премию» лично от короля Сальмана каждые шесть месяцев на каждого военнослужащего, которые эквивалентны  трехмесячной зарплате солдата  в саудовской валюте. По факту, по данным ревизии, выяснилось, что фактически в армейских частях в этой провинции было на конец февраля сего года только 5000 солдат и офицеров, 10 000 ополченцев из числа партии «Ислах». То есть 67 000 бойцов по факту были «мертвыми душами». То есть, Хишам аль-Ахмар каждый месяц получал за счет жалования фальшивых солдат своей бригады   201 000 000 саудовских риалов. При этом он и его ближний круг активно воровали из сумм, выделяемых на питание этих бригад, которые составляют около 8 млрд йеменских риалов в месяц. Это не говоря о выше указанных премиях короля Сальмана. То есть, по самым грубым подсчетам Хишам аль-Ахмар «сгенерировал» в свой карман за четыре года, которые он возглавляет этот военный округ, не менее 5 млрд саудовских риалов. При этом никакого сопротивления хоуситам эти солдаты не оказали, а просто ушли в Мариб.

Теперь на очереди Мариб, который хоуситы планирует захватить в ближайшее время. На сегодня они выдвинули ультиматум местному командованию и губернатору провинции, в котором требуется ежемесячно перечислять в Сану налог от сумм, которые получают расположенные в этой провинции энергогенерирующие мощности, снабжающие электроэнергией большую часть страны. При этом местная племенная верхушка Мариба требует от губернатора принять этот ультиматум. Но даже без этого момента Сана и так уже снабжается из Мариба нефтью и электроэнергией. После установления контроля над Марибом хоуситы планируют выдвинуться на юг и возможно снова штурмовать Аден. При этом после падения Джауфа и с большей долей вероятности Мариба север Йемена автоматически переходит под контроль хоуситов. Тем более, что основные правительственные силы, которые подчиняются  тому же законному президенту А.М.Хади и вице-президенту Али Мохсену аль-Ахмару сосредоточены  в трех самых ключевых с точки зрения экономики и нефтяных запасов провинциях на юге страны Хадрамауте, Махре и Шабуа. Причем в Махре, которую в КСА рассматривают как возможную территорию для прокладки альтернативных нефтепроводов к Индийскому океану, на прошлой неделе уже произошли вооруженные стычки между проправительственным ополчением и саудовскими военными.

В связи с большой вероятностью вооруженной экспансии хоуситов на юг Йемена возникает вопрос о позиции Южнойеменского переходного совета (ЮПС) по этому вопросу. На сегодня ЮПС отказывается воевать с хоуситами, мотивируя это тем, что правительство А.М.Хади не выполняет условия заключенного в прошлом году договора. Силы ЮПС сдали оружие, но при этом правительство А.М.Хади отказывается переводить им жалование, как это было предусмотрено соглашением. Напомним, что ОАЭ уходя из Йемена, договорились с КСА о том, что теперь они отвечают за финансирование сил ЮПС. Это ключевое условие соглашения не выполняется. В этой связи ОАЭ выдвинули следующие предложение Саудовской Аравии: они готовы вмешаться в ситуацию и отстоять Мариб, но при наличии нескольких условий:

  1. Отставка нынешнего министра обороны законного правительства, который, по определению Абу-Даби, только «ворует и ничего не делает».
  2. Выплата жалования силам ЮПС ежемесячно.
  3. Возвращение оружия отрядам ЮПС, в том числе китайского вооружения, которое было закуплено предыдущим правительством Йемена, но было реквизировано Саудовской Аравией и хранится сейчас на арсеналах на юге Йемена.
53.01MB | MySQL:103 | 0,479sec