Пакистан оценивает закупку в Китае ударных вертолетов Z-10

По информации китайского специализированного военно-технического издания «Мир авиации» (официальный печатный орган китайской авиастроительной корпорации) опубликованной на официальном сайте 5 марта, Пакистан рассматривает возможность закупки ударных вертолетов Z-10 китайского производства в случае, если Турция и США не выполнят свои обязательства по поставке машин Т-129 и AH-1Z, соответственно. Ранее, 21 января стало известно, что Пакистан дал согласие продлить срок поставки 30 ударных вертолетов T-129 «Атак» на один год, чтобы позволить турецкой компании Turkish Aerospace Industries (TAI) «обойти» запрет США на реэкспорт двигателей американской разработки.

Китайские обозреватели военно-технических изданий сообщили, что 6 января руководитель Директората оборонной промышленности Турции Исмаил Демир подтвердил, что Пакистан согласился дать Турции еще один год для решения проблемы. Турецкая компания рассчитывает, что вскоре сможет разработать национальный двигатель для T-129. Предполагается, что через год либо Турция создаст свою силовую установку, либо руководство США предоставит экспортную лицензию на поставку существующей. В 2018 году Turkish Aerospace Industries подписала контракт стоимостью 1,5 млрд. долл. на поставку 30 ударных вертолетов T-129 «Атак» Пакистану, предполагая, что правительство США разрешит реэкспорт американских двигателей LHTEC T800-4A. Тем не менее, руководство Соединенных  Штатов данного разрешения не предоставило и в настоящее время TAI рассчитывает, что ее дочерняя компания Tusas Engine Industries сможет разработать национальный двигатель для замены T800.

Хотя TАI уже разрабатывает силовую установку для многоцелевого вертолета T626 и перспективного ударного вертолета T429, пока не ясно, сможет ли она завершить проект в необходимые сроки и сможет ли этот двигатель заменить T800 без ухудшения характеристик вертолета. По данным СМИ КНР, в 2017 году TАI приступила к реализации «Проекта по разработке турбовального двигателя» (TEDP) для преодоления зависимости Турции от иностранных производителей в данном сегменте. Инициатива направлена на обеспечение возможности проектирования, разработки и испытаний турбовальных двигателей в Турции, включая национальный двигатель мощностью 1400 л.с., который будет интегрирован в существующие вертолеты. Предполагается, что проект TEDP будет реализован в течение восьми лет, а первые серийные двигатели будут доступны в 2025 году, что значительно превышает годичный срок, предоставленный Пакистаном.

Известно, что на выставке в китайском городе Чжухай в 2016 году была представлена экспортная версия легкого ударного вертолета Z-10 с литерой K, который предназначен для поставок в подразделения армейской авиации (АА) Вооруженных Сил (ВС) Пакистана. Данная машина комплектуется газотурбинным двигателем (ГТД) WZ-16 производства КНР, который по заявлениям компании-производителя обладает мощностью 1300-1500 л.с., что значительно больше, чем у предыдущей версии – WZ-9, однако до сих пор остается открытым вопрос о надежности двигателя, межремонтных интервалах и суммарном ресурсе силовой установки.

В борьбе за тендер китайские производители сначала направили в Пакистан три вертолета для проведения испытательных полетов и других тестов, в ходе которых вскрылись следующие недостатки: недостаточная тяга двигателей при высокой температуре воздуха; неэффективная работа кондиционера в кабине. При обстреле кабины выяснилось, что необходимо усилить бронирование кресел пилота и штурмана, а также увеличить толщину остекления для защиты экипажа от обстрела с земли при применении стрелкового оружия калибра 12,7 мм. После доработки конструкции и отдельных узлов в Пакистан были направлены еще четыре вертолета, которые должны были продемонстрировать «работу над ошибками».

С учетом проведенных в Пакистане испытаний базовой версии вертолета было усилено бронирование кабины пилотов за счет размещения дополнительных листов композитной брони ZJYP 9110-200 за и по бокам сидений пилота и штурмана. Бронированные стекла кабины способны вы- держать попадание выстрелов пулеметов калибра 12,7 мм, что явно недостаточно в условиях увеличения калибра орудий зенитной артиллерии. Очевидным преимуществом китайских ударных вертолетов перед российским Ми-35 и американским AH-1 является их цена, которая по данным СМИ КНР не превышает 20 млн долл. США за единицу. В случае подписания контракта ВС Пакистана направят китайские вертолеты в наиболее подготовленные части, а именно 31, 33 и 35-ю эскадрильи АА.

Также известно, что в ходе борьбы за пакистанский контракт китайские производители вертолетной техники предложили официальному Исламабаду расширить номенклатуру бортового вооружения Z-10 за счет следующих образцов ВВТ:

– противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) большой дальности AG-300M/L (дальность пуска 18 и 40 км соответственно);

– ПТУР «Хунцзянь-8»;

– зенитная управляемая ракета (ЗУР) TY-90» (дальность пуска 6 км);

– ракеты класса «воздух-земля» СМ-502KG (средняя дальность);

– высокоточные бомбы YZ-200;

– оперенная корректируемая планирующая бомба LS-6/50 XL;

– контейнерная система постановки помех.

В заключение необходимо отметить, что по соотношению цена/качество китайский Z-10 является одним из самых дешевых ударных вертолетов в мире, однако без надежного и более мощного двигателя невозможно повысить его боевые характеристики, а также улучшить бронезащиту кабины и ключевых узлов. С другой стороны, китайские специалисты внимательно отслеживает ситуацию с возможной поставкой Пакистану ударных вертолетов Ми-35 российского производства, поскольку для российских производителей в данной ситуации логично попытаться компенсировать свои потери в военно-техническом сотрудничестве в Индии на традиционных американских рынках сбыта вооружений.

52.18MB | MySQL:103 | 0,473sec